Отпуск в долг: казахстанцы ездят на отдых в рассрочку и кредит

9583

Насколько популярной становится среди казахстанцев возможность туристической поездки с помощью займа?

Фото: pixabay.com

Миллиарды на отдых

Несмотря на то что заграничные туристические поездки после ряда девальваций сильно бьют по кошельку казахстанцев, наши соотечественники всё-таки находят возможности для отдыха.

По данным Счётного комитета РК, в прошлом году казахстанцы на отдых за рубежом потратили $2,7 млрд. В процентном соотношении выездной туризм в республике вырос на 3,8% за аналогичный период. Всего же в прошлом году за рубежом отдохнули 343 тыс. казахстанцев.

В целом это отвечает международным тенденциям. Так, мировой сектор путешествий и туризма в 2018 обеспечил 10,4% мирового ВВП, а темпы роста отрасли в денежном выражении оказались более чем в два раза выше, чем в секторе информационных технологий, говорится в отчёте Ассоциации туроператоров России со ссылкой на Всемирный совет по туризму и путешествиям (WTTC). 

Согласно ежегодному исследованию WTTC об экономическом воздействии и социальной значимости сектора, в 2018 объём туристического рынка достиг рекордного значения - $8,8 трлн. Отрасль растёт восьмой год подряд, показав в 2018 рост в деньгах на 3,9%.

Это выше и темпов роста мировой экономики (3,2% в 2018 году), и темпов роста таких ключевых её отраслей, как здравоохранение (+ 3,1%), информационные технологии (+ 1,7%), финансовые услуги (+ 1,7%). В годовом выражении быстрее, чем туризм, в 2018 рос только сектор промышленности (+4%).

Девальвация сыграла свою роль

Чтобы отдохнуть в период отпусков, казахстанцы прибегают к помощи услуги, которая становится всё более актуальной, – туристическая путёвка в кредит или рассрочку.

Forbes.kz исследовал предложения двух десятков казахстанских туристических фирм, предоставляющих услугу кредитования и рассрочки, и выяснил, что обычно рассрочка, то есть беспроцентный заём, даётся на срок от 3 до 6 месяцев. Всё, что дольше, чаще всего - это уже кредитование. Причём в разных фирмах условия кредитования и, соответственно, процентная ставка могут быть разными.

Часть турфирм оформляют путёвки только в кредит, без предоставления рассрочки.

Ссуды туристам выдаются на сумму от 10 тыс. до 1,5 млн тенге. Для абсолютного большинства туристических компаний, а также банков, сотрудничающих с агентствами, от желающих отдохнуть в долг понадобится минимальный пакет документов, гражданство РК, «чистая» кредитная история и наличие работы (стабильного дохода). 

Глава Казахстанской туристской ассоциации (КТА) Рашида Шайкенова не считает практику кредитования и рассрочек в туризме среди казахстанцев популярной.

- Есть потребители, которые пользуются этой услугой. Но сказать, что это повальное увлечение, мы не можем. В случае с рассрочкой есть подвох - основные издержки на себя берут именно турфирмы. А банки предлагают достаточно высокий процент, в районе 8-10%. Проценты приходится выплачивать туроператору или турагенту. По большому счёту, самому туристическому рынку это невыгодно. В большей степени это и влияет на развитие данной услуги. В период раннего бронирования, для того чтобы увеличить количество продаж, туристический рынок идёт на это. Но, с учётом того, что процентная ставка высокая, это пока не получило широкой поддержки среди игроков рынка, - отметила Рашида Рашидовна.

Точных данных по количеству воспользовавшихся подобной услугой нет, но активным спросом заграничный отдых в долг стал пользоваться только после резкого падения курса тенге. 

Рашида Шайкенова
Фото: Андрей Лунин
Рашида Шайкенова

- У нас это направление начало развиваться после девальвации. Зарубежный отдых для граждан Казахстана в последние годы подорожал как минимум в два раза. Будет ли увеличиваться число казахстанцев, воспользовавшихся этой услугой, трудно спрогнозировать. Точно будет увеличиваться при снижении процентной ставки, а если этого не произойдёт, то останется примерно на том же уровне, - считает директор КТА.

Спрос растёт с каждым годом

Forbes.kz пытался установить у казахстанских банков, наиболее активно работающих в этом направлении, какой объём кредитования за последние годы пришёлся на туристические нужды. Однако, как отметили в ряде БВУ, а также в Первом кредитном бюро, конкретные данные предоставить нельзя, поскольку такие займы проходят как потребительские кредиты и вычленить точные данные из общих показателей не получится.  

Один из основных игроков на рынке с подобными услугами «Банк Хоум Кредит» нашёл возможность предоставить ряд показателей нашему изданию, которые могут позволить составить общую картину в данной отрасли.

«Банк Хоум Кредит» сотрудничает с туркомпаниями с 2016. За неполные три года финансовый институт довёл число компаний-партнёров в этом направлении до 300 организаций.

«Ежегодный объём кредитования в сегменте туристических услуг стремительно растёт. Достаточно сказать, что количество подобных кредитов, выданных в 2018 по сравнению с 2017 в «Банке Хоум Кредит», увеличилось на 266%, а их суммарный тенговый объём - на 313%», - говорится в ответе финансового института на запрос Forbes.kz.

Как рассказали представители БВУ, «основная масса туристического кредитования ранее приходилась на классические кредиты. Но в этом году растёт объём рассрочек до 3 месяцев. Партнёры всё охотнее идут на предоставление рассрочек, так как для населения это наиболее выгодный вариант отдыха за счёт банка». 

В банке отметили, что казахстанцы любят путешествовать и стараются ездить на отдых, о чём и свидетельствуют представленные показатели.

«Банк Хоум Кредит» совместно с партнёрами будет и дальше развивать это направление – предоставлять населению рассрочки и акционные предложения на «туристические нужды», - добавила пресс-служба банка.

Турпоездки за границу становятся нормой

Известный казахстанский эксперт Ольга Симакова, координатор проектов ОФ «Центр социальных и политических исследований «Стратегия», считает, что пользование услугой по покупке туристических путевок в кредит или рассрочку не приобрело массового характера. По её мнению, чаще используется накопительная стратегия, когда человек планирует свои расходы с учётом затрат на предстоящий отдых.

Ольга Симакова
Фото: agkipr.kz
Ольга Симакова

- Популярностью пользуется услуга рассрочки на 3-6 месяцев, которую предоставляют сами туристические агентства на условиях раннего бронирования и погашения полной стоимости путёвки до даты планируемой поездки. Это выгодный вариант для покупателя, так как позволяет снизить нагрузку на семейный бюджет, - рассказала Ольга Симакова.

- Если мы будем говорить о случаях, когда кредит на поездку оформляется в банке, то здесь спектр причин может быть самым разнообразным. Есть случаи, когда поездки совершаются в медицинских и профилактических целях. В этом случае можно говорить, что человек берёт кредит не на отдых, а на восстановление здоровья. Тем не менее можно отметить, что в казахстанском обществе выросла ценность отдыха. Всё чаще выбор падает на отдых в туристических целях, а не в целях визита к родственникам или друзьям. Устойчивость приобретает образ «отпуск на море». Для некоторых такие поездки стали уже традицией, от которой они не хотели бы отказываться, особенно если в семье есть дети, - добавила социолог.

Также эксперт считает, что у населения выросли требования к качеству отдыха, включая дорогу, условия проживания, сервис. И здесь надо отметить, что услуги, которые может предложить внутренний туризм, не выдерживают конкуренции с поездками за рубеж по системе «всё включено», когда отдых практически не требует дополнительных затрат, кроме как на путёвку.

Ольга Симакова также отметила, что туристический отдых в рассрочку или кредит – вопрос выбора самого человека.

- Если такой вариант не вызывает у него отторжения и позволяет удовлетворить потребность в комфортном отдыхе, то здесь нет противоречий и каких-либо этических коллизий. Если мы будем для описания данной ситуации использовать маркетинговые понятия, то и восприятие изменится: отдых превратится в услугу, а услуга - в товар, за который можно заплатить в кредит или рассрочку в зависимости от потребностей и возможностей потенциального покупателя.

Мы должны принимать во внимание, что потребительские привычки и поведение даже за последние 10 лет изменились. Если раньше с сарказмом говорилось о том, что в странах Европы или Северной Америки люди живут в кредит, то сегодня мы видим повторение ситуации, но уже в наших условиях. Многие семьи имеют кредитную историю и кредитный опыт, что позволяет им всё смелее и решительнее пользоваться этим инструментом для удовлетворения своих жизненных потребностей, даже несмотря на кредитное бремя. Уже никого не смущает, что долг банку составляет два-три годовых дохода семьи. Также можно отметить, что потребители стали более грамотными в оперировании этим финансовым инструментом: отслеживают процентные ставки, условия кредитования и рефинансирования, знают все подводные камни кредитных договоров и прочее. Остаётся только констатировать, что кредит для казахстанцев стал нормой, - сделала заключение Ольга Симакова.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить