Нацбанк не забыл о черном списке
В конец минувшей недели forbes.kz получил официальный ответ монетарного регулятора на редакционный запрос, касающийся возможной люстрации банкиров, скомпрометировавших себя в финансовом секторе
Напомним историю вопроса. 10 января на пресс-конференции в Алматы заместитель главы Нацбанка РК Данияр Акишев сделал заявление:
«На наш взгляд, должен быть «черный» или «серый» список людей, которые не должны ни при каких условиях являться менеджментом финансовых организаций, и дорога им на работу в финансовые организации в качестве менеджеров должна быть закрыта».
По этому поводу на сайте forbes.kz развернулась жаркая дискуссия (см. «Нацбанк предлагает ввести черный список», «Нацбанк объявил «охоту на ведьм», «Черный список» Нацбанка: репрессии или наведение дисциплины?»).
Вопросы на засыпку
После этого редакция forbes.kz направила официальный запрос на имя зампреда Нацбанка Данияра Акишева, которому мы предложили ответить на следующие вопросы:
1. Ряд экспертов (в частности, политолог Досым Сатпаев) считает, что Ваше предложение ввести «черные списки» в финансовом секторе лежит вне правовой плоскости, противоречит Конституции и напоминает запрет на профессию. Это Ваша личная позиция или позиция всего Нацбанка?
2. Когда Вы говорили о том, чтобы в финансовом секторе «не работали люди, которые так или иначе скомпрометировали себя, работая в банках, которые подверглись либо реструктуризации, либо банкротству», кого конкретно Вы имели в виду?
3. Некоторые комментаторы полагают, что в предложенной Нацбанком РК идее есть здравый смысл: мол, подобная практика уже давно применяется в других странах. У нас так называемые «черные списки» якобы тоже давно существуют, и все дело – лишь в их легализации. Так ли это?
4. Допустим, даже если «черный список» будет введен, кто будет назначать кандидатов в него?
5. Не опасаетесь ли вы, что данное предложение Нацбанка РК может обернуться против самих инициаторов?
6. С Вашей точки зрения, финансовый регулятор правомочен вносить изменения в реализацию и осуществление конституционных прав казахстанских граждан? Ведь эта прерогатива все-таки больше относится к политическим, государственным институтам – парламенту, правительству страны.
7. Что Вы имели в виду, когда говорили о «компромиссе»? Создается впечатление, что вопрос о списках – дело решенное, осталось только найти некое равновесие между действующими законодательными актами и нормами, обеспечивающими права человека, и новой инициативой Нацбанка.
8. В последнее время разговоры о «черном списке» поутихли. Означает ли это, что Нацбанк РК отказался от этой идеи? Или какая-то работа в этом направлении ведется?
И вот в конце минувшей недели в редакцию поступил официальный ответ из Нацбанка РК за подписью директора департамента организационной работы, внешних и общественных связей А. Терентьева.
Публикуем его без купюр. Вы сами можете судить, какие вопросы были прокомментированы, а какие нет.
Официальный ответ Нацбанка
«В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Конституции Республики Казахстан (далее – Конституция) каждый имеет право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии.
Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 39 Конституции права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.
В казахстанской практике существует ряд негативных примеров, связанных с недобросовестным поведением руководящих работников банков второго уровня. Так, например, мошеннические действия менеджеров АО «Наурыз банк» и «Валют транзит банк» привели к банкротству данных финансовых институтов, противозаконные действия руководителей АО «БТА Банк» и АО «Альянс Банк» привели к необходимости проведения реструктуризации задолженности перед кредиторами, что негативно отразилось на стабильности финансовой системы и доверии граждан к финансовому сектору страны.
В целях усиления фидуциарной (персональной) ответственности должностных лиц акционерных обществ на законодательном уровне ужесточены требования к руководящим работникам и крупным акционерам финансовых организаций, в том числе в части усовершенствования критериев определения безупречной деловой репутации.
Так, в соответствии с действующим законодательством для назначения на должность руководящего работника финансовой организации необходимо получить соответствующее согласие уполномоченного органа.
Основным критерием является наличие высшего образования, безупречной деловой репутации, стажа работы в международных финансовых организациях и (или) в сфере предоставления и (или) регулирования финансовых услуг и (или) услуг по проведению аудита финансовых организаций, а также отсутствие фактов нахождения в руководящем составе финансовых организаций в период не более чем за один год до принятия уполномоченным органом решения о консервации финансовой организации, принудительном выкупе ее акций, о лишении лицензии финансовой организации, а также о принудительной ликвидации финансовой организации или признании ее банкротом в установленном законодательством Республики Казахстан порядке.
Вместе с тем, в целях совершенствования качества менеджмента финансовых организаций, а также принимая во внимание наличие вышеуказанных отрицательных прецедентов в рамках Концепции развития финансового сектора в посткризисный период, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года №923, предусмотрена необходимость рассмотрения возможности введения в отношении лиц, чьи действия (бездействие) привели к банкротству финансовой организации, запрета на занятие руководящей должности в любых финансовых организациях и на участие в деятельности финансовой организации в качестве акционера.
На сегодняшний день введение ограничений в части занятия руководящей должности в финансовых организациях предполагается путем разработки и внесения соответствующих поправок в законодательные акты Республики Казахстан, которые в свою очередь в установленном порядке будут согласованны с Правительством и Парламентом Республики Казахстан.
Инициатива Национального Банка о создании «черного списка» работников финансовых организаций обусловлена необходимостью исключения случаев допуска на финансовый рынок лиц, скомпрометировавших себя в период работы в других финансовых организациях (иными словами, лиц, не имеющих безупречную деловую репутацию).
Следует также отметить, что основной целью принятия регуляторных мер в данном направлении является повышение качества менеджмента финансовых организаций и защита прав потребителей финансовых услуг.
В качестве примера применения подобной практики в других странах можно привести практику Центрального Банка Российской Федерации, который формирует базу, содержащую сведения о банкирах, по вине которых у банков были отозваны лицензии. Тем самым Центральный Банк России предпринимает меры по предотвращению трудоустройства недобросовестных банкиров на любые должности в банковском секторе.
Кроме того, Агентство по страхованию вкладов РФ, осуществляющее управление процедурами банкротства (ликвидации) кредитных организаций, на постоянной основе ведет список привлеченных к гражданско-правовой и уголовной ответственности лиц, контролировавших кредитные организации, признанные несостоятельными (банкротами).
Вместе с тем, рядом международных финансовых организаций, таких как Всемирный Банк, Азиатский Банк Развития, ведется список юридических и физических лиц, неправомочных в получении финансирования со стороны указанных организаций ввиду наличия фактов, свидетельствующих об участии данных лиц в мошенничестве и коррупции.
Ведение базы данных санкций, примененных в отношении финансовых организаций и их руководящих сотрудников, также практикуется в рамках работы Европейского союза по общей внешней политике и политике безопасности».
Регулятору будет трудно избежать субъективности
Ответ Нацбанка мы предложили прокомментировать нашему постоянному автору – директору Центра макроэкономических исследований Олжасу Худайбергенову, который ведет на forbes.kz дискуссию с финансовым регулятором о необходимости расширения его функций (см. «Пора пересмотреть функции Нацбанка», «Нацбанк уполномочен заявить», «Пора пересмотреть функции Нацбанка – 2»). Вот что он сказал:
- Если подходить к вопросу поверхностно, то может показаться, что в ответе Нацбанка есть логика есть. Однако более детальное рассмотрение приводит к обратному выводу: «черный список» не нужен. Надо понимать, что у Нацбанка уже есть несколько инструментов противодействия мошенничеству на уровне топ-менеджмента БВУ.
Во-первых, они могут регулярно проверять отчетность банка, его операции и оперативно выявлять потенциальное мошенничество. Тем более что казахстанский банковский рынок маленький, и все про всё знают.
Во-вторых, всегда есть возможность доказать вину банкира в судебном порядке и добиться длительного запрета на занятие им руководящих должностей в финансовом секторе.
В-третьих, существует процесс согласования кандидатур на должности топ-менеджеров БВУ. И понятно, что назначение сомнительной фигуры на руководящий пост предполагает более пристальный надзор со стороны Нацбанка.
Есть у «черного списка» еще и субъективная сторона. Как может Нацбанк предполагает более сильные санкции, чем это может определить суд? Также непонятно, как будет определяться безупречность репутации, особенно если вдруг основанием для занесения в «черный список» послужит нарушение, которое можно найти у многих, если не у всех игроков финансового рынка. Ведь в данном случае проблема может быть не столько в конкретном человеке, сколько в системе финнадзора.
Также есть большая вероятность, что, если регулятор сам не будет иметь репутацию "объективного судьи", то человеку, включенному в «черный список», это лишь придаст ореол невинно пострадавшего.
И, наконец, «черный список» - это инструмент, которым чаще всего пользуются развивающиеся страны, где регуляторы особенно склонны к чрезмерным карательным действиям, выходящим за рамки обычного законодательства. Причем после того, как проблема была допущена вследствие недосмотра со стороны самого регулятора.
На мой взгляд, если «черный список» банкиров все-таки появится в Казахстане, велика вероятность того, что он будет носить субъективный характер.