Кредитование села засохнет без государства

9170

Нацхолдинг «КазАгро» отчитался об убытке 94 млрд тенге по итогам 2015. При этом холдинг стал ключевым поставщиком финансовых ресурсов для аграриев. Сможет ли убыточная организация и дальше поддерживать кредитование агропрома?

Фото: Сергей Буянов

Без государства не пашем, не сеем

Холдинг «КазАгро» сообщил, что по итогам 2015 его доля в кредитном портфеле агропромышленного комплекса страны достигла 43%. Всего на финансирование отрасли было выделено 317 млрд тенге, из которых 203 млрд тенге пошло на программы кредитования и лизинга. По данным холдинга, его клиентами стали 49 тыс. заемщиков, и 88% кредитов получили субъекты малого и среднего бизнеса.

Эти цифры, очевидно, должны показать, насколько важную роль играет «КазАгро» в  финансировании отечественного сельского хозяйства, и насколько незаменимым звеном холдинг стал за время своей работы.

В то же время они демонстрируют и другое: масштаб зависимости села от государственных финансовых ресурсов, а также слабость работы негосударственных финансовых институтов по кредитованию агропрома. В настоящее время, приводит данные «КазАгро», за счет средств Национального фонда одобрено к финансированию 216 инвестиционных проектов общей стоимостью 200 млрд тенге. По сути, государство стало кредитором последней надежды для сельхозпроизводителей. Банки если и участвуют в кредитовании производства аграрной продукции, то только в качестве операторов при распределении денежных ресурсов.

Фонд для «плохих» агрокредитов

Среди дальнейших планов холдинга значатся «повышение доступности субъектов АПК к кредитным ресурсам» и «мероприятия по расширению каналов продаж кредитных продуктов». Учитывая нынешнюю ситуацию в экономике, можно прогнозировать дальнейшее снижение интереса банков к кредитованию агропрома и, соответственно, дальнейшее повышение доли «КазАгро».

Правда, в рамках реформирования холдингов «КазАгро» предстоит передать в конкурентную среду сразу четыре «дочки» - «КазАгроМаркетинг», «КазАгроПродукт»,  «ПродКорпорацию» и «КазАгроФинанс». Но первые три финансовой поддержкой, как таковой, не занимаются, а функции последней, по сути, все равно останутся за холдингом – в рамках Аграрной кредитной корпорации. На ее основе, по информации «КазАгро», будет создана единая финансовая группа. Она поглотит и «КазАгроФинанс», и Фонд поддержки сельского хозяйства. 

Сами по себе эти структурные изменения большого значения не имеют, но вместе со сменой вывесок намечается и корректировка политики: предполагается «постепенный отход от прямого кредитования к фондированию кредитных товариществ, микрофинансовых организаций, лизинговых компаний и других финансовых институтов, кредитующих АПК». В то же время «КазАгро» анонсировал дальнейшее создание фондов прямых инвестиций совместно с зарубежными игроками (пилотный проект был запущен вместе с венграми).

Таким образом, кредитование АПК через госхолдинг в обозримом будущем будет нарастать (если не в абсолютном, то хотя бы в относительном измерении). И его отход от прямого кредитования сути не меняет. Появится лишь дополнительное звено между деньгами и заемщиками. «КазАгро» даже планирует создать фонд управления активами – для передачи туда «плохих» кредитов, выданных другими «дочками» холдинга.

И хотя государство упорно отказывается от идеи создания специализированного сельскохозяйственного банка, на самом деле уже выращена огромная империя по кредитованию агропрома, с которой не сравнится никакой банк.

На одной ноге

Сама по себе идея финансирования сельского хозяйства в особом порядке, с использованием особых механизмов не чужда даже странам с наиболее либеральным экономическим режимом. Например, в США в этом году отмечает вековой юбилей аграрная кредитная система (Farm Credit System), на которую сейчас приходится треть всех займов, выдаваемых всем, кто живет и работает в сельской Америке. Она кредитует не только сельхозпроизводство, но и сделки по сельской недвижимости, «зеленые» технологии в сельской местности, проекты по водоснабжению, коммуникациям.

Однако принципиальное отличие в том, что хоть система и создана государством, за ним сейчас осталась только функция администрирования. Сама же система состоит из независимых финансовых организаций, включая несколько сельхозбанков и финансовые кооперативы, объединяющие региональных сельхозпроизводителей.

У нас система финансирования сельского хозяйства выглядит не менее разветвленной, чем в США, но вся она на самом деле замыкается на государство, чьи ресурсы оно распределяет. Источник средств один, и по большому счету неважно, через кого идет  финансирование – микрофинансовую организацию, коммерческий банк, госкорпорацию. Формально производителей кредитных продуктов много, а реально он всего один. И подобная не диверсифицированная бизнес-модель крайне неустойчива.

В 2015 валовая прибыль «КазАгро» упала на 40% по сравнению с 2014, – с 23,4 млрд тенге до 14 млрд тенге. И если в 2014 чистая прибыль холдинга составила 6,1 млрд тенге, то по итогам прошлого года он получил убыток 94,4 млрд тенге. В 2016 «КазАгро» выделено 25 млрд тенге из специального резерва правительства и 100 млрд тенге из средств ЕНПФ. Но ресурсы государства не резиновые. Чем они будут восполняться, пока цены на нефть не восстановятся, пока непонятно. Очевидно, что модель финансирования агропрома нуждается не в номинальных структурных изменениях, а в принципиальной смене подходов в сторону построения самодостаточной системы. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить