Почему растут цены на лекарства и зачем антимонопольщики предлагают отменить регулирование фармрынка

10583

«Отпустить вожжи» предлагает Агентство по защите и развитию конкуренции. На чем основана эта инициатива, в интервью Forbes.kz рассказал заместитель председателя агентства Марат Омаров

ФОТО: © savvadad / Pixabay

F: Марат Талгатович, фармацевтический рынок с прошлого года находится под всеобщим пристальным вниманием. И все обратили внимание на совершенно сумасшедший рост цен на лекарства. Что происходило и происходит на этом рынке?

- Могу однозначно сказать, что рост был необоснован по целому ряду причин. Агентству было поручено разобраться с ценами на лекарственные средства, в первую очередь антиковидные, подключиться к работе по ценовому регулированию лекарственных средств. Мы плотно работали с Национальным центром экспертизы, всеми заинтересованными сторонами. И что мы выявили? Многие вещи, которые были заложены в ценообразовании, были не совсем обоснованы. По ряду позиций завышение было на 30-40% необоснованным. Поэтому, проведя анализ, мы дали рекомендации Министерству здравоохранения в части ценообразования.

Марат Омаров
ФОТО: © архив пресс-службы
Марат Омаров

F: За счет чего складывались, по вашему мнению, эти 30-40%? И что АЗРК понимает под необоснованностью?

- Конкретно в тех случаях - это заявленные маркетинговые расходы, которые никак не были подтверждены. Ценообразование должно быть обоснованным и доказанным. Сегодня это должно выглядеть так: заявитель (поставщик, производитель) лекарственного препарата приходит в Национальный центр экспертизы и предоставляет перечень документов, обосновывая свою цену. В этих документах информация: по какой цене продал препарат завод-производитель, расчеты транспортных расходов, маркетинговых расходов и так далее. Мы выявили, что заявленные маркетинговые расходы (реклама, SMM и прочее) не были подтверждены документами. Если подтверждения нет, они не могут приниматься.

Транспортные расходы несколько сложнее проверить. Но мы увидели, что производители отпускают продукцию в Казахстан по достаточно адекватной цене, а стоимость растет уже по моменту въезда в Казахстан и при регистрации. То есть аргумент, что мировые глобальные фармкомпании отпускают дорого на Казахстан, потому что рынок маленький, не работает. Мы видим, что ценообразование непрозрачное уже при ввозе лекарств в нашу страну.

F: Но при этом, когда в 2020 году произошел резкий рост цен на лекарства, на маски, Минздрав официально заявлял, что это оправдано, поскольку выросли цены на сырье.

- В идеале, если у нас рынок насыщенный, если есть достаточно много поставщиков и емкость рынка большая, то в классическом понимании цену определяет рынок. Действительно, когда наше агентство было создано, средние цены на маски были в районе 130-140 тенге за маску, средние цены на ПЦР-тесты были в районе 18500-20000 тенге. Понятно, что аргументы были про сырье и так далее, но когда мы начали проверять, выяснили, что все эти цены были не обоснованы. Сырье в себестоимости было не выше 30-40% от цены, транспортные расходы были в принципе на допустимом уровне.

Сравнительный анализ структуры цен на производство одной медицинской маски позволил установить нерациональность затрат на покупку сырья, материалов, административных расходов, завышение норм расходов сырья. Также мы увидели, что после своевременных поставок сырья цены на материалы стабилизировались, но дистрибьюторы и аптеки поддерживали цены на уровне предельных. С точки зрения антимонопольного законодательства, предельные цены являются индикатором «подтягивания» бизнесом стоимости масок к максимальной цене. По нашей инициативе приказ об установлении предельных цен на маски был отменен, и сейчас, вы сами видите, цены держатся в пределах 15-30 тенге за маску, и это - адекватная цена.

Мы убеждены, что цена должна быть определена рынком. Но и в классической теории экономики есть такие вещи, когда рынок не работает, идет необоснованный рост цен. В таких ситуациях мы, как антимонопольный орган, в первую очередь думаем о потребителях и защищаем их интересы.

F: А отечественные предприятия? Статистика показывает, что казахстанское фармпроизводство растет активно, за прошлый год рост превысил 40%. Но вместе с этим растут и цены - тоже очень активно.

- Понимаю, мы это тоже изучали. Если говорить о результатах анализа цен локальных производителей, ситуация такова: себестоимость заложена в тенге, и за счет курсовой разницы, минуса транспортных расходов и так далее цена отечественных препаратов, дженериков, в отличие от оригинальных, которые привозят из-за рубежа, все равно ниже. Конечно, возможно, у кого-то возникают вопросы по качеству, но это больше вопрос отрасли, стандартов.

Мы, как антимонопольный орган, очень заинтересованы в росте фарминдустрии, росте локализации. Даже сам рост массы дженериков дает нам уверенность в том, что развивается реальная конкуренция, есть альтернативные поставщики, есть местные заводы, которые могут конкурировать, и тем самым, по законам экономики, когда у тебя растет количество поставщиков, если качество достойное, соответственно, цена ниже и доступность лекарственных средств есть.

По некоторым препаратам, допустим, тот же «Ксарелто», который стал очень востребованным в период пандемии, - у нас один поставщик на всю страну. Нет локального производства, и поэтому очень высокая цена. Здесь очень тяжело рекомендовать и тем более - диктовать условия, потому что это - монополист, у него эксклюзивное право поставки, и он может просто отказаться от поставки препарата. А мы останемся без нужного препарата.

F: Раз уж вы вспомнили про «Ксарелто» - к этому препарату были претензии к Минздраву, что установлена предельная цена в разы выше рыночной. И, соответственно, рынок тут же «подтянулся» до предельной цены.

- Да, этот факт мы тоже отмечали. Но мы не можем тут диктовать условия, потому что замены этому препарату на нашем рынке нет. Это системная проблема, и для ее решения нужно, чтобы наше местное производство было максимально локализировано.

Проблему здесь мы видим такую: с точки зрения нашего анализа, очень много барьеров для местного производства вывести тот или иной препарат и встать на замену, условно, тому же «Ксарелто», предложить лучшую цену за то же качество. Очень много жалоб было, что на регистрацию препарата уходит много времени, и это очень дорогой процесс. Во всем мире, наоборот, дают скидки, вот сейчас в пандемию центры экспертизы по всему миру дают скидки своим отечественным производителям - если они вложились в НИОКР, в производство, готовы локализовать свой продукт в стране. А у нас тот же центр в лице Минздрава ставит барьер для выход на рынок новых препаратов. Тут большой вопрос.

F: В чем заключается барьер?

- Если я хочу, допустим, выпустить новый препарат или составить конкуренцию, предложить ниже цену, я должен обратиться в центр экспертизы, зарегистрировать препарат, что займет от 6 до 8 месяцев, я должен заплатить за регистрацию. Но главное - я теряю 6-8 месяцев до выхода на рынок.

F: Но ведь центр экспертизы проводит и проверку качества. Можно провести проверку качества за более короткий срок?

- Я говорю только про цену, 6-8 месяцев - это регистрация цены. И это очень долго. Получается так, что пока регистрировали новые препараты, из-за дефицита на рынке было принято решение о разовом ввозе. Привезено большое количество препаратов, вне системы, потому что был дефицит. И естественно, нишу по дефициту закрыли, и закрыли на несколько лет для нашего отечественного фармпроизводства.

F: У наших производителей наоборот же - везде зеленый свет.

- Не соглашусь. На производителей здесь очень большая регуляторная нагрузка. Цена регистрации, время, приказы о предельных ценах, которые должны согласовываться два раза в год. И рынок ждет, пока эти цены опубликуют, а публикации эти занимают от 5 до 6 месяцев иногда. И отечественный товаропроизводитель 5-6 месяцев не может просто продавать препарат, потому что нет приказа. Вот вам пример: некоторые цены должны были быть опубликованы 10 января; сегодня у нас июнь, и цен еще нет. То есть с января по июнь игроки на рынке не могут продавать. По старым ценам, конечно, они могут продавать, но рынок-то меняется, заводы дают другие цены, это же процесс. Поэтому не всегда, как вы говорите, зеленый свет.

F: Вы предлагаете дерегулирование этого рынка?

- Да, мы как антимонопольный орган, против вообще идеи ценового регулирования. Потому что ценовое регулирование само по себе подразумевает, что рынок не работает. Поэтому мы предложили дерегулировать ценообразование в опте и рознице.

Оно должно быть поэтапным. Необходимо определиться со списком лекарств, которые могут быть выведены из- под регулирования. Определять этот список, конечно, должно Министерство здравоохранения.

Мы предлагаем использовать такой подход: нужно исходить из принципа, сколько поставщиков препарата есть в Казахстане. Есть ли монополист, который имеет эксклюзивное право ввоза; есть ли отечественные производители, которые производят альтернативные препараты. И по тем препаратам, где есть конкуренция, - вводить дерегулирование.

Также мы рекомендуем максимально автоматизировать процесс ценообразования, формирования предельных цен. Регистрация заявок, подача документов, прохождение экспертизы - всё это может быть оцифровано, и тогда наглядно будет видно процесс ценообразования и сам процесс будет ускорен.

F: Не боитесь, что после отмены регулирования поставщики могут резко поднять цены?

- Если такие факты будут, мы оставляем за собой право реагирования, у нас есть для этого инструменты. Но мы хотим, чтобы таких производителей, поставщиков на рынке было не 2-3, как сейчас, а 5-6 альтернативных, чтобы была конкуренция. Тогда проблемы не возникнет.

Мы предлагаем дерегулирование только там, где есть определенное количество поставщиков и производителей. Где есть конкуренция. И если по этим препаратам цена пойдет вверх и мы выявим, что был какой-то ценовой сговор, у нас есть инструменты реагировать и наказывать за это.

F: Ваши предложения - на долгосрочный период и в расчете на то, что придут инвесторы, новые производители. А если не придут?

- Это же бизнес. Фармрынок растет достаточно хорошими темпами, и есть много инвесторов, которые уже сейчас рассматривают рынок Казахстана. Мы инициировали встречи с нашими институтами развития и предложили им предусмотреть разные программы льготного кредитования для потенциальных отечественных и зарубежных инвесторов, готовых вкладывать в нашу фарминдустрию. И есть уже потенциальные заявители, которые разработали ТЭО, планы, финмодели, они готовы инвестировать. Но все в один голос говорят, что есть чрезмерная зарегулированность рынка. То есть бизнес-кейсы есть, бизнес это окупаемый, но мешает регуляторная нагрузка.

F: На нашем рынке есть один большой и крупный игрок - ТОО «СК-Фармация». Вы не считаете, что его присутствие тоже создает сложности для развития?

- Мы проводим сейчас соответствующий анализ по статусу «СК-Фармации». Это действительно крупный игрок на этом рынке, который, мы считаем, очень сильно влияет на ценообразование лекарственных средств на нашем рынке.

Мы уверены, что путь вперед - это рыночное ценообразование, и если присутствует государство, оно должно положительно влиять на эти вещи.

Наши рекомендации пока еще в процессе. Но по тому, что мы видим, уже очевидно, что нужна реформа «СК-Фармации».

F: Какая именно?

- Нужно пересмотреть статус компании, стратегию. Чтобы они поэтапно отдавали те или иные функции в рынок. Мы анализируем сейчас их работу и по итогам дадим свои более практичные рекомендации.

F: Есть способ прийти к рыночному ценообразованию в Казахстане без шоков и потрясений?

- Это делается только через локализацию производства, здоровую конкуренцию, исключение абсолютно всех барьеров по выходу новых лекарственных средств на рынок, автоматизацию всех процессов в Национальном центре экспертизы и поддержку импортозамещения. Нужно исключить зависимость от зарубежных поставщиков. И опять же - конкуренция и конкуренция.

Эту работу мы проводим. Уже разработаны поправки в законодательство, мы обязательно будем все это обсуждать с участниками рынка. И надеюсь, уже с 2022 года появятся первые положительные изменения.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить