Насколько платёжеспособны казахстанцы и почему магазины постоянно используют акции и распродажи?

13475

Особенности и возможности казахстанского ретейла обсудили в Алматы на международном съезде представителей торговой индустрии

ФОТО: Андрей Халин

На днях в Алматы состоялся ретейл-конгресс «Мир торговли», который собрал на одной площадке руководителей и топ-менеджеров крупных торговых сетей, производителей различной продукции, а также дистрибьютеров из 9 стран мира. Форум был организован компанией EXIM EXPO под руководством Елены Саргалдаковой.

World of Trade 2019 посетили такие крупные торговые сети, как Magnum (Казахстан), Korzinka.uz (Узбекистан), Sas Group (Армения), «Рахат Маркет» (Азербайджан), «Бахетле», X5 (Россия), Daily Grocery (Грузия), «Амид» (Таджикистан) и «Народный» (Кыргызстан).

В ходе съезда крупнейшие поставщики и производители из стран СНГ смогли продемонстрировать свою продукцию и заключить ряд предварительных договоров. В рамках конгресса ведущие представители индустрии поделились своим опытом в построении успешного бизнеса, а также рассказали о том, с какими вызовами сталкивается ретейл: меняющийся покупатель, развитие электронной коммерции, глобализация, изменение роли персонала и диджитализация внутри компании, а также роль искусственного интеллекта в развитии торговли.

Об особенностях казахстанской ретейл-индустрии и мировых трендах в торговле Forbes.kz поговорил со специалистами в этой сфере.

Одним из факторов, который серьёзно влияет на развитие торговли в стране, является покупательская способность населения. В Казахстане она носит свой отпечаток. Так, согласно официальным данным, несмотря на ежегодный прирост, средняя зарплата в республике по-прежнему остаётся меньше $500. И траты граждан на продукты питания, товары личной гигиены, предметы первой необходимости растут в отдельных регионах быстрее, чем доходы.

Мадина Сейсенгалиева
ФОТО: Андрей Халин
Мадина Сейсенгалиева

- По данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, за 1 квартал 2019 года доходы населения выросли на 9%. По сравнению с Европой, США или Россией – это хорошая цифра. Но если копнуть глубже, то мы увидим, что и расходы в стране выросли на те же 9%. В Алматы за этот же период доходы выросли на 3%, а расходы – на 6%. Денег вроде бы больше, но корзина остается прежней или даже сокращается, - отметила коммерческий директор Nielsen Kazakhstan Мадина Сейсенгалиева в беседе с Forbes.kz.

По её словам, с каждым месяцем всё чаще люди приобретают товары в кредит при помощи банковских карт. И речь идёт не только о покупке техники или мебели, но и об обычном походе в супермаркет.

- Падает платёжеспособность покупателей. Это заставляет и производителей, в том числе глобальные бренды, и торговые сети удерживать людей различными способами. Они снижают свою маржинальность, предлагая различные акции, скидки. Сегодня основная масса определённой категории продукции продаётся по скидкам, например 70% стиральных порошков или чистящих средств. Схожая ситуация - с подгузниками, консервированными овощами. Каждый год растёт глубина скидки – ещё несколько лет назад цены по акциям снижались в среднем около 15%, а сегодня – на 20-23%, и по некоторым категориям товаров доходит и до 40%, - подчеркнула Сейсенгалиева.

Снижение покупательской способности приводит и к увеличению продолжительности промоакций, а также распространению подобных программ среди компаний. Раньше покупатели приходили в магазин и видели, что только один бренд шампуня можно купить по сниженной цене, теперь уже несколько брендов одновременно могут предлагать дисконты.

Идёт и сокращение количества небольших продуктовых магазинов, принадлежащих представителям малого бизнеса. Крупные торговые сети, расширяя свою сеть, постепенно вытесняют их благодаря богатому ассортименту и выгодным ценам.

- В то же время нельзя говорить, что появление крупного конкурента – это смертельный приговор. Выживают те частные предприниматели, которые понимают своего клиента: предлагают тот товар, который стабильно пользуется спросом, стараясь держать высокую планку качества. Плюсом здесь идёт и клиентоориентированность: вас уже могут знать как постоянного покупателя, дать в долг, если вы забыли кошелёк или не хватило взятых с собой денег, и так далее. Подобный сервис выгодно отличает простые магазинчики от крупных компаний, - добавила коммерческий директор Nielsen Kazakhstan.

Прослеживается и ещё одна тенденция - крупные торговые сети не только в Казахстане, но и во всём мире сейчас стараются расширяться в первую очередь не магазинами уровня гипер- и супермаркета, а более мелкими представительствами. Времени на поход в крупные магазины остаётся меньше. Закупка продуктами на неделю становится всё менее популярной. Поэтому возникает нужда в магазинах, которые расположены у дома, где есть все товары первой необходимости.

Производители получили возможность продемонстрировать свои товары
ФОТО: Андрей Халин
Производители получили возможность продемонстрировать свои товары

У Казахстана есть и существенные отличия от европейской или даже российской покупательской аудитории – это возрастная категория. 58% населения страны находятся в возрасте до 35 лет.

- В Казахстане средний возраст населения – 30 лет, в России – 40 лет. В Европе, особенно в Западной, этот порог ещё выше. Казахстанский покупатель требует совсем иного внимания к себе. Те сети, которые сумеют найти подход к этой аудитории, будут демонстрировать существенный рост. Это демонстрируют объёмы продаж определённых видов товаров, например энергетических напитков. Уровень продаж других видов напитков прибавляет в среднем около 5% ежегодно, энергетические – 20-25%. То есть важно предложить покупателям то, что нужно. И здесь возникает дилемма: как не только удержать аудиторию, которая более платёжеспособна, а это чаще всего люди в возрасте 45+, но и привлечь новую? Вот с этим торговым сетям нужно будет разобраться, - рассказала Мадина Сейсенгалиева.

На вопрос о том, останутся ли в стране рынки и базары, собеседник ответила, что необходимо учитывать культурные особенности казахстанцев.

- Мы привыкли к ним. Тем более что современной рознице ещё пока очень сложно найти качественную и многообразную продукцию товаров категории fresh. Наши покупатели ходят в крупные торговые сети за чаем, макаронами, консервами, бытовой химией. А на рынки идут за свежими овощами, фруктами, рыбой и мясом. Рынки останутся, но, скорее всего, немного перестроятся, - поделилась мнением Сейсенгалиева.

Алексей Соколов
ФОТО: Андрей Халин
Алексей Соколов

Алексей Соколов в прошлом входил в совет директоров сети строительных магазинов Leroy Merlin Россия и Leroy Merlin Франция. Сегодня он работает во Франции, России и Казахстане, консультируя различные торговые компании. И подчёркивает, что казахстанский рынок ретейла очень перспективный и отчасти повторяет путь европейских стран, а в некоторой степени и России. «Со своими особенностями», - успевает добавить собеседник.

Главный вопрос, на котором сейчас необходимо сосредоточиться игроки ретейл-индустрии, – это кадровый персонал. С ужесточением законодательства, увеличением прозрачности системы налогообложений, появлением все больших игроков на рынке компании вынуждены конкурировать между собой на высоком уровне. И мощным толчком для развития предприятия является скрытый потенциал работников. Производительность, качественный сервис, клиентоориентированность вырастут тогда, когда руководство уделяет внимание сотрудникам, повышая их условия труда и профессиональный уровень.

- Кадровый вопрос является ещё более чувствительным, учитывая спад рождаемости, который произошел в девяностых годах в странах СНГ. Борьба за качественный персонал будет обостряться, - отметил Соколов.

Существенным отличием казахстанского рынка ретейла от мирового является малая клиентоориентированность и отсутствие сформированной базы клиентского опыта.

- Большое количество рекламы, которая присутствует в казахстанских крупных торговых сетях, также является давно устаревшим трендом. Это сиюминутные деньги, которые не являются стратегическим вложением. В Америке, Европе или даже России доля подобной рекламы существенно ниже или вообще отсутствует. Сеть должна ассоциировать себя с выбором, с тем, чтобы предоставить покупателю лучший продукт. Мы должны уводить клиента от ощущения того, что ему что-то продают, он должен делать ­покупки самостоятельно. И он будет ходить к вам постоянно, зная, что даже наличие какой-либо акции или скидки – это не продажа залежалого товара, а специальное предложение конкретно для него. Нужно понимать, что вы хотите сказать как бренд и для чего вы нужны клиенту. В этом плане в Казахстане есть большой потенциал для развития. Тот, кто все это реализует первым, кто научится снижать свою зависимость от промоакций и рекламы, переходя на построение ассортимента, качество товаров, завоюет рынок. На это могут уйти и годы, но это даст итоговый результат, - заключил Алексей Соколов.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить