Нуржан Альтаев: Торговле Казахстана нужна поддержка

25796

Заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» в интервью рассказал об отрасли торговли, о проблемах и перспективах в данной сфере

Нуржан Альтаев.
Нуржан Альтаев.

Нуржан Бауыржанович, расскажите какая сегодня ситуация складывается в отрасли торговли в целом?

- Как известно, на сегодняшний день торговля составляет порядка 17% всего ВВП страны, в ней занято около 1,3 млн человек (15% всего занятого населения). Это второй по величине показатель среди всех видов экономической деятельности после сельского хозяйства, там занято около 1,4 млн человек.

Мы провели сравнительный анализ уровня развития торговой инфраструктуры в некоторых странах. Отечественная торговля на сегодняшний день отстает в своем развитии не только от стран-лидеров (США, Германия, Финляндия, Швеция, Франция, Англия, Япония, Турция и т.д.), но и от партнеров по ЕАЭС. Практически по всем ключевым показателям развития внутренней торговли наблюдается отставание.

Сейчас Казахстан функционирует в условиях Единого экономического пространства, в рамках которого обеспечивается свободное передвижение услуг, капитала и рабочей силы и проводится единая внешнеторговая политика по отношению к третьим странам. В этих условиях отечественные товаропроизводители и торговые предприятия все меньше могут конкурировать с иностранными контрагентами.

Учитывая нынешнее положение дел, и исходя из той роли, которую играет отрасль торговли во всей экономике, созрела необходимость разработки и внедрения новой программы поддержки и развития.

Львиная доля мер господдержки направлена на поддержание производителей. Другими словами, сейчас произвести какую-либо продукцию не составляет особых усилий. Основная проблема состоит в сбыте этой продукции.

Ключевым моментом отраслевой программы должны быть меры государственной поддержки, в том числе пересмотр процентных ставок по кредитам БВУ. К примеру, на сегодняшний день перевод действующих торговых рынков в современные форматы замедляется в связи с наличием проблем, связанных с финансированием, предоставлением земельных участков под строительство торговых объектов.

Одним из важных моментов программы должно стать развитие торговых сетей.

Почему надо поддерживать именно торговые сети?

- Сегодня самым эффективным форматом торговли является ретейл, поэтому производители стремятся реализовывать свою продукцию именно через торговые сети.

Для соблюдения баланса интересов, развитие конкуренции, эффективной реализации продукции, а также увеличения товарооборота, целесообразно основным вектором развития внутренней торговли определить современный формат розничных торговых сетей.

Ретейл может также стать одним из механизмов экспорта. Экспорт товаров посредством торговых сетей, стимулирование их на расширение за пределами республики – распространенный механизм. Есть пример знакомого нам «Рамстора». Правительство Турции возмещает часть расходов на строительство или аренду торговых площадей за рубежом, при этом «Рамстор» обязан предоставлять определенную часть полочного пространства для продукции турецких производителей.

Развитие ретейла, на наш взгляд, должно проходить в два этапа.

1.      Обеспечить присутствие торговых сетей (3-5 лидеров отрасли) в регионах, и насыщение их полок казахстанской продукцией.

2.      Стимулировать ретейл компании на выход на внешние рынки, в том числе в качестве инструмента сбыта казахстанской продукции

Поэтому «Атамекен» предлагает в рамках программы поддержать отечественные сети эконом-класса, дать им инвестиционные деньги, дешевые оборотные средства. Но при этом поставить жесткие обязательства по обеспечению казахстанской продукции на своих полках.

Сейчас планируется программа модернизации рынков. Что вы можете сказать о целесообразности в принципе данной меры?

- Законом о регулировании торговой деятельности определены сроки модернизации торговых рынков: 2018-2020. Законодатель обязал рынки и базары переходить на современный формат. При этом полностью отсутствует конкретный поэтапный план перехода. Во многих регионах нет соответствующей инфраструктуры, подходящих земельных участков.

К тому же, модернизация влечет большие финансовые и временные затраты. Люди будут вынуждены приостанавливать работу. У владельцев торговых рынков зачастую нет достаточных средств для возведения стационарных строений на месте сносимых контейнеров. К примеру, в Таразе в 2013 за черту города были перенесены одновременно 15 рынков. Однако место для нового общего рынка было выбрано неудачно - он расположен по соседству с отстойными водоемами и туберкулезным диспансером. Тогда почти 10 тыс. человек остались без средств к существованию.

Так что, это спорный и деликатный вопрос, к которому нужно подходить с учетом всех деталей. В конце концов, от этого зависит заработок большого числа наших граждан – как предпринимателей на рынках, так и работников.

В результате обсуждений, в начале года в мажилисе на одном из рабочих совещаний были поддержаны предложения по переносу сроков на 2020-2025. Однако сам по себе перенос сроков не решит проблему. Нужен четкий поэтапный план, тщательная проработка вопроса с местными властями, в том числе по вопросам инфраструктуры.

Важным является вопрос страхования имущества - как торгующих, так и владельцев. Как мы помним, была и есть масса случаев возгорания торговых рынков. По информации МВД РК, количество пожаров на объектах торговли колеблется от 400 до 500 возгораний в год. Предприниматели должны осознавать необходимость страхования.

Во всем мире становится крайне популярным формат электронной торговли. Какие перспективы и текущие проблемы у казахстанской интернет-торговли?

- Электронная торговля сегодня - один из наиболее активно развивающихся форматов. На рынке уже отмечают, что позиции традиционной торговли находятся под сильным давлением со стороны электронных магазинов. Об этом говорят успехи Amazon или AliExpress, подлинных монстров на рынке ретейла. Причем развитие электронного формата еще идет, и в дальнейшем он радикально изменит торговую сферу.

В целом сегодня торговая сфера, и ретейл в частности, находятся на пороге больших перемен. В первую очередь, под влиянием технологий. В споре между электронным и традиционным ретейлом побеждают технологии.

Если обратиться к мировому опыту, на сегодня в США электронная торговля в общем объеме розничной торговли составляет $305 млрд (6,44%), в Австралии – $8 млрд (9,8%), в Китае – $207 млрд (8,4%), в России - $4,7 млрд (4%).

Определенный прогресс в электронной торговле есть и в Казахстане. Но, даже по сравнению с Россией наши результаты пока выглядят очень скромно. Тем не менее, если 3-4 года назад большинством казахстанцев, возможность приобретения товаров через интернет рассматривалась как диковинное и рискованное предприятие, то сегодня покупки в интернет-магазинах совершают всё больше и больше соотечественников.

В 2013 объем розничной торговли через интернет составил 28 млрд тенге; в 2014 - 41,3 млрд тенге, в 2015 - 50,9 млрд тенге, а в 2016 объем розничной торговли через интернет составил 78,5 млрд тенге.

У нас сектор пока недостаточно развит, но это не отменяет того несомненного факта, что будущее за ним.

Низкая доля электронной торговли от общего объема розничной торговли в Казахстане является результатом нескольких факторов. Среди них: отсутствие общедоступных обучающих программ для предпринимателей, слабо развития логистическая инфраструктура, в частности в отдаленных посёлках,  относительно высокие банковские комиссии за онлайн транзакцию, риск нарушения прав потребителей, то есть банальное мошенничество и многое другое.

Решение вышеуказанных проблем мы видим в разработке и утверждении концепции развития электронной торговли, который придаст толчок развитию электронной торговли в Казахстане.

Одна из проблем в сфере торговли – это слабое развитие биржевой отрасли. Об этом говорится уже давно, но особого прогресса пока не  видно. Как вы это прокомментируете?

- В настоящее время пройден первый и основной этап развития биржевой торговли в Казахстане. Сформирована биржевая инфраструктура, аккредитованы ее участники, определено базовое биржевое законодательство, установлены требования к участникам биржевой торговли.  

Следующий этап должен включать:

- усиление функций регулятора,

- определение четкого надзорного механизма,

- формирование национальных товарных биржевых индикаторов,

- развитие логистики по поставке биржевых товаров,

- поэтапный переход к специализации товарных бирж,

- развитие рынка срочных контрактов,

- привлечение международных инвесторов, брокеров иностранных товарных бирж и их клиентов,

- создание единой расчетно-клиринговой системы,

- рассмотрение возможности перехода биржевого рынка к саморегулированию.

По данному направлению ведется активная работа в рамках рабочей группы при МНЭ РК, в которой участвуют представители всех действующих товарных бирж Казахстан.

В диалоге товарных бирж с уполномоченным органом достигнуто общее понимание того, что назрела необходимость разработки комплексного плана развития биржевой торговли, расширения перечня биржевых товаров, а также усиления государственного регулирования товарного биржевого рынка.

«Атамекен» совместно с руководителями и представителями товарных бирж выработала предложения по трем основным моментам:

- разработан проект концепции развития товарного биржевого рынка;

- разработана сравнительная таблица с поправками в действующее законодательство РК по вопросам регулирования биржевой торговли;

- разработан проект перечня стандартизированных биржевых товаров.

Эти предложения вырабатывались и обсуждались на различных площадках госорганов. Основные подходы одобрены комитетом торговли палаты и официально направлены в уполномоченный орган.

Существует категория, как «социально значимые продовольственные товары» (СЗПТ). Предполагается, что государство может регулировать цены на эти товары. Но насколько это реально и каков эффект от этого регулирования?

- На сегодняшний день отсутствует единый механизм ценообразования продовольственных товаров, точнее социально значимых, перечень которых определен постановлением правительства. В цепочке добавленных стоимостей имеется более десятка звеньев, некоторые из которых не выполняют никаких функциональных задач, кроме посредничества.

Действующий механизм регулирования цен на эти товары на практике за 6 лет с момента его введения оказался нежизнеспособным, предельно допустимые цены ни разу не были установлены.

Учитывая сложившуюся ситуацию, сельхозтоваропроизводителями был инициирован вопрос изменения подходов к регулированию цен на СЗПТ.

В рамках рабочей группы с участием профильных министерств, Нацпалаты, а также руководителей торговых предприятий, торговых сетей и товаропроизводителей, были разработаны два варианта механизма регулирования цен. Ключевым новшеством первого варианта стало законодательное закрепление оптимальной торговой надбавки на СЗПТ как в розничном, так и в оптовом звене.

Однако данный механизм не нашел дальнейшего применения ввиду сложности его администрирования и предполагаемых существенных бюджетных затрат.

Второй вариант механизма контроля ценообразования основан на совершенствовании действующей методики установления пороговых и предельно допустимых розничных цен.

Как и первый вариант, данный механизм был одобрен членами рабочей группы, в том числе торговыми сетями и товаропроизводителями. При этом госорганы и субъекты рынка сошлись во мнении сократить и конкретизировать перечень СЗПТ с 33 до 19 наименований продуктов.

Однако «Атамекен» поднимает несколько вопросов: применимости данного механизма ко всем участникам торговой деятельности в равной степени, усиления ответственности торговых предприятий за ограничение доступа товаров на их полки, регулирования цен на СЗПТ без регулирования цен и тарифов на основные составляющие ценообразования (ГСМ, воду, электро- и теплоэнергию, тарифы на перевозки и прочие).

Таким образом, общее мнение представителей торговых сетей и других торговых предприятий заключается в том, чтобы госорганы выстраивали сбалансированную контрольную политику, учитывая интересы субъектов торговли.

«Атамекен» уже неоднократно поднимал вопрос о необходимости создания Оптово-распределительных центров (ОРЦ). В чем суть идеи, и чего удалось добились за это время?

- Оптовое звено в цепочке движения товаров играет очень важную роль. К сожалению, сейчас оно представляет неорганизованную группу из множества посредников, к которым относятся самостоятельные компании по перевозке, хранению, фасовке, упаковке, а также множество перекупщиков.

Все эти посредники способствуют удорожанию конечной цены товаров, а также высокой доле утери продукции (до 70%).

В этой связи, НПП выступило с предложением о создании сети ОРЦ, целью которых является упорядочение оптового звена, что приведет к снижению потерь продукции и уменьшению ее конечной цены. Как результат, улучшиться обеспечение населения качественной и дешевой сельхозпродукцией.

ОРЦ - это централизация услуг по приему, хранению, упаковке, фасовке, предпродажной подготовке и транспортировке продукции, которые сегодня оказываются множеством мелких участников рынка.

Другими словами, между товаропроизводителем и конечным реализатором будет всего одно звено, что значительно снизит добавленную стоимость и будет способствовать продвижению отечественной продукции.

По мере реализации ОРЦ во всех регионах, появится возможность решения проблем ценообразования путем установления фиксированных торговых надбавок на всех этапах в цепочке движения продукции.

В Казахстане пока не прослеживается системного подхода к формированию отечественной сети ОРЦ: развитие таких рынков происходит во многом хаотично. У нас отсутствуют механизмы государственного регулирования деятельности ОРЦ. Нам нужен новый подход, чтобы кардинально изменить систему функционирования существующих рынков. В Казахстане необходимо создать совершенно новую национальную единую товаропроводящую систему с участием государства. Это именно то направление, в котором мы должны двигаться в плане продвижения внутреннего сбыта продукции АПК.

В целом, нам нужно формирование уже по всему Казахстану эффективной сети ОРЦ для распределения продукции между регионами и экспортом на внешние рынки сбыта, с интеграцией в аналогичные сети соседних государств.

Нацпалатой начата работа в данном направлении. Привлечены такие ведущие торговые сети страны, как Magnum, Metro, а также крупные торговые рынки – Алай, BigШанхай. Прорабатываются механизмы и роль их участия в данном проекте. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить