Почему тяжело продавать казахстанскую продукцию в Китае, даже когда рынок открыт

Об этом и многом другом говорил на встрече с журналистами в Алматы директор подразделения мороженого компании «Шин-Лайн» Дмитрий Докин во вторник, 20 августа

Дмитрий Докин
ФОТО: архив пресс-службы
Дмитрий Докин

По данным Euromonitor, годовой рынок мороженого в Казахстане оценивается в 84 млрд тенге. «Шин-Лайн», как заявляют в самой компании, остаётся лидером этого рынка с долей 35% в Казахстане. Как заявил Дмитрий Докин, казахстанские производители мороженого, как и сам рынок, растут примерно на 3% в год. В этом году его объём, по оценкам Euromonitor, достигнет порядка 36-40 тыс. тонн в год. Для сравнения, в России, в пересчёте на душу населения, объёмы примерно такие же. Сам же «Шин-Лайн» за 7 месяцев 2019 по отношению к аналогичному периоду прошлого года в натуральном выражении вырос на 20% и на 30% - в деньгах. Этот год мороженщики называют очень успешным - компания раньше никогда так не росла, расширяя продуктовый портфель и географию продаж.

Доля экспорта компании выросла с 7% до 12%, рост в денежном выражении увеличился в 2,23 раза. Сегодня «Шин-Лайн» продаёт свое мороженое в 8 странах: России, Монголии, Китае, Азербайджане, Беларуси, Кыргызстане, Узбекистане, Таджикистане. Рынок России ближе, и населения там много. Поэтому несмотря на жёсткую конкуренцию (там работают 124 производителя мороженого), больше всего продукции по объёму в тоннах компания продает в России. Лидером продаж в РФ является премиальный продукт «Бахрома».

Внимательно смотрят и на Узбекистан, поскольку по количеству населения в Средней Азии это – самый большой рынок. Там, кстати, рост продаж «Шин-Лайна» в 2019 составил 280%.

- Там была реклама, нас поддержали блогеры, поэтому нам важно завоёвывать лидерство в Узбекистане как импортного производителя. Мы сейчас продаём там больше мороженого, чем Nestle и Unilever, - заявил Дмитрий Докин. - Главное, что мы слышим хорошие отклики на рынке, и, думаю, мы там продолжим динамичный рост. У нас хорошая динамика роста и в Беларуси, хотя из-за дальности там практически не видят казахстанских товаров.

И если в Узбекистане лидер продаж - линейка «Бахрома», то в Китае ещё хорошо стал продаваться «Мишка на полюсе» - после того как президент России Владимир Путин подарил китайскому лидеру Си Цзиньпину сундук с пломбиром.

При этом казахстанские мороженщики столкнулись в Китае с неожиданной проблемой. И это даже не таможенные или санитарные барьеры (рынок открыт для мороженого) и не пресловутая непереносимость лактозы жителей Китая. Оказалось, если в Узбекистане сладость мороженого кажется идеальной, то в Поднебесной она считается уже приторной.

- Мы понимаем, что нам делать на постсоветском пространстве, поскольку имеем опыт и знания о рынках стран этого региона. А вот в Китае сложнее - чтобы иметь большие продажи и развитие, нужно создать отдельные вкусы и мороженое. Если мы поставим себе цель и далее развиваться на китайском рынке, нам придётся делать отдельные продукты и вкусы, не такие сладкие, - признался собеседник. – Вообще мы знаем цифру продаж производителей мороженого СНГ в Китае и понимаем, что мы торгуем там в тех же объёмах, что и лидеры российского рынка. Но мы находимся на распутье. В следующем году мы запускаем новую фабрику, и у нас будет профицит производственных площадей летом-осенью 2020 – тогда, наверное, для нас это будет актуально, и мы вынуждены будем создавать новые продукты. Но нам надо провести исследования китайского рынка. Например, там потребители много мороженого покупают онлайн. А для этого, значит, нужна яркая упаковка. Словом, мы на  стадии принятия решения. Да, Китай находится в 240 километрах от Алматы и там полтора миллиарда населения, это притягательно. Но все непросто, нужно много работать.

В Кыргызстане за отчётный период наблюдался рост в 54% в натуральном выражении и 73% - в денежном. Рынок Монголии показывает стабильные продажи с перспективой роста порядка 25%.

Возвращаясь на родной рынок, собеседник поведал: бестселлером продаж в Казахстане по-прежнему остается «Бомба». Лидером роста в Казахстане в этом сезоне был город Алматы, обеспечивающий около 2/3 продаж через крупные торговые сети. Также в отдельных регионах продажи росли опережающими темпами. Так, увеличились продажи в Караганде - на 27%, Кокшетау – на 24%, а в Актау – сразу на 59%.  Что касается самых популярных брендов, прирост продаж за 7 месяцев 2019, по сравнению с аналогичным периодом 2018, мороженого «Бахрома» составил 137%, «Байтерека» - 63%, «Мишки на полюсе» - 51%, «Джусиков» - 39%, «Миши» - 27%.

Казахстанцы едят мороженое в основном на улице. Поэтому производители говорят: в конце августа сезон мороженого уже фактически закончился. Любопытный факт: если сравнить одинаковые дни с одной и той же температурой, погодой, солнечностью весной и осенью, то весной потребление мороженого будет в полтора раза больше, потому после зимы у потребителя более позитивное настроение. Всё наоборот - осенью. Поэтому одна из главных целей, которую ставят перед собой казахстанские производители мороженого, – добиться того, чтобы люди активно употребляли продукт осенью и зимой дома.

- Как только мы приучим казахстанцев есть мороженое дома с семьёй, так они не будут забывать покупать его и зимой, - признался г-н Докин. - Поэтому мы создаём сейчас много рулетов, поленьев и тортов-мороженого.

А что любят казахстанцы? На севере страны вкус сформировали российские поставщики, которые «подсадили» потребителя на мороженое в стаканчиках. На западе Казахстана чаще всего предпочитают эскимо. А на юге едят все – и рожки, и эскимо и стаканчики. Хотя в целом стаканчики традиционно удерживают 30-35% всех продаж.

А каково казахстанское содержание в отечественном мороженом?

- Разная упаковка производится в Казахстане, Китае и России, - сообщил представитель «Шин-Лайн». - Патент на съёмные тюбики имеет Южная Корея, их покупаем там. Палочки для эскимо - из Китая. Будут у нас ещё пластиковые палочки, которыми дети смогут играть – их целый контейнер мы заказали в Чили. Молоко, масло, сливки местные. Орехи – из Ирана и Узбекистана. Какао – из Ганы и Кот-д’Ивуара.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
9827 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
9 июля родились
Галим Хусаинов
председатель правления АО «БанкЦентрКредит»
Даулетхан Килыбаев
главный директор по инвестициям Al Falah Capital Partners
Айдын Кульсеитов
заведующий отделом стратегического планирования администрации президента РК
Ричард Эванс
бывший независимый директор АО «Самрук-Қазына»
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить