McDonald’s® в Казахстане: пять лет работы на «отлично»

18581

Мировой культовый бренд появился в Казахстане в 2016 году. За это время компания создала более 3000 рабочих мест, а общий объем инвестиций в рестораны быстрого обслуживания составил более $60 млн. 8 марта McDonald’s® отметил пятилетие своего присутствия в стране

О том, с какими трудностями столкнулась команда на новом рынке, как компания справлялась с последствиями пандемии коронавируса, а также об инновациях, которые планирует внедрять, читайте в интервью генерального директора McDonald’s® в Казахстане Асета Машанова.

Расскажите, пожалуйста, как родилась идея открыть McDonald’s® в Казахстане.

- Привезти бренд в Казахстан было большой мечтой нашего акционера Кайрата Боранбаева. Переговоры он начал в 1998 году. И только спустя 18 лет открылся первый ресторан в Нур-Султане. McDonald’s® – глобальная корпорация, она очень тщательно подходит к выбору нового рынка и партнера, который будет развивать бизнес. Поэтому процесс занял много времени. Для примера: с момента первых переговоров и до момента открытия первого ресторана в России прошло 15 лет. Добавлю, Казахстан стал 120-й страной, куда вышел McDonald’s®, и на сегодня является самым молодым рынком.

А с какими трудностями вам пришлось столкнуться, когда выводили бренд на наш рынок?

- Самая большая сложность – поставка продуктов. К сожалению, в Казахстане все еще нет поставщиков, которые соответствуют глобальным стандартам и требованиям бренда. Поэтому большую часть продукции везем в основном из России. Ближайший распределительный центр находится в Екатеринбурге, а это более 2 тысяч км от Алматы. Важно, чтобы логистика продуктов была отлажена, поскольку мы не привозим ингредиенты, которые могут долго храниться. В свою очередь, для нас это возможность продолжать развитие наших поставщиков. McDonald’s® – системообразующая компания, которая повышает стандарты работы целой индустрии, чтобы наши партнеры могли поставлять нам качественные продукты. 

Тем не менее доля казахстанских ингредиентов на отдельные блюда в вашем меню составляет сейчас 40-50%. За счет чего вы планируете увеличить содержание местных продуктов?

- Отмечу, что еще 5 лет назад местные поставщики не были так заинтересованы в нас, как сейчас. Этому есть ряд причин: дополнительные расходы с их стороны ввиду аудитов, которые им необходимо каждый раз проходить, недостаточные объемы, чтобы перестроить свое производство специально под нас и т.д. Но наши объемы и возможности с каждым годом растут. Как мы знаем, и другие мировые бренды стали приходить в Казахстан, потому что здесь есть McDonald’s®.

Локализация – один из наших приоритетов. Мы не только развиваем свой бизнес, но и выстраиваем целую экосистему задействованных в нем участников для бесперебойной работы. За это время создан производственно-логистический комплекс Food Town Almaty, в строительство которого владелец франшизы в Казахстане, Беларуси и России Кайрат Боранбаев инвестировал 7 млрд тенге.

В нем находится производство булочек для наших гамбургеров и производство составляющих салатов. Также сюда входит и распределительный центр нашего глобального партнера, который занимается распределением и хранением продукции для McDonald’s®. Сейчас мы ведем переговоры с поставщиками мяса, курицы, картофеля. Это не только казахстанские, но и мировые компании. Предварительно они уже дали свое согласие инвестировать в местное производство продукции.

Многих пользователей интересует вопрос, отличается ли «Биг Мак», скажем, в Мексике от своего «брата» в Казахстане?

- Все процессы производства и рецептура стандартизированы по миру. Основное меню компании неизменно – это продукция McDonald’s®, которую можно встретить в любой стране. Конечно, есть еще и местные, дополнительные блюда. Благодаря им мы расширяем ассортимент в каждом регионе своего присутствия. Например, бургеры «Мак Арабия» в арабских странах, «Биф а-ля Рус» в России, «Мангал Бургер» в Азербайджане и Турции. В прошлом году в Казахстане мы выпустили Qazan и Chicken Qazan, - они пришлись по вкусу нашим потребителям. Бургеры содержат местные продукты из Food Town Almaty: булочка с куркумой и овощи.  И мы добавили двойную котлету – казахстанцы очень любят больше мяса. Есть и специальный соус томат-гриль, который соответствует предпочтениям наших гостей ресторанов.

McDonalds® внедряет инновационные технологии в свои рестораны. Поделитесь, пожалуйста, примерами.

- Большинство ресторанов – это отдельно стоящие здания с системой Drive-Thru. Это не инновация сама по себе, но казахстанским пользователям до прихода McDonald’s® она была малознакома. Сразу после внедрения она стала пользоваться большим спросом. Это технология быстрого обслуживания посетителей на автомобилях, благодаря которой водители и пассажиры могут вкусно поесть, не выходя из своего транспортного средства.

Каждый ресторан мы открываем обязательно с использованием новой технологии. К ним относятся цифровые меню-борды – интерактивное меню, которое можно быстро изучить и выбрать то, что вам нужно. Это удобные киоски самообслуживания - они помогают гостям сделать заказ самостоятельно, без необходимости ждать в очереди к кассе. Кухня работает по принципу Made for you - то есть мы не держим заготовки, а готовим по мере поступления заказа, и наши гости получают качественные и свежие блюда.

В прошлом году мы внедрили технологию Table-service. Теперь официанты приносят заказ к столикам – это новый формат для ресторанов быстрого обслуживания. А в ближайшем будущем наших посетителей будет обслуживать робот с искусственным интеллектом, который постоянно, с каждым посещением вами McDonald’s®, будет обучаться и развиваться, предлагать любимые блюда. Кроме того, платформа позволяет учитывать время суток и погоду, чтобы быстрее сформировать для вас меню – так меньше времени уйдет на выбор блюд.

В прошлом году многие бизнесы пострадали в результате глобальной пандемии коронавируса. Как вы с этим справлялись?

- Конечно, год был сложный для всех: и для бизнеса, и для людей. Но мы были к этому готовы, заранее смоделировав и пройдя вместе с командой возможные сценарии развития событий. Это помогло нам правильно настроить или изменить существующие процессы в компании. И когда были введены ограничения, мы уже знали, как действовать. Мы не только полностью сохранили весь штат и своевременно выплачивали зарплату в 100-процентном размере, но и создали более 300 новых рабочих мест. Также помогли сотрудникам и их семьям – медикаментами, продуктами.

Помимо этого, для наиболее уязвимых детей, в рамках действовавших ограничений, из реабилитационного центра «Мейiрiм» мы организовали доставку продуктов и игрушек, желая поддержать их в период вынужденной изоляции. Предоставили бесплатную еду с доставкой врачам из онкологической больницы в период усиленного карантина, так как в тот момент многие рестораны не решались доставлять блюда, опасаясь заражения. С нашими партнерами мы обеспечили безопасную доставку. Кроме того, акционер компании закупал продуктовые корзины и средства защиты для жителей и врачей Алатауского района Алматы, наиболее пострадавшего от безработицы из-за локдауна. Также департаменту здравоохранения Алматы были переданы кареты скорой помощи, оснащенные аппаратами ИВЛ.

В целом наш акционер выделил на помощь республиканскому и местным штабам по борьбе с коронавирусом около 1 млрд тенге. Думаю, это был важный вклад наших компаний в помощь нашим соотечественникам в этот сложный период.

Ограничения до сих пор действуют. Какие планы вы ставите перед собой?

- Несмотря на ограничения прошлого года, мы освоили новый регион – Караганду. Открыли в городе четыре ресторана, создав новые рабочие места. В ближайшее время планируем вдвое увеличить количество ресторанов, а в последующем – открыть их в каждом крупном городе Казахстана. Конечно, цели амбициозны. И как показал прошлый год, нужно уметь быстро адаптироваться, исходя из текущей ситуации.

Также мы продолжим развивать и обучать наших сотрудников, 40% коллег в офисе – это люди, которые сначала пришли работать в наши рестораны. В целом Казахстан – динамично развивающийся рынок, и мы планируем соответствовать этому темпу. Мы видим, что чем больше становится наш бизнес, тем больше вклада он вносит в развитие экономики и общества нашей страны.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить