Модный приговор: рынок ретейла смещается в сторону более дешёвых брендов

13459

Как меняется поведение потребителей в последние годы и чем на это отвечают ретейлеры в Казахстане, выяснила обозреватель Forbes.kz

Фото: blog.vendhq.com

Казахстанцы стали иначе подходить к выбору одежды, отдавая предпочтение более дешёвым маркам. Причём самыми активными иностранными ретейлерами в сегменте масс-маркет являются теперь турецкие компании. По мнению международного эксперта рынка инвестиций и недвижимости Льва Тетина, перемены связаны с тем, что уровень доходов среднего класса казахстанцев значительно «оторвался» от европейского стандарта.

- Есть luxury-сегмент, т.е. премиальный, «средний плюс», «средний» и «средний минус». В сегменте luxury уменьшается частота покупок, но покупатели не уходят из него. Аналогичная картина наблюдается в сегменте «средний плюс». А вот представители среднего класса активно переключаются на более дешёвые бренды. Например, бренд Cotton, представленный в сегменте «средний минус», показал огромную динамику роста только в Астане. Открылось 25 магазинов в прошлом году, в этом году планируют открыть еще 20, - отмечает Лев Тетин.

Аналогичный рост показал турецкий бренд LC Waikiki, который запустил интернет-магазин, имеет 32 розничных магазина в Казахстане и планирует открыть еще 4 к концу 2018. На первый взгляд, это говорит об оживлении рынка fashion-ретейла после его рекордного падения в 2015. С другой стороны, эксперты сомневаются в прежней готовности казахстанцев тратиться на обновки.

- Покупательская способность не восстановилась, - признала казахстанская предпринимательница Алия Абдибаитова.

Она работает в ретейл-бизнесе с 2007. Весной открыла Red Park, магазин, продающий вещи мировых брендов из коллекций прошлых лет, с дисконтом от 50%. Такие торговые центры широко распространены в США (самые известные сети — TJ Maxx, Marshals, Ross и другие). К идее открыть дисконт-центр в Казахстане ретейлер пришла после девальвации. Надо было совместить, казалось бы, несовместимые вещи: зарабатывать, взяв курс на понижение цен.

 В прошлом году покупательская способность попыталась восстановиться, но что-то произошло в этом году, именно с начала 2018. Заметно упали продажи. Я даже не понимаю, с чем это связано. Курс доллара вроде бы не менялся кардинально, но что-то происходит. Видимо, у людей закончились накопления или есть негативные ожидания. Они деньги придерживают, стараются не тратить лишнего. Очень избирательно подходят к покупкам, - говорит Алия Абдибаитова.

Средний чек в магазине составляет 7 000 тенге. То, что вещи не новых коллекций, никого не смущает, говорит предприниматель. Покупатели хоть и затянули пояса, но по-прежнему хотят быть модными и носить мировые бренды. При этом она отметила, что в стране постепенно сформировался устойчивый спрос на одежду казахстанских дизайнеров.

В другой сети магазинов - FashionPark, ориентированной на казахстанского производителя, - чек выше 20-25 тыс. тенге. Но это одежда, которую покупают реже: «на выход», для свадьбы или другого праздника.

- Если сравнивать продажи, то на квадратный метр лучший доход приносит дисконт-центр. Конечно, люди с большим удовольствием покупают товары со скидкой. Продажи упали процентов на 20-30%, - резюмировала Алия Абдибаитова.

- В Казахстане сформировались другие покупательские привычки, - объяснила основатель бренда казахстанской детской одежды Mimioriki Инна Апенко.

Одни бренды не смогли пережить перемены в экономике, для других эти же перемены послужили отличным стартом. В первый год после девальвации продажи у Mimioriki выросли на 40%, в следующий - еще на 20%.

- Клиенты, которые покупали европейские бренды среднего ценового сегмента, перешли к нам, - сказала предприниматель.

У неё есть объяснение и феномену чудесного роста турецкого fashion-ретейла: при одинаковой стоимости сырья экспортёры имеют поддержку со стороны своего правительства. Казахстанский производитель обходится без льгот.

- Мы проводили большое исследование. Это связано с тем, что почти все бренды турецкого ретейла, которые есть сейчас на рынке Казахстана, - участники правительственной программы Turquality по поддержке и развитию турецких экспортных брендов. В рамках этой программы есть порядка 42 инструментов, в том числе возмещение затрат на аренду, маркетинг, на развитие бренда за рубежом. По арендной ставке турецкое правительство возмещает порядка 50% стоимости, - отметила Инна Апенко.

Как заверила Инна Апенко, в случае поддержки со стороны государства отечественная лёгкая промышленность может сделать мощный рывок вперед. Пока же fashion-ретейлу приходится иметь дело с людьми, которые приняли сознательное решение - покупать только необходимое.

По данным недавнего исследования Nielsen Consumer Confidence Indeх, сейчас 58% потребителей в Казахстане, находясь под прессингом негативных ожиданий, сократили расходы на покупку новой одежды.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить