«Одни убытки и усугубление эпидобстановки». Как бизнес отреагировал на карантинные выходные

10454

Два уик-энда подряд в крупнейших городах страны не работали крупные объекты торговли, общественный транспорт и ряд других общедоступных мест

ФОТО: pixabay.com

«В целях недопущения распространения коронавирусной инфекции и проведения профилактических мер» 20-21 июня и 27-28 июня в Нур-Султане, Алматы, а также ряде других крупных городах страны, где сложилась напряженная эпидемиологическая обстановка, были введены ограничительные меры на деятельность ряда отраслей экономики. В первую очередь они затронули крупные объекты торговли, в том числе ТРЦ, ТД, супер- и гипермаркеты, а также рынки. В городах не работали также скверы, парки и аквапарки, фитнес-центры, общественный транспорт и прочие общественные места. Работали только те предприятия, которые обеспечивали жизнедеятельность городов, а также магазины у дома, аптеки и пункты общественного питания с летними открытыми площадками.

По мнению властей, подобные меры демонстрируют динамику снижения заболеваемости, хотя на каком основании сделан этот вывод – не совсем понятно. Например, в Азербайджане, где в начале июня на протяжении двух недель предпринимались аналогичные шаги, пришли к выводу, что карантинные выходные к ожидаемому эффекту не привели. Вряд ли стоило ожидать, что у нас ситуация сложится по-другому.

Применение подобных полумер, и не только в выходные дни, действительно вызывает много вопросов. Например, почему кафе и ресторанам можно работать только до 21.00 или до 22.00? После захода солнца коронавирусная инфекция начинает как-то по-другому поражать организм человека?

Или работать с понедельника по пятницу, общаясь с коллегами, передвигаться на общественном транспорте, питаться в обеденный перерыв в закрытых помещениях – можно, а в выходные съездить на рынок за строительными материалами или иными товарами в ТРЦ – нельзя?

Участники рынка отмечают, что практика закрытия торговых объектов в выходные дни не приносит желаемого результата. Более того, наблюдается негативный эффект. При закрытии, например, крупных магазинов, супермаркетов покупательский поток смещается в магазины у дома, которые не рассчитаны на обслуживание большого количества людей. Как следствие – повсеместно нарушаются нормы социального дистанцирования.

Непосредственно после объявлений о закрытии магазинов в выходные и в первые дни после них покупательский поток также увеличивается – люди стремятся реализовать свой отложенный спрос. А ведь логично, что этот трафик гораздо легче контролировать, когда он растянут по времени, а все процессы в магазинах, в том числе и регулярная дезинфекционная обработка, – выстроены исходя из обычного покупательского потока.

- После карантинных выходных в будние дни действительно наблюдается определенный наплыв покупателей. Причем это происходит не постоянно в течение дня, а в определенное время –например, в обед или уже после 18.00, когда у людей появляется свободное время на покупки. Иногда даже приходится просить людей, чтобы они заходили по очереди, не нарушая социальную дистанцию, что, конечно, создает неудобства и нам, и им, - рассказала владелица бутика обуви в одном из торговых домов Алматы Марина С.

При этом она отмечает, что недельный объем выручки при введении карантинных выходных у представителей малого бизнеса падает – горожане предпочитают все-таки совершать покупки именно в выходные дни.

- Вся эта ситуация, конечно же, нервирует всех – и покупателей, и продавцов. Мы не можем нормально запланировать, как нам вести бизнес, как закупать новый товар, потому что обычно о закрытии на выходные дни нам сообщают в самую последнюю очередь, буквально накануне. Вообще получается так, что продажи весенних и летних товаров (коллекций) у нас фактически сорваны. При этом нам все равно приходится платить за аренду помещений. Мы несем прямые убытки.Что будет дальше – никто не знает. Ряд владельцев бутиков уже закрылись или намерены закрываться, - добавила предприниматель.

Закрытие торговых объектов в выходные дни бьет не только по микро- или малому бизнесу, но и по крупным участникам рынка. Например, компания Magnum Cash&Carry сейчас подсчитывает убытки, которые за четыре пропущенных выходных дня, по прогнозам, исчисляются сотнями миллионов тенге. Не только из-за отсутствия покупателей в эти дни, но и из-за элементарной порчи десятков тонн продукции. В особенности молочных товаров, а также овощей и фруктов, в первую очередь казахстанского производства.

Компания несет издержки и из-за простоя арендованных помещений, а также оплаты труда сотрудникам, смены которых выпадают на выходные.

- Мы не вправе судить об эффективности решения о закрытии торговых сетей на выходные дни, поскольку не являемся медиками. Тем более что с приостановлением массового тестирования на Covid-19 даже специалисты не смогут дать аргументированную оценку эффективности этих мер. Однако мы изучаем мировой опыт наших коллег-ретейлеров. В подавляющем большинстве стран решения приняты обратные – максимально растянуть трафик, дать возможность людям гибко планировать свой график посещения магазинов, чтобы не сталкиваться в них со скоплением людей. Для этих целей магазины в большинстве стран увеличили количество часов своей работы, отменили выходные, кто мог – перешел на круглосуточный режим. Это позволило избегать очередей, - подчеркнули в Magnum Cash&Carry.

Такого же мнения придерживаются и другие крупные торговые сети – Metro и «Рамстор», несущие серьезные потери.

- Мы постоянно обмениваемся опытом и информацией с коллегами из других стран и следим за мерами, которые предпринимают власти в разных странах. Хотелось бы выделить подход в Германии и ряде других западных стран, где супермаркеты по-прежнему продолжают работать, но есть четкое ограничение по количеству людей, которые могут пребывать в одном пространстве, исходя из площади. Этот подход довольно эффективен, если общество и бизнес готовы сознательно подходить к вопросу, - отметили представители компании Metro.

В «Рамстор» считают, что «карантинные выходные» только усугубили эпидемиологическую ситуацию:

- Закупая продукты, казахстанцы стали отдавать свое предпочтение магазинам с гигиеничными и безопасными условиями работы. Но с закрытием их на выходные люди покупают продукты у дома. Ввиду маленькой площади они представляют собой опасную зону высокого риска и могут быть источниками распространения вируса. Закрываемые же на выходные дни сети супермаркетов, высокое качество и санитарные нормы для которых являются стандартными корпоративными принципами, работают только среди недели и по сокращенному рабочему графику, тогда как расширение рабочих часов и работа ежедневно могли бы, наоборот, служить фактором, предупреждающим распространение вируса.

P.S. Поручение президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева о введении нового карантина с 5 июля сроком на две недели только подтвердило, что карантинные выходные в крупнейших городах Казахстана не принесли ожидаемого эффекта.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить