Питер Фостер — об IPO, рейсах в Россию, разделении Air Astana и FlyArystan

19989

Президент Air Astana обсудил с журналистами успехи и неудачи авиакомпании

Питер Фостер
Питер Фостер
ФОТО: архив пресс-службы

В минувшую пятницу, 23 сентября, президент авиакомпании Air Astana Питер Фостер с коллегами находился в зале торжеств лондонского отеля The Langham. Здесь проходила ежегодная церемония награждения лучших авиакомпаний мира самой престижной наградой отрасли - Skytrax. Еще до начала мероприятия мистер Фостер пребывал в приподнятом настроении: видимо, предчувствие у топ-менеджера было очень хорошее - Air Astana ранее уже девять раз брала награды Skytrax. Президент авиакомпании с коллегами с удовольствием позировал у пресс-стены, общался с руководителями других авиакомпаний.

В холле и зале торжеств The Langham было очень людно. Десятки, если не сотни авиаторов со всего мира из шорт-листа премии прилетели в Лондон в надежде получить награду. И вот — долгожданное объявление победителей. И Питер Фостер торжествует: Air Astana получает сразу две премии: «Лучшая авиакомпания Центральной Азии и СНГ» - это уже в 10-й раз, и «Лучшее обслуживание в Центральной Азии и СНГ» - впервые в истории казахстанской авиакомпании. Кстати, когда ведущий объявлял претендентов на премию в номинации «Лучшая лоукост-авиакомпания», в числе трех номинантов была названа и FlyArystan. Однако награда уже не в первый раз ушла к AirAsia. «FlyArystan обязательно должна взять ее в следующем году!» - заявил мне Питер Фостер.

ФОТО: © Виктор Бурдин

У журналистов было время пообщаться с президентом Air Astana, причем далеко не только о Skytrax.

Питер, поздравляем! Почему для вас так важна премия Skytrax, что вы специально прилетели в Лондон на церемонию?

- Награда Skytrax — это «Оскар» в авиационной индустрии. И особенно она важна нам в этом году, когда Air Astana отмечает 20-летие. Мы получили международное признание, и для нас это большая честь. В авиакомпании мы всегда говорим: для нас нет преград и ограничений, даже небольшая группа людей может достичь больших высот. Вклад каждого нашего сотрудника очень важен, это и есть секрет нашего успеха. Сервис, который мы предоставляем пассажирам, - это тоже наша сильная сторона.

Можно сказать, что авиакомпания полностью восстановилась после пандемии?

- Компания сейчас находится в лучшей форме, чем была до пандемии. Наш флот намного упрощен, средний возраст самолетов стал моложе, сотрудники авиакомпании хорошо замотивированы. Конечно, есть проблемные, глобальные факторы, которые влияют на нашу деятельность. Но в целом, фундаментально, компания в лучшей форме.

По итогам 2020 года авиакомпания получила убыток в $93 млн. Но у нас был достаточный денежный поток. Во время пандемии мы никого не увольняли, но перешли на сокращенный график работы с сохранением 50% окладов — так нам удалось выстоять. Уже в 2021 году мы смогли выйти в плюс, заработав чистую прибыль $38 млн. 2022 год мы ожидаем завершить с хорошим результатом.

В этом году вы потеряли огромный рынок — Россию. В марте страховые компании пригрозили отказаться страховать вас, если вы продолжите туда летать. За полгода что-то изменилось? Есть ли какие-то шансы возобновить полеты в России?

- Нет.

Что вы предприняли, чтобы сократить убытки из-за отмены рейсов в Россию?

- Мы увеличили количество рейсов по другим направлениям, запустили больше рейсов в Турцию, в Великобританию, в Германию, начали летать в Грецию.

Вы сохранили ваш офис в России?

- Да, сохранили офис и персонал. Надеемся, что времена изменятся и мы вернемся туда, но не в ближайшее время.

Этим летом авиационные власти дважды оштрафовали авиакомпанию…

- Да, из-за того что после задержки рейсов в июле мы не смогли предоставить нашим пассажирам проживание, поскольку гостиницы в Алматы были переполнены. Такое вот неудачное стечение обстоятельств. А задержки произошли из-за внешних факторов, на которые мы никак не могли повлиять. Но с тех пор ситуация намного улучшилась.

Давайте поговорим о возможном IPO авиакомпании, о котором слышно уже много лет. Что сейчас с этими планами?

- Официально я не уполномочен комментировать процедуру IPO, потому что один из наших акционеров — BAE Systems – публичная, листингуемая компания. Однако если IPO состоится, в выигрыше будет не только перевозчик, но и казахстанцы, потому что Air Astana – очень успешная компания. Если IPO состоится, это будет хорошая возможность для правительства продемонстрировать Новый Казахстан сообществу международных инвесторов. Ну и казахстанцы смогут приобрести акции успешной компании.

Вы пойдете на IPO как группа или как авиакомпания Air Astana, без FlyArystan, которая сейчас по сути ваше лоукост-подразделение?

- Еще раз скажу: я не уполномочен комментировать процедуру IPO. Но если этот процесс будет запущен, то на него нужно выводить группу. Но я не исключаю, что будущем авиакомпании будут разделены.

Сейчас планов на «развод» нет?

- Не в ближайшем будущем.

Почему для вас так важно сейчас держать FlyArystan, так сказать, под своим крылом?

- Сейчас Air Astana оказывает много услуг для FlyArystan, поскольку лоукостер еще достаточно мал, чтобы многое делать самостоятельно, поэтому экономически Air Astana поддерживает «дочку». Как только FlyArystan станет экономически более независимой, тогда можно будет говорить о разделении.

Что насчет слухов о вашей отставке?

- Разве я выгляжу как человек, собравшийся в отставку? (Смеется.) Я работаю в Казахстане уже 17 лет. Да, это большой срок, но я намерен продолжать делать свою работу. Уверен, и акционеры заинтересованы в этом. У нас очень амбициозные планы. На следующие три года у нас заказаны 24 новых самолета. Флот FlyArystan вырастет с 11 лайнеров до 25. К 2026 году мы планируем расширить флот всей группы Air Astana до 64 самолетов. И к 2025 году мы планируем представить в Казахстане самолет Boeing 787 Dreamliner.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить