Некоторые любят погорячее. Рынок кофеен в Казахстане

21703

Почему растёт число кофейных заведений и насколько выгоден такой бизнес

ФОТО: pixabay.com

Точное число кофейных заведений в Казахстане, как и объём потребления самого кофе назвать сложно. Многие из цифр, которые представлены в открытых источниках, чаще всего являются маркетинговыми исследованиями той или иной сети кофеен и отображают не совсем корректные данные. Но, судя по тому, с какой частотой открываются всё новые кофейни, ларьки и автофургоны с кофемашинами, этот горячий напиток всё больше приходится по душе казахстанцам.

В моду кофейни начали входить около 15 лет назад, когда в Алматы открылись первые заведения – Coffeedelia и «Бисквит». Кофе на тот момент воспринимался скорее как альтернатива чаю или просто бодрящий напиток. Настоящих ценителей было немного. Однако эти места стали популярными, и постепенно в Алматы кофейных заведений становилось всё больше.

- У нас высокий уровень кофемании при низком уровне кофейной культуры, - считает генеральный директор сети кофеен Caffe Pascucci в Казахстане Сырым Иткулов. – Это не плохо - просто факт. Постепенно казахстанцы станут лучше разбираться в качестве потребляемого продукта. Пока же этим пользуются многие бизнесмены. Малограмотность играет им на руку, и нередко под красивой обёрткой подсовывается низкокачественный товар.

По его словам, рынок кофеен становится одним из самых рентабельных бизнесов. Сейчас только в «золотом квадрате» Алматы (район, границами которого по периметру являются улицы Желтоксан - Кабанбай батыра - Кунаева - Абая) «на кв. километр приходится 30-40 кофеен».

- Главное - найти удачное место с парковкой. Причём это может быть не только центр, но и спальные районы, окраины города, заправки, торговые и бизнес-центры. Необходимо создать приятный сервис, атмосферу и варить крепкий кофе. При соблюдении этих трёх условий можно открыть любое заведение, от мирового бренда до небольшой точки. У нас кофеен много, а качества мало. Я знаю всего несколько заведений, где по-настоящему следят за рецептурой приготовления кофе. К сожалению, подобный контроль наблюдается далеко не во всех крупных заведениях, в том числе и самых известных брендов, - отметил Сырым.

Сырым Иткулов
Сырым Иткулов

Кофейни становятся популярными среди казахстанцев, особенно молодёжи. Для многих стало привычкой назначать в подобных заведениях деловые переговоры, свидания и встречи с друзьями. В популярности кроется и причина высокой рентабельности этого вида бизнеса. 

- При грамотном ведении бизнеса «отбить» свои вложения можно через 8-12 месяцев,  даже если варить качественный кофе. Иначе у нас не стали бы открываться франшизы мировых брендов. При этом стали появляться и местные сети. Не удивлюсь, если кто-нибудь откроет что-то вроде «казакша кофе» - с национальным колоритом, изюминкой, - отметил Сырым Иткулов.

Сестры Назгуль и Мадина Нарышевы открыли кофейню Paco в декабре 2018. Идея создания собственного кофейного заведения им пришла пару лет назад, а конкретно прорабатывалась на протяжении полугода. До открытия семейного бизнеса Мадина долгое время работала в одном из крупных банков, и уход в свободное плавание дался ей непросто.

- Конечно, уходить с хорошей работы в неизвестность было немного страшно, но сейчас я об этом не жалею. Да, работы и ответственности стало гораздо больше, свободного времени практически нет. Сестра не стала увольняться со своей постоянной работы, но всё свободное время проводит в кофейне. Я же занимаюсь непосредственно работой в кофейне, встречаю гостей, готовлю кофе, занимаюсь продвижением в соцсетях. У нас уже есть помощница, и мы вдвоем работаем здесь всю смену, - рассказала Мадина.

Первоначально планировалось открыть заведение по франшизе крупной российской сети. Но после всех подсчётов было решено отказаться от этой идеи – выходило слишком дорого. Так была открыта собственная кофейня Paco.

- Чтобы работать по франшизе этой сети, нам необходимо было заплатить около 800 тыс. тенге. В эту сумму входит план по открытию заведения, оборудование, первая закупка продукции, расходных материалов, решение юридических и бухгалтерских вопросов, стандарты работы, помощь в поиске подходящего помещения, трудовые договоры, разработка меню и многое другое. Также ежемесячно необходимо выплачивать роялти в размере 3% от оборота. И мы отказались от этой идеи и создали свою кофейню. Для того чтобы полноценно запуститься: арендовать помещение, сделать ремонт, приобрести мебель, оборудование и прочее - нам потребовалось 3 млн тенге, - отметила совладелица кофейни.

Назгуль и Мадина Нарышевы
Назгуль и Мадина Нарышевы

В эту сумму вошла новая мебель, хорошая кофемашина, оборудование, посуда, расходные материалы и прочие необходимые вещи.

- Трудно говорить о том, отбили мы наши затраты или нет, потому что постоянно вкладываем средства из оборота в бизнес: например, в морозильник, холодильники для напитков, недавно приобрели «маркизу» перед входом, чтобы наши гости могли попить кофе на улице в дождливую погоду, - добавляет Мадина.

Ежедневно кофейню Paco посещает в среднем 40 клиентов. Постепенно растёт и количество подписчиков в одной из социальных сетей Мадины, которая теперь полностью подчинена интересам заведения. Их число недавно превысило 1000 человек.  

Для увеличения оборота и количества посетителей владелицы кофейни постоянно придумывают что-то новое. Например, стали принимать заказы на кофе с доставкой с символической доплатой. Правда, район доставки ограничен – в пределах двух кварталов, но зато эта услуга стала пользоваться популярностью – рядом расположено несколько бизнес-центров, и сотрудники не прочь выпить горячий кофе прямо за рабочим местом. С недавнего времени запустили новую услугу, но уже с романтическими нотками – доставку цветов и кофе, которая также начала пользоваться спросом.

- Кофе мы берём качественный, 100% арабику. Обжаривают его здесь, в Алматы. Варить кофе учились у наших партнёров-поставщиков, но постоянно стараемся учиться чему-то новому. Бывает, что некоторые рецепты кофе нам подсказывают наши гости. Таким образом мы расширяем наше меню.

Отмечу, что большинство наших посетителей разбираются в кофе. Многие из них уже стали нашими завсегдатаями. Мы стараемся искренне общаться с гостями, а самое главное - встречать их с улыбкой. К каждому нужен персональный подход, внимание. Многие даже удивляются, когда встречаем их по имени. Мы считаем, что наше заведение построено по правильной концепции, мы здесь создаём домашнюю обстановку и уют. В будущем хотелось бы открыть второе заведение под таким же названием, - поделилась планами Мадина.

Матайс Олай, основатель Barista Academy и владелец кофейни Bowler Coffee Roasters, ведёт кофейный бизнес в стране с 2010. Первоначально он занимался обучением бариста, а затем, по совету друзей, решил открыть и собственную кофейню.

Матайс Олай
Матайс Олай

- Для меня это не столько бизнес, сколько дело моей жизни. Я не отношусь к этому как к источнику доходу, но могу подтвердить, что это перспективный бизнес. Как и в любом другом деле, здесь можно понести убытки, но это уже частный случай. Нужно понимать концепцию. Не обязательно вкладывать большие деньги. Если ты умеешь варить кофе, понимаешь его, то нет нужды на первоначальном этапе иметь дорогое оборудование. Прекрасный кофе можно приготовить и в турке, - рассказал Олай.

Заведение открылось три года назад. Окупилось оно только недавно.

- Но хочу сказать, что постоянно вкладывал сюда финансы. Сейчас открыл кофейню на Зелёном базаре: я хочу показать, что и на рынке может быть презентабельное заведение. Многие считают, что там не может быть хорошего кофе, но я так не думаю. Мне вообще там очень нравится, там есть своя атмосфера, - добавил Олай.

Как отмечает голландец, кофейни действительно стали популярными среди казахстанцев, но многие из заведений не приучают к кофейной культуре.

- Продукт и культура – это разные вещи, - напоминает Матайс. – Самый лучший кофе для меня - не сам кофе, а с кем ты сидишь, с кем беседуешь, какая вокруг атмосфера. Важно настроение.

Forbes.kz на условиях анонимности побеседовал с владельцем передвижной автокофейни. По словам предпринимателя, доход в первую очередь зависит от проходимости места стоянки автомобиля.

- Понятно, что мы стараемся готовить качественный кофе, но какой бы он вкусный ни был, если не будет людей, выручка падает. Свободных мест для фуд-трака с кофе, где напиток будет пользоваться большим спросом, в Алматы осталось не так много. Конкуренция у нас в последнее время выросла, - добавил бизнесмен.

Самые популярные виды кофе у казахстанцев: американо, капуччино, латте и чуть реже - эспрессо. Сильно на продажи влияет погода – летом, в жару, горячие напитки пьют реже. Основная торговля идёт с утра и до обеда. Во второй половине дня продажи падают.

Ответить конкретно, сколько порций кофе за день приготавливается, предприниматель отказался. Но отметил, что не верит тем, кто говорит, что за 10-часовую смену успевает обслужить 250-300 клиентов.

- Это невозможно, рук не хватит, - со скепсисом заметил представитель малого бизнеса. При этом собеседник назвал рентабельность приготовленной порции кофе – не менее 50%.

Соразмерной является себестоимость кофе и в стационарных заведениях. Да, в мобильной кофейне кофе несколько дешевле: 450-500 тенге за порцию, но и себестоимость в кофейнях выходит гораздо выше. Аренда площади, оплата труда персонала, коммунальные и прочие расходы составляют немаловажную часть каждой порции горячего напитка. Поэтому цена на кофе здесь начинается от 700-800 тенге. Плюс у кофеен есть возможность для предоставления дополнительной продукции: прохладительных напитков, коктейлей, выпечки, десертов, салатов и, при желании, лёгких горячих блюд.

Килограмм обжаренного кофе в среднем в Алматы обходится в 7 тыс. тенге. Этого хватит, чтобы приготовить не менее 100 порций. Для 100 порций кофе понадобится около 15 литров молока (4,5 тыс. тенге), ведь кто-то пьёт кофе с молоком, кто-то вообще без молока, а кто-то - латте с капуччино. Поэтому возьмем усреднённый показатель. Добавим килограмм сахара – 250 тенге. Таким образом, основные ингредиенты порции кофе обойдутся: 70+45+2,5 тенге. Сюда же стоит добавить и стоимость бумажного стакана - 25 тенге. Сиропы и другие ингредиенты обычно добавляются по вкусу за дополнительную плату. Итого: 140-145 тенге в среднем за порцию.

С этой точки зрения кофейня как бизнес-проект очень рентабельна. Мало какая продукция обладает подобной себестоимостью в сфере общественного питания. Но для того, чтобы бизнес получился прибыльным, нужно вложить много сил в концепцию своего заведения, грамотную локацию, построение качественного сервиса и приветливый персонал.  

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить