Кто съедает казахстанский хлеб

12046

Экспорт казахстанских зерновых и бобовых культур может иметь неплохие перспективы для расширения географии. По всем прогнозам, как минимум в текущем году страна может удержать уже завоёванные рынки и даже увеличить поставки. Однако сами экспортёры говорят о необходимости системных решений, затрудняющих внешнюю торговлю

Фото: © Depositphotos.com/timolina

В целом за последние пять лет в стране среднегодовой объем производства зерна составил 19,1 млн тонн при средней урожайности 12,6 ц/га, объёмы экспорта зерна с учетом муки - 8 млн тонн ежегодно. Фактически Казахстан занимает твёрдую позицию в десятке ведущих мировых экспортеров зерна.

География экспорта казахстанского зерна и муки в 2016-2017 маркетинговом году была представлена 35 странами. Основные направления экспорта - страны Средней Азии, Прикаспийского региона, Китай, Афганистан и Иран, которым отгружено 7,6 млн тонн зерна с учетом муки, или 87% от всего объёма экспорта.

Стоит отметить, что 68% зерновых экспортируется в страны СНГ, общий объём экспорта зерновых без учёта муки - 4,8 млн тонн. Этот объём составляет порядка 24% от объёма производства зерновых в Казахстане. Зернобобовые в том же 2016-2017 маркетинговом году экспортированы в объеме 129,7 тыс. тонн, и здесь 95% объёма экспорта приходится на другие страны, кроме стран СНГ. При этом 80% производства зернобобовых отправляется на экспорт.

Если смотреть в разрезе культур, то мягкая пшеница была экспортирована в количестве 3,5 млн тонн, и основным покупателем является Узбекистан и Таджикистан (78% общего объёма экспорта). Твёрдая пшеница экспортирована в объёме 384,9 тыс. тонн, основным покупателем является Италия (51%), Россия (25%), Турция (8%), Тунис (5%).

Ячмень был экспортирован в объёме 751,7 тыс. тонн, и здесь безусловным лидером является Иран, который закупает 79% этого объёма. Экспорт ячменя составляет 23% от объёма его производства в Казахстане

Рис экспортируется в объёме 89 тыс. тонн, основные покупатели Россия и Таджикистан (84%). В целом экспорт риса составляет 20% от объёма производства.

Глава Зернового союза Казахстана Нурлан Оспанов отмечает, что за последние три года в 10 раз увеличился экспорт твёрдой пшеницы в Италию.

- Начинали с объёма 21 тыс. тонн и сейчас до 328 тыс. тонн, - заявил он в ходе зерновой конференции Kazgrain. - Новым рынком для твёрдой пшеницы является Тунис. И мы должны обратить внимание на страны Северной Африки - Тунис, Алжир, Марокко.

Есть хорошие возможности по наращиванию поставок мягкой пшеницы в Китай, Европейский союз, Турцию, страны Юго-Восточной Азии; ячменя - на рынки Китая, Афганистана, Узбекистана. По чечевице перспективы могут быть в Иране, Пакистане, Афганистане, Азербайджане, странах Юго-Восточной Азии. 

Заместитель председателя правления «Продкорпорации» Сабит Кашкимбаев обращает внимание на общую тенденцию снижения экспорта муки и увеличения экспорта зерна. В первую очередь это заметно на основных рынках для казахстанской продукции - в Узбекистане, Туркменистане, Таджикистане.

Вместе с тем климатические условия текущего года, скорее всего, будут засушливыми, что приведёт к уменьшению собственного производства и, соответственно, увеличению импорта. Такая картина, по прогнозам «Продкорпорации», будет наблюдаться в странах Средней Азии, Иране, Ираке, Афганистане.

Заметим, что в последние годы Казахстан нарастил экспорт муки в Афганистан. Кашкимбаев отмечает, что традиционно на афганском рынке присутствует несколько стран - Индия, Пакистан, Иран, Казахстан, Узбекистан.

- В обычные годы мы предполагаем очень сильную конкуренцию среди поставщиков. Но в этих странах, учитывая засушливую ситуацию, может быть уменьшение производства, - напомнил он. - На данном этапе на наших потенциальных рынках есть предпосылки для укрепления цены. Среднегодовой объем экспорта на южном направлении сохраняется на уровне 7 млн тонн, возможно, с небольшим ростом в этом году. Неблагоприятные условия в странах-импортёрах могут вызвать дополнительный спрос на наше зерно.

Однако экспортёры зерна говорят о необходимости системных мер поддержки.

- Нам нужно оптимизировать стоимость логистики. К сожалению, мы не можем использовать максимально полно новые маршруты, поскольку стоимость транспортировки очень высокая. Плюс некоторые маршруты ориентированы на контейнерные перевозки. В нашем же случае не все элеваторы могут обеспечить погрузку на контейнеры. Плюс сама контейнерная перевозка дорогостоящая. Поэтому мы считаем, что здесь нужно провести взвешенную политику. И в тех проектах, в которых участвует Казахстан, нам нужно чёткая взвешенная позиция по регулированию тарифной политики. Если мы вложили деньги, если мы создали маршрут, надо делать следующий шаг - нужно приблизить максимально эти услуги потребителям, - объясняет Оспанов.

Также необходимо «проработать совместно с правительственными структурами недискриминационный доступ казахстанских экспортёров к услугам портов».

- Мы находимся в едином союзе, у нас есть очень много взаимных обязательств и прав, соответственно, нужно проработать вопрос о подписании межправительственного соглашения и дать возможность нашим экспортёрам получить доступ к портовой инфраструктуре, чтобы могли формировать судовые партии и планомерно осуществлять отгрузку. В отличие от того, что происходит сегодня - прямая перевалка, она сопряжена с высокими рисками простоев и штрафов. Поэтому если мы хотим нарастить экспорт, мы должны в первую очередь решить вопрос выхода к морю, - добавил он.

Решение этих проблем именно на системном уровне Зерновой союз видит в создании национального логистического оператора, «который будет представлять и защищать интересы казахстанских экспортёров с субъектами перевозочного процесса других стран». Этот оператор должен координировать всех участников перевозочного процесса внутри страны (включая поставку зерновозов, а также представлять консолидированные интересы экспортёров. Выполнять эти функции, полагают в Зерновом союзе, может одна из действующих в структуре «Казахстан темир жолы» или холдинга «КазАгро» компаний.

Наряду с этим предлагается рассмотреть возможность внедрения инструментов торгового финансирования экспортных операций.

- У нас транспортные расходы на примере пшеницы из Казахстана в итальянский порт составляют от $100 до $120 (на тонну). Эти деньги экспортёры должны иметь сразу на начале отгрузки. Это тоже сдерживает экспорт. У нас есть соответствующие структуры, которые могли бы внедрить специальные инструменты торгового финансирования для экспортных операций. Условия можно обговорить. Поскольку экспортные операции идут в валюте, можно рассмотреть и валютные кредиты для торгового финансирования, - предложил Оспанов.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить