Российские экспортеры выводят алкогольный рынок РК из тени

13754

На Казахстан несправедливо повесили ярлык самой пьющей страны в Центральной Азии. Власти, общественные организации бьют тревогу о том, что нация гибнет, и предлагают различными способами ограничить доступ страждущих к стопке за счет поднятия акцизов, введения государственной монополии в отрасли и т.д.

Семимильными шагами к чарке

Шума наделала Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), которая поставила Казахстан на 34-е место в мировом рейтинге потребления алкоголя на душу населения. По данным этой уважаемой организации, каждый казахстанец в год выпивает почти 11 литров чистого алкоголя (ЧА). В сравнении, например, с Молдовой это немного, там население вообще не просыхает, выпивая почти 18 с половиной литров ЧА. Однако если взглянуть на Кувейт, где на душу населения приходится в год всего 100 граммов, и впрямь становится жутковато. У соседей Казахстана, по мнению экспертов ВОЗ, все гораздо лучше: таджики выпивают 3,39 ЧА, узбеки – 3,54, туркмены – 4,63, киргизы – 5,09. Таковы последние данные ВОЗ, которые были опубликованы в 2011 году.

Странно, почему-то защитники здорового образа жизни не обращаются к данным этой же организации за 2003 год, согласно которым казахстанцы выпивали ровно 3 литра ЧА в год. То есть за восемь лет каждый житель стал выпивать в 4 раза больше – Казахстан превратился из самой малопьющей страны Центральной Азии в «синюю» нацию. Что произошло? Глубочайших социальных потрясений не было, в политической жизни, за исключением некоторых моментов, тишь да гладь. На фоне отсутствия государственных катаклизмов наблюдатели еще больше обостряют ситуацию, ссылаясь на данные статистики. 

К примеру, за пять лет в 2 раза выросло число преступлений, совершенных с пьяных глаз, – более 13 тыс. Почти 500 человек погибло по вине нетрезвых водителей, а в пожарах сгинуло 1,2 тыс. пьяниц.

Причинами повальной алкоголизации казахстанцев многочисленные эксперты считают дешевизну алкоголя, его доступность в розничной сети и масштабный теневой рынок. Выступая на пленарном заседании мажилиса парламента РК в конце января нынешнего года, депутат мажилиса Казахстана Ерген Дошаев отметил: «Причина банальна – низкие ставки акцизов. Если в нашей стране в 2012 году при изготовлении одного литра этилового спирта, использованного для производства алкогольной продукции, взималось 60 тенге в виде акциза, то в России – почти 163 тенге, а в Беларуси – от 380 до 432 тенге. Акциз на одну бутылку водки объемом 0,5 литра составлял 100 тенге, а в России и Беларуси этот показатель был выше в 2,5 раза. Такая же неприглядная картина наблюдалась и с пивной продукцией. В документе также размыто показаны и другие механизмы, направленные на снижение злоупотребления алкоголем в стране. Практически ничего не сказано об усилении антиалкогольного законодательства, которое сегодня, к сожалению, носит крайне либеральный характер».

По его мнению, государственная программа развития здравоохранения «Саламатты Казакстан» на 2011–2015 годы, подготовленная Минздравом, работает не в полную силу. «Документ в целом очень серьезный, но в части конкретной борьбы по снижению алкоголизма в стране вызывает большие вопросы, – говорит депутат. – Эксперты ВОЗ подчеркивают, что самые эффективные и распространенные инструменты борьбы с этим социальным пороком – это экономические меры. То есть в первую очередь постараться через повышение акцизов на спиртные напитки сделать алкоголь дорогим и недоступным для населения, особенно для молодежи».

Несмотря на страшные цифры и антиалкогольную риторику, в Казахстане появился тренд по снижению потребления горячительного. «За последние три года в Казахстане отмечается снижение употребления алкоголя на 9%, и в настоящее время уровень распространенности алкоголя как фактора риска подверженности неинфекционным заболеваниям в республике составляет 35,8%. Снижение потребления алкоголя связано с проводимой в Казахстане государственной политикой: введение запретов на продажу спиртных напитков лицам, не достигшим 21 года, на наружную рекламу и рекламу алкоголя в СМИ, на распитие алкогольных напитков в общественных местах, а также ужесточение ответственности водителей автотранспортных средств, управляющих в нетрезвом состоянии», – отметили в Национальном центре проблем формирования здорового образа жизни Министерства здравоохранения Казахстана. 

REUTERS/VOSTOCK PHOTO

О мифах и реалиях

Одни говорят о том, что казахстанцы спиваются, другие отмечают спад потребления алкоголя. Что происходит на самом деле? Управляющий директор Nielsen в Казахстане и на Кавказе Дмитрий Швецов предоставил Forbes Kazakhstan статистику, согласно которой объемы продаж водки и пива в городском Казахстане (населенные пункты более 10 тыс. жителей) падают. По оценке Nielsen, в городах Казахстана в 2011 году было продано 62,5 тыс. декалитров водки на сумму 52,7 млрд тенге, в 2012 году – 55,3 тыс. декалитров водки на 51,6 млрд тенге. Упакованного пива – 210,4 тыс. декалитров (59,4 млрд тенге) в 2011-м и 202,6 тыс. декалитров (60,0 млрд тенге) в 2012-м.

При этом продажи водки и пива в современной сетевой рознице в 2012 году увеличились на 5 и 7% соответственно в натуральном выражении. Но это связано прежде всего с ростом размеров самого канала продаж. Поэтому этот рост не компенсирует падение продаж водки и пива в традиционной рознице.

Приведенные цифры говорят о том, что казахстанцы становятся разборчивее в алкоголе: на общем фоне снижения потребления водки растет привязанность к нетрадиционным для страны напиткам. К примеру, ключевые розничные сети Казахстана продали в прошлом году на треть больше виски, рома продано на 34% больше, чем годом ранее. Однако говорить о том, что нетрадиционный для Казахстана алкоголь продается объемами, сравнимыми с пивом и водкой, не приходится.

Любопытно, что при общем падении продаж пива в этом секторе растут продажи разливного пива, замещая бутылочное и баночное, причем серьезными темпами. Здесь сильны как местные пивоварни, так и иностранные игроки. Например, российская пивоваренная компания «Пятый океан» вышла на рынок Казахстана в 2011 году. «Рост продаж в 2012 году составил порядка 35%, в 2013 году по плану у нас ожидается прирост более 40%, но уже первый квартал показал лучшие результаты. Мы думаем, что наши планы будут скорректированы», – пояснил директор представительства частной пивоварни «Пятый океан» в Казахстане Ринат Рафиков.

Он предположил, что больший рост рынка разливного пива обусловлен изменением тренда потребления – люди начали задумываться над тем, что они едят и пьют, из чего это сделано. Натуральные продукты, натуральные ингредиенты, неиспользование химических добавок – все это сейчас имеет большое значение. В этом контексте больше доверия вызывает именно разливное пиво. 

Спасибо соседу

Если из года в год продажа водки и пива падает, тогда откуда взялось четырехкратное увеличение потребления казахстанцами алкоголя, о котором говорит ВОЗ? Международная организация не ошиблась в цифрах, она их вывела из тени, говорят участники рынка.

«10–11 литров чистого алкоголя на душу населения – это реальные цифры, которые были актуальны для Казахстана все минувшее десятилетие и даже больше. ВОЗ ранее опиралась на данные официальной статистики и не учитывала теневой рынок, который до недавнего времени производил основные объемы алкоголя, – рассказывает топ-менеджер казахстанского производителя крепкого алкоголя, пожелавший остаться неназванным. – Вступление нашей страны в Таможенный союз массово привело россиян на рынок, которые сейчас себя чувствуют уверенно в среднем ценовом сегменте. Как следствие, «белые» продажи растут, выравнивая статистику. Да, потребитель стал разборчивым, поэтому заметен рост в среднем ценовом сегменте, однако в целом потребление алкоголя падает».

По его мнению, статистика «просела» бы еще сильнее, если бы не страждущие россияне, которые нелегально возят казахстанскую водку небольшими партиями в приграничные области, «поддерживая» производство в Казахстане. В России минимальная стоимость бутылки водки составляет 850 тенге, а в Казахстане можно такую же купить за 350, причем аналогичного качества. Вот и тянутся к казахстанскому производителю вереницы ходоков за градусом из Оренбургской, Омской и других областей, которых не пугают регулярные рейды российских правоохранителей.

«Берут полторы-две тысячи бутылок, привозят в омский магазин, получают навар в $3 тыс. за ходку», – рассказывает собеседник Forbes Kazakhstan. По его оценкам, объем перевозок «челноками» может составить до 3% от общего потребления крепких напитков в Казахстане.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить