Кушать подано. Как развиваются онлайн-сервисы по доставке еды в Казахстане

17819

Это выяснял обозреватель Forbes Kazakhstan

ФОТО: Glovo

По оценкам экспертов, объём мирового рынка доставки еды, в том числе посредством онлайн-заказов, приближается к $96 млрд. Необходимость выдерживать динамичный ритм жизни диктует высокий спрос на сервисы онлайн-доставки, а рост проникновения интернета и совершенствование логистической цепочки обес­печивает им постоянный приток клиентов.

Выбор молодых

Приложения по заказу и доставке еды (в мире они стабильно входят в топ-40 самых скачиваемых) уже прочно заняли свое место на экранах наших смартфонов, но до сих пор большинство казахстанцев обращается к ним, лишь когда приходит пора отметить день рождения в офисе, в случае нашествия нежданных гостей или изредка в будний день, когда нет желания стоять у плиты.

В такой ситуации можно усмотреть влияние как экономической, так и культурной составляющей: уровень доходов значительной части населения не располагает к частым заказам из ресторанов, да и традиции домашней кухни, особенно для представителей старших поколений, пока незыблемы. Оценивая перспективы рынка, считает директор Chocofood Николай Щербак, следует ориентироваться на поколение миллениалов, для которых самый ценный ресурс – время, поэтому они отдают предпочтение ресторанам быстрого питания и сервисам доставки еды. А представители следующих поколений будут перенимать привычки родителей.

Скорость и удобство – таковы главные критерии выбора. Поэтому один из основных трендов развития ориентирован на сокращение времени доставки, сбор и анализ данных. Имеют значение удобство интерфейса, возможность оформления заказа в два-три клика и даже визуальная заполненность меню: чем меньше «белых пятен», тем больше заказов удастся оформить. На мировом рынке уже активно развиваются сервисы, связанные с искусственным интеллектом, – чат-боты, голосовые помощники, возможность оформлять заказы с Apple Watch или из автомобиля через встроенное меню. Вероятно, в ближайшем будущем следует ожидать их пришествия и в Казахстан.

По итогам 2018 года рынок доставки еды в нашей стране, согласно данным Chocofood, оценивался в 11,6 млрд тенге ($31 млн). Важным показателем, характеризующим состояние этого рынка, является соотношение количества пользователей и численности населения. У нас это всего 3%, тогда как в среднем по миру – 15%. Среднестатистический казахстанский пользователь делает четыре заказа еды в год, тогда как, скажем, британский – три в месяц.

Глобальный тренд на усиление крупных компаний путём покупки конкурентов и локальных игроков затронул и казахстанский рынок: в 2017 году холдинг Chocofamily поглотил своего главного конкурента – сервис по доставке еды Food panda. После этого Сhocofood утвердился в статусе одного из ведущих игроков рынка доставки и доминирующего – в сегменте foodtech, с долями 23,6 и 82% соответственно. 11,8% отечественного рынка доставки еды удерживает одна из крупнейших мировых фастфуд-сетей – KFC. В качестве отдельного и достаточно любопытного сегмента выступает заказ еды через Instagram – его доля пока незначительна и составляет около 2,4%, но количество пользователей, выбирающих этот канал, растёт.

Согласно данным, предоставленным пресс-службой Chocofood, с начала 2019 сервис вырос на 42% по числу завершённых заказов по сравнению с аналогичным периодом 2018.

- Казахстанский рынок растёт с каждым годом примерно на 20%, а на Chocofood количество заказов ежегодно увеличивается в 2 раза, так что наш проект развивается агрессивно. С приходом таких мировых игроков, как McDonald’s и BurgerKing, мы сократили время доставки до 20–30 минут – согласно их KPI. Но мы можем быть более эффективными: рекордное время доставки для нашего сервиса – шесть минут, – утверждает Щербак.

В 2018 компания увеличила штат курьеров, запустила доставку в двух новых городах, усовершенствовала приложение. У пользователей появилась возможность пополнять баланс. Этой опцией охотно пользуются, например, родители школьников – так они могут быть уверены, что ребенок потратит деньги на еду, а не на развлечения.

ФОТО: Андрей Лунин

Пицца вне конкуренции

Говоря о предпочтениях казахстанских потребителей, можно отметить стабильно высокую популярность пиццы (по данным, представленным Chocofood, по сравнению с 2017 годом данный сегмент вырос с 38 до 41% от общего числа заказов) и заметный, с 11,6 до 24,6%, рост числа заказывающих бургеры – в этом плане мы идём в русле глобальных трендов. А вот суши и роллы в 2018 пользователи агрегатора заказывали реже, чем в предыдущем. Доля этой категории уменьшилась с 40,2 до 23,3% от общего числа заказов. Любовь к восточной кухне вносит свою специфику: в каждом пятом заказе фигурирует гуйру-лагман.

Размер среднего чека, снизившись после девальвации 2015 года, со временем восстановил позиции. В конце прошлого года средний чек по Алматы составил 4736 тенге, в Нур-Султане – 4920, в Караганде и Шымкенте – 3992 и 3954 соответственно. Шымкент наряду с Карагандой являются самыми динамично растущими регионами в сегменте foodtech.

- Объём данных, которыми мы располагаем, является крупнейшим на рынке. Это позволяет нам делиться качественной аналитикой с нашими партнёрами, в том числе влиять на рост их бизнеса, составлять портрет заказчика, – комментирует цифры Щербак.

По его информации, средний возраст клиента онлайн-сервисов по доставке еды находится в диапазоне 18–35 лет. Женщины прибегают к таким услугам чаще, чем мужчины – 66,3 к 33,7%.

Свыше 42% от общего количества заказов в прошлом году оформили пользователи «яблочных» устройств. 23,61% заказов пришлось на долю устройств с Android. Немногим более 3% поступает через телефонный звонок.

Рынок доставки еды чувствителен ко многим факторам. Количество заказов увеличивается по мере приближения к уикенду и достигает пика в субботний вечер. Традиционно «горячими» для операторов и курьеров бывают праздничные дни, хотя праздник празднику рознь: так, в декабрьские заказов поступает больше, чем в Наурыз, а максимальное количество приходится на 8 Марта.

Безупречная работа онлайн-сервисов, как утверждают аналитики, может сослужить хорошую службу и традиционным офлайновым заведениям. Статистика свидетельствует, что более 70% пользователей придут в ресторан, если сделанный ранее заказ из него был успешным. Впрочем, одним из трендов последних лет становятся рестораны-призраки, которые работают только на доставку, отказываясь от физических площадок и сознательно вкладываясь в технологии. Ещё одним относительно новым направлением стали так называемые рестораны fast-casual, представляющие собой нечто среднее между стандартным рестораном и рестораном быстрого питания. Такие заведения готовят блюда с ресторанной подачей, по ресторанным ценам, но приготовление еды в них занимает меньше времени.

Ужин по подписке

Долгое время самыми популярными продуктами, которые можно заказать на дом, были пицца и суши. Они находятся в верхних строках списка предпочтений и сегодня, но растущие требования со стороны потребителей вносят свои коррективы и в рынок доставки. За рубежом активно развиваются сервисы доставки еды по подписке: пользователь заказывает её на заранее оговоренный период, и ему доставляют заказ каждый день – в виде либо наборов продуктов с рецептами для самостоятельного приготовления, либо готовых блюд, расфасованных в соответствии с количеством приёмов. Такие модели ориентированы на более взыскательную целевую аудиторию – последователей концепции здорового питания или вегетарианцев, на людей, которым некогда готовить, но которые хотели бы есть домашнюю пищу. На первых порах рынок достаточно настороженно воспринимает новые сервисы, но затем они находят свою аудиторию.

Так, в частности, произошло с проектом FreshFood.kz, который в 2016 запустила в Алматы Дарья Товштейн, выпускница высшей школы поваров Lecordonbleu (Лондон). Сервис специализируется на доставке ингредиентов для приготовления блюд по авторским рецептам. Начальные инвестиции в проект составили 1 млн тенге, основные расходы пришлись на оборудование и сырьё для упаковки. Вернуть вложенные средства удалось меньше чем за год. В течение первых шести месяцев, вспоминает Товштейн, количество клиентов то росло, то уменьшалось, люди знакомились с новой услугой, примерялись к ценам и предпочтениям. Со временем начался плавный рост.

Основной контингент FreshFood.kz – женщины в возрасте от 20 до 60 лет, лишь 20% клиентов составляют мужчины. Клиенты, по словам собеседницы, приходят в основном по рекомендации знакомых или через Instagram, но большая часть заказов поступает по телефону: так людям проще получить персональную консультацию и озвучить свои запросы.

- Большинство клиентов – занятые люди, которые, однако не хотят терять в качестве и разнообразии питания. На приготовление наших блюд у них уходит не больше часа, а на покупку ингредиентов и продумывание рецептов времени не тратится вовсе. Мы изначально создавали удобный сервис, помогающий экономить не только время, но и деньги, поэтому с учётом стоимости продуктов стараемся держать адекватную цену, хотя на рынке есть и более дорогие предложения. Продукты закупаем у проверенных поставщиков, за некоторыми ездим в отдалённые районы города, но зато можем быть уверены в их качестве, – говорит Товштейн.

Её бизнес имеет сезонный характер: летом количество заказов существенно падает, а с наступлением осени, нового учебного года и с окончанием сезона отпусков начинается рост. В зависимости от сезона FreshFood.kz доставляет от 50 до 200 наборов в неделю. Для Казахстана такая услуга достаточно нова, но у нее хороший потенциал, аналогичные сервисы появляются и в других городах.

- С учётом трёх видов меню на неделю мы индивидуально подходим к каждому клиенту – увеличиваем порции, заменяем продукты, вызывающие аллергию или не подходящие по вкусовым предпочтениям. Конкурентов удаётся обойти любовью к своему делу, усердием, постоянным совершенствованием компании и продукта, – отмечает Товштейн.

В 2019 казахстанский рынок привлёк внимание новых игроков. Так, на улицах Алматы появились курьеры международного сервиса Glovo, который готов доставить всё что угодно – от лекарств и подарков до готовой еды и документов. Стартап был основан в Барселоне в 2015 и на сегодняшний день работает более чем в 150 городах 22 стран мира. За время работы Glovo осуществил более 40 млн доставок от таких партнёров, как McDonalds, KFC, Wendy’s, Starbucks, PizzaHut, Carrefour. Одна из «фишек» – доставка по городу в пределах 45 минут. Заказ можно оформить через приложение – маркетплейс, на котором представлены различные категории товаров. Есть также кнопка «Что угодно», нажатием которой пользователь может заказать доставку даже тех вещей, которых нет в каталоге. Оплатить услуги курьера можно наличными или онлайн банковской картой.

Также на казахстанский рынок вышел сервис по доставке еды Wolt. С момента запуска в Финляндии в 2015-м компания вышла на рынки 14 европейских стран, аудитория составляет 1,5 млн зарегистрированных пользователей, партнёрские отношения установлены с более чем 3500 ресторанами. Чуть раньше в РК пришла «Яндекс.Еда»: на рынке России с этим сервисом работают более 10 тыс. заведений в 24 городах, ежемесячно доставляется более 1 млн заказов.

По мнению представителя Chocofood, наличие конкуренции всегда выгодно как для пользователей, так и для партнёров и игроков, которые начинают искать новые ниши. В частности, агрегатор запустил доставку цветов, а в ближайшее время планирует подключать и другие категории товаров.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить