«Такие продажи бывают только раз в жизни»

10422

Конец прошлого года ознаменовался настоящим бумом шоп-туров казахстанцев в Россию за автомобилями. Как это происходило и как может сказаться на отечественном авторынке в 2015

Фото: © Depositphotos.com/Artzzz

Ноябрь и декабрь прошлого года стали временем активных шоп-туров казахстанцев в Россию. Рубль ушел в крутое пике, и жителям из стран – партнеров РФ по Таможенному союзу грех было не воспользоваться ситуацией. Те, кто отправлялся в соседнее государство за покупками, говорили: «Такая халява бывает только раз в жизни». Ведь в долларовом эквиваленте все стало стоить гораздо дешевле.

«Два месяца был дурдом»

В российских автосалонах на это в свою очередь могут ответить: «Такие продажи бывают только раз в жизни». Как рассказал Forbes Kazakhstan сотрудник одного из крупнейших автоцентров Москвы, пожелавший не раскрывать своего имени, под конец года реализация у них выросла в 2 раза. Если раньше в месяц продавалось в среднем 700 машин, то в декабре эта цифра достигла около 1400. У дилеров была прибыль в 200%, менеджеры получили невиданные до этого зарплаты – 300–400 тыс. рублей. Благодарить за это они должны казахов и белорусов, которые скупили примерно 50% авто во время предновогодней лихорадки.

«Одна женщина из Белоруссии приехала с двумя автовозами и оба под завязку (в каждый вмещается пять-шесть автомобилей) загрузила новыми машинами», – вспоминает собеседник.

По его словам, на фоне ажиотажа российские автосалоны подняли цены. Если, например, в середине 2014 машина стоила 1 млн рублей, то в конце за нее могли просить вдвое больше.

1,5 млн тенге составила средняя стоимость ввезенных из России автомобилей

«Скажем, Mazda 3 у нас продавалась за 700 тыс. рублей. Мы просто загнали ее в цех по установке дополнительного оборудования, немного «навернули», и она резко подорожала. Потом продавец заходит к нам и говорит: «Вы представляете, за сколько сейчас эту машину купили? За миллион четыреста!». Люди на этой волне скупали все, не смотрели на ценники. В автосалонах за машины даже дрались: менеджеры рассказывали, что им периодически приходилось разнимать потенциальных покупателей. Два месяца дурдом был», – описывает происходившее москвич.

Однако зря клиенты тратили силы и нервы. По словам собеседника, сразу после праздников автоцентры вернули цены на непроданные с 2014 машины к доажиотажному уровню. Тем не менее, народ в салоны не повалил: кто хотел потратить деньги - сделал это до Нового года. Цены же на свежепригнанные автомобили, разумеется, поменялись в сторону увеличения.

Способы отъема денег

Как это обычно бывает, когда страждущие с деньгами потянулись в Россию, там их ждали не только честные бизнесмены. Блогер Дияс Валихан, который постоянно пишет об авторынке, поделился с Forbes Kazakhstan «сборником рассказов» о том, как приезжих обводили вокруг пальца.

«Человек поехал в Москву покупать машину. Приобрел за $35 тыс. по доверенности. В России она от руки пишется, ее не надо, как в Казахстане, заверять нотариально. Пригнал автомобиль на стоянку, чтобы утром ехать в ГАИ и сняться с учета. Утром приходит, а машины нет. Посмотрели камеры наблюдения. Оказалось, что через два часа после того, как он ушел, явился человек, сел в авто и уехал», – рассказывает Валихан.

Когда сотрудники дорожной полиции стали пробивать машину по техпаспорту, выяснилось, что она… была в угоне. При этом похитители подделали не только личные документы владельца (мошенник при оформлении доверенности показал покупателю паспорт, где значились данные истинного хозяина, только фото было другое), но и скопировали договор купли-продажи машины в автосалоне.

Также использовались «более честные» способы отъема денег. Покупатель приходил в салон. Ему говорили, что машин нет. На пороге автоцентра неудачливого шоп-туриста поджидал человек, готовый за дополнительную плату в $2 тыс. «вытащить» из салона необходимую модель. По словам Дияса, зарабатывали на ровном месте.

«Проворачивали еще такие аферы. Люди звонят в автосалон, им подтверждают, что интересующая их Camry объемом двигателя 2,5, белого цвета имеется. Когда покупатели приезжают, оказывается, что машина продана, но есть другая. Как правило, более старая, дорогая, неходовой модели или с дополнительными опциями, которая стоит уже не 1 млн рублей, а 1 млн 200 тыс., – поясняет блогер. – Люди соглашаются, потому что уже устали мотаться по Москве, заключают договор на поставку автомобиля и вносят предоплату. А договор составлен очень тонко: если в салоне не окажется указанной в документе модели, вам могут предоставить замену. Причем от «альтернативы» практически невозможно отказаться, вернуть задаток тоже проблематично. В итоге покупатель получает Lada Granta. Если не нравится, можно судиться – долго, дорого и без ясных перспектив».

Другие, не менее «захватывающие» истории связаны не с покупкой авто, а с перегоном их в Казахстан. «Знакомый карагандинец купил машину в Москве, – рассказывает Дияс. –  Она была достаточно «свежая» – 2012 года. Продавец смог расположить к себе покупателя, убедил, что все в порядке, поэтому тот не удосужился проверить ее на СТО. Отправился своим ходом в Казахстан, и в районе Нижнего Новгорода у него сломался двигатель. В официальном сервис-центре ремонт оценили в $4500, притом что машина была куплена за $24 тыс. Естественно, он решил сэкономить и починить ее у частников. Автомобиль поехал, но под Астаной что-то вспыхнуло под капотом. Мужчина попытался потушить пожар. Но покупка все равно сгорела, а сам он попал с обмороженными руками в больницу, где ему ампутировали несколько пальцев».

Перегонщики также становились жертвами грабителей, которые легко вычисляли жертв по транзитным номерам. «В районе Челябинска, Нижнего Новгорода их поджидали тюнингованные быстрые «Лады». Прижимали машину к обочине или брали в так называемую "коробочку". Преступники отбирали как минимум телефон, деньги. Как максимум – автомобиль, – говорит Валихан. – Поэтому те, кто приобретал для себя, предпочитал оплатить $1200 за услуги автовоза, а не рисковать на дорогах».

Почувствуйте разницу

Так или иначе, большинство казахстанцев, поехавших за «железным конем» в сопредельную страну, выиграли в деньгах. Для алматинца Ардака Бокея «черный вторник» российской валюты фактически стал светлым праздником. «Я приехал в Самару 16 декабря. Решил сначала провести нормальный анализ рынка: поездил по салонам Peugeot, Toyota, Audi, Opel, Mazada, искал машину европейской сборки. Утром обстановка была нормальная. Но после обеда все стало меняться: приезжаю в салон, чтобы уточнить детали по автомобилю, который был в наличии, а менеджеры отводят глаза в сторону и говорят: «Мы его уже продали». Не знал еще, что с рублем произошло, поэтому не мог понять, в чем дело», – рассказывает Ардак.

Но в автоцентре Peugeot он нашел то, что искал. «Я внес предоплату и пошел менять доллары на рубли, чтобы оплатить полную сумму. В одном банке менять отказались, так как не понимали, что творится с рублем. В другом, где доллар покупали за 70 рублей, а продавали за 90, часть денег я поменял (всей суммы у них не оказалось в наличии). Оставшуюся часть продал в третьем банке по 67 рублей за доллар. Когда собирался в Самару, рассчитывал, что поменяю по 58 рублей, поэтому в результате скачка смог купить машину, на которую при прежнем курсе у меня просто не хватило бы денег. Повезло!» – делится радостью новоявленный обладатель Peugeot 208 европейской сборки 2014 года выпуска, доставшегося ему за 780 тыс. рублей.

За ноябрь–декабрь 2014 года задекларировано 22 115 авто, ввезенных из РФ, что на 11 999 единиц больше аналогичного периода 2013 года

Радость эту могли омрачить продавцы: пока Ардак полностью не оплатил покупку, ему на мобильный звонили из салона и говорили: «Если не успеете за полчаса, машина подорожает». Алматинец на эту уловку не поддался, тогда в отношении него применили другой «маркетинговый ход». При оформлении документов заявили, что забыли посчитать стоимость брызговиков, и в итоге взяли еще 5 тыс. рублей. Но это все равно не омрачило настроения Бокея: он знал, что сможет сэкономить на НДС. Налог отменили с 1 января 2015, когда заработал ЕАЭС. Акт передачи авто ему оформили уже в новом году, так что он перегонял Peugeot 208 в Казахстан в условиях общих границ союза.

Но даже те, кто импортировал машины до Нового года, существенно сэкономили. «Hyundai Elantra топовой комплектации покупали в России за $18 тыс., здесь же она стоила порядка $27 тыс. Таким образом, экономия составляла $7–9 тыс., то есть за определенную сумму в Казахстане можно было приобрести три машины, а в России – четыре. И чем дороже автомобиль, тем больше была выгода. Например, Lexus LX 570 у нас стоил $150 тыс., а там его можно было купить за $120 тыс., то есть сэкономить $30 тыс.», – отмечает Дияс Валихан.

При этом многие брали кредиты, чтобы купить авто в России, продать его здесь и заработать на разнице. «Но скорее всего они не смогут этого сделать: рынок перенасыщен машинами, денег у населения нет. Те, кто хотел купить автомобиль, уже сделали это. Даже по сайтам объявлений уже видно: то, что полгода назад стоило $30–35 тыс., сейчас можно купить за $25–30 тыс. Рынок замер до середины года, продажи будут вялые, год будет не очень результативным», – делает прогноз автоблогер.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить