Почему «Эйр Астана» против нового терминала аэропорта Алматы

Об этом на пресс-конференции в южной столице рассказали руководители воздушной гавани

Фото: Олег Спивак

В понедельник, 15 мая, с казахстанскими журналистами встретились руководители АО «Международный аэропорт Алматы» («МАА») и рассказали о проблемных и перспективных вопросах развития компании.

Президент АО Айбол Бекмухамбетов вкратце подвел итоги работы в предыдущем году: аэропорт Алматы уверенно закрепил статус крупнейшего в Казахстане и в Центральной Азии, обслужив в 2016 4,8 млн пассажиров. В нынешнем году планируется обслужить уже более 5,5 млн пассажиров, или в среднем 160 вылетов самолетов в сутки. Ежегодно аэропорт платит более 3 млрд тенге налогов, по итогам 2016 воздушная гавань заработала около 2,5 млрд чистой прибыли.

Сегодня здесь проводится работа по строительству нового здания для цеха бортового питания, VIP-терминала для бизнес-авиации. Начата и в ноябре будет закончена реконструкция одной из двух взлетно-посадочных полос, после чего пропускная способность аэропорта вырастет с 13 до 20 взлетно-посадочных операций в час. Как сообщил г-н Бекмухамбетов, по производственным показателям алматинские воздушные ворота входят в десятку лучших аэропортов СНГ, по экономическим показателям порт второй год подряд попадает в первую сотню крупнейших аэропортов мира.

Айбол Бекмухамбетов.
Фото: Олег Спивак
Айбол Бекмухамбетов.

- Наряду с положительными сторонами нашей работы имеются и недостатки. Мы ежедневно мониторим интернет-порталы, прессу, встречаемся с представителями авиакомпаний. Мы в курсе всех высказанных жалоб и нареканий в наш адрес и по горячим следам пытаемся устранять недочеты, - заверил Айбол Бекмухамбетов. - Большинство негативных замечаний возникают из-за недостатков в общепите, частном извозе, а также по ограниченности терминальных площадей. Сегодня мы активно работаем над этими вопросами. И надеемся навести здесь порядок.

Так, например, чтобы решить проблемы с приставанием таксистов к пассажирам, аэропорт привлек три официальные службы такси. В прочем, это помогло лишь частично – со временем и некоторые водители «официалов» стали приставать к прилетающим. И даже были случаи, когда водители этих таксопарков намеренно наезжали на ноги представителям службы безопасности аэропорта.

Теперь в аэропорту поменяется место стоянки официальных такси. А на выходе из здания, как в других больших аэропортах мира, будет стоять координатор со свистком. Он будет регулировать движение такси, которые теперь будут подъезжать и обслуживать пассажиров в порядке живой очереди.

Что касается наболевшей темы – цен в кафе аэропорта – тут руководство развело руками и еще раз подчеркнуло, что не может влиять на ценообразование в общепите.  Тем более, что часть площадей в аэропорту было выкуплено в частную собственность давным-давно.

Была поднята и проблема загрузки аэропорта. Руководители рассказали: по расчетам воздушная гавань может обслуживать около 14 млн пассажиров в год, а потому сейчас загружена всего на 30%. Другое дело, что из-за неравномерности распределения рейсов в течение суток в некоторые часы (ночью и утром) наблюдается столпотворение, а в некоторые аэропорт пустует. И тут ничего не поделаешь – так удобно летать авиакомпаниям.

Отсюда у журналистов возник вопрос: почему аэропорт не достраивает уже возведенный каркас нового терминала?

Кобланды Тумышев.
Фото: Олег Спивак
Кобланды Тумышев.

- Недостроенный терминал мы законсервировали в 2010 году, когда в аэропорт пришла наша команда, - рассказал первый вице-президент АО «МАА» Кобланды Тумышев. - Дело в том, что предыдущее руководство аэропорта, когда приняло решение строить этот терминал, спроектировало его как здание для международных вылетов. А существующий терминал предполагалось оставить для местных рейсов. С этой концепцией в итоге не согласились в «Эйр Астане».

Дело в том, что у этой авиакомпании одни и те же самолеты используются как для внутренних рейсов, так и для международных. И вот, например, прилетит их самолет из Актобе, а через полтора часа ему надо улетать в Пекин. Значит, самолет надо будет перебазировать из одного терминала в другой. Для этого лайнеру надо будет пересечь две работающие взлетно-посадочные полосы. То есть, инфраструктура аэропорта, которой будет пользоваться «Эйр Астана», будет находиться с одной стороны взлетно-посадочной полосы, а новый терминал – с другой. Президент «Эйр Астаны» Питер Фостер назвал эту ситуацию «катастрофой». Он привел пример: некоторые аэропорты мира, например, Манилы и Бомбея, оказались в такой же ситуации и до сих пор не могут оправиться и наладить свою работу, потому что полосы мешают.

По словам спикера, несколько лет назад аэропорт нанял немецкую проектную компанию, которая провела аудит недостроенного терминала. Зарубежные эксперты пришли к выводу: лучше снести недостроенное здание и на его этом построить комбинированный терминал сразу с международными и внутренними вылетами. Это было бы гораздо удобней и национальному перевозчику, и другим авиакомпаниям.

Недостроенный терминал аэропорта Алматы.
Фото: © Depositphotos.com/mahoks
Недостроенный терминал аэропорта Алматы.

Но почему аэропорт не берется за новую стройку?

- В 66 пункте послания президента «100 шагов» сказано о строительстве нового аэропорта вблизи Алматы. И это «вблизи» пока не дает нам возможности расширяться. Почему? Дело в том, что из Сингапура, Кореи и Катара уже возникали желающие построить с нуля новый аэропорт (под Капчагаем или в Жетыгене. – F), но при условии, что существующий будет закрыт. Если это произойдет, то какой нам смысл затевать расширение существующего терминала? – задался вопросом Кобланды Тумышев. - Допустим, мы потратим на это $120 млн, а в следующем году правительство начнет строить новый аэропорт. Значит, наши инвестиции не окупятся и уйдут в никуда. А бизнесмены так не поступают. Поэтому мы ждем, когда правительство поставит точку в этом вопросе.

С другой стороны, заявил спикер, расширение действующего аэропорта неизбежно приведет к удорожанию услуг воздушной гавани, а, следовательно, и авиабилетов.

- Новую пристройку надо будет обогревать, освещать, кондиционировать. За все придется платить. Еще большой вопрос, что все пассажиры согласятся с этим - резюмировал собеседник.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
7131 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
25 февраля родились
Аскар Аукенов
Главный редактор журнала Forbes Kazakhstan
Жанар Абдыкаримова
Независимый директор АО «Фонд недвижимости «Самрук Казына»
Болат Назаров
Замгендиректора по проекту разведки Имашевского месторождения ТОО "КазРосГаз"
Самые интересные материалы сайта у тебя на почте!
Подпишись на рассылку