Когда закончится нефть

15128

Россия сокращает поставки беспошлинной нефти в Казахстан

SAULGRAVY/photographerchoice rf/fotobank.ru

В конце ноября Москва сообщила о сокращении квот на поставки беспошлинной нефти в Казахстан. В связи с этим Министерство нефти и газа РК ожидает «непростую» ситуацию на республиканском рынке ГСМ и рассматривает возможность переработки большего количества казахстанской нефти, а также применения толлинговых схем (переработка иностранной нефти на отечественных предприятиях с последующим возвратом продуктов нефтепереработки иностранному поставщику сырья). Эксперты же прогнозируют 10%-ный рост цен на топливо.

В преддверии зимы Москва сообщила о том, что в 2012 году сократит поставки беспошлинной нефти и нефтепродуктов в Казахстан на 1 млн тонн. В пресс-службе Минэнерго России рассказали, что согласно действующему межправительственному соглашению о беспошлинной поставке российской нефти в Казахстан Россия обязуется поставлять в РК до 7 млн тонн нефти. «Таким образом, сокращение поставок с 7 млн тонн до 6 млн тонн не противоречит условиям действующего межправительственного соглашения. Дальнейшее сокращение беспошлинных поставок нефти в Казахстан не планируется», – подчеркнул руководитель пресс-службы Минэнерго РФ Дмитрий Грызунов.

Такой шаг со стороны России негативно отразится на казахстанском рынке ГСМ. «Новые условия обернутся очередным топливным кризисом. Данные обстоятельства на руку крупным игрокам рынка, поскольку они заинтересованы в создании ажиотажа, за которым неминуемо следует рост цены», – считает генеральный директор казахстанской нефтяной трейдерской компании
SP Group Сергей Сорокин.

Министр нефти и газа РК Сауат Мынбаев отметил, что на 2012 год ситуация складывается «непростая». «Мы получили достаточно твердую позицию Российской Федерации, что вместо 7 млн тонн, как это было в прошлые годы, лимит поставок на следующий год составит всеми видами транспорта 6 млн тонн. Это означает, что мы должны распределить этот объем правильным образом, в том числе по месяцам», – заявил министр Мынбаев на селекторном совещании в правительстве. Кроме того, по его словам, российская сторона лимитирует объемы поставок нефтепродуктов, в том числе бензина и авиатоплива. В связи с этим Министерству нефти и газа, Минэкономразвития и Минфину поручили продумать вопрос толлинговых операций.

Следует отметить, что основным потребителем российской нефти является Павлодарский НПЗ. Оставшаяся же часть – около 35% – распределяется между заводами в Атырау и Шымкенте, а также рядом мини-НПЗ. При этом до недавнего времени Павлодарский завод обеспечивался нефтью только по трубопроводу Омск – Павлодар. Поставка же казахстанской нефти на завод стала возможной только со строительством нефтепровода Казахстан – Китай. В итоге самый крупный нефтеперерабатывающий завод в республике лишь недавно приступил к переработке казахстанской нефти. Информация об этом размещена на официальном сайте Министерства нефти и газа.

При этом завод, построенный под переработку западносибирской нефти из России, сталкивается с рядом проблем при работе с казахстанской нефтью. В частности, для переработки больших объемов казахстанской нефти в 2012 году АО «ПНХЗ» необходимо построить дополнительную схему защелачивания. Кроме того, по словам заместителя генерального директора предприятия Евгения Двурекова, если перерабатывать казахстанскую нефть, то придется останавливать битумное производство и отказаться от производства авиакеросина из-за отсутствия технологий по изготовлению авиатоплива из отечественной нефти. «ПНПЗ является единственным в Казахстане производителем крупнотоннажного битума, и с началом строительства дороги Западная Европа – Западный Китай спрос на него будет только расти», – подчеркнул Двуреков.

Эксперты также отмечают, что сегодня никто не может сказать, какой объем казахстанской нефти сможет перерабатывать Павлодарский НПЗ в будущем. «Им нужна определенная нефть с определенных месторождений. К тому же неясен и вопрос, каким образом государство намерено обеспечить связь между недропользователем, свободным продавать свою нефть куда угодно, и нефтеперерабатывающим заводом», – считает Сергей Сорокин.

Толлинговые схемы, разрабатываемые государством, призваны лишь загрузить Павлодарский НПЗ на время посевной. Но их применение не позволит насытить рынок топливом. Вопрос, адресованный Министерству нефти и газа, о мерах борьбы с возможными последствиями сокращения квот на российскую нефть так и остался без ответа.

Аналитики же считают, что одна из причин всех проблем кроется в экспортной пошлине. «России крайне невыгодно поставлять нефть в Казахстан без экспортной пош­лины, не получая доход с нее. В то время как нам это очень выгодно, потому что мы можем свою нефть продать на экспорт, а российскую взять для своих нужд. Бюджет Казахстана благодаря этой схеме выигрывает около $200 млн ежегодно. В России это понимают и выставляют соответствующие требования – либо ввести экспортную таможенную пошлину на ввоз российской нефти, либо компенсировать ее казахстанской нефтью по трубе Атырау – Самара», – отметил Сергей Сорокин. По его мнению, ситуация с нефтью и ГСМ, сложившаяся в стране, является результатом наложения сразу нескольких проблем.

«Наша страна добывает огромное количество нефти ежегодно. При таких показателях мы могли бы раздавать бензин бесплатно. Но это только первое впечатление. Большая часть добываемой в республике нефти уходит на экспорт. Часть нефтепродуктов производилась из российской нефти, а сейчас эти объемы упали. – говорит гендиректор SP Group. – Не стоит забывать и о том, что нефть – это еще не бензин. В стране всего три крупных нефтеперерабатывающих завода, которые выпускают продукцию, соответствующую ГОСТу. И здесь кроется еще одна проблема, заключающаяся в том, что заводы устаревшие и их модернизация только планируется. Количество потребляемого топлива в республике ежегодно увеличивается, в то время как количество производимого бензина остается на уровне начала 2000-х годов. Мощности казахстанских заводов просто не справляются с большим количеством нефти. Процесс же модернизации завершится лишь к 2015 году. К этому моменту наши заводы получат возможность выпускать бензин стандартов Евро-4 и Евро-5».

В первом полугодии цена на нефть поднимется минимум на 10%

Игроки рынка также отмечают, что сегодня ни один из нефтеперерабатывающих заводов Казахстана не работает в полную мощность. «Это касается не только крупных заводов, но и мини-НПЗ. Получается, что стране не только не хватает заводов, но и имеющиеся не загружены на полную мощность», – отмечает генеральный директор одной из трейдерских компаний.

По мнению экспертов, ситуация на топливном рынке стабилизируется к тому моменту, когда страны – участницы Таможенного союза окончательно оговорят все условия купли-продажи и поставок нефти. «Понижения цены точно не будет, будет ее повышение. В первом полугодии она поднимется минимум на 10%. Кроме того, интеграционные процессы, происходящие сейчас между тремя государствами, притормозятся – все ждут, что произойдет в России, – сказал в заключение Сергей Сорокин. – Для стабилизации цен и количества нефтепродуктов на рынке Казахстана необходимо повышение экспортной пошлины на нефть в республике, чтобы внутренний рынок ею насытился. Нужно гибкое законодательство для трейдеров и переработчиков. Кроме того, требуется модернизация заводов, что даст увеличение количества и качества светлых нефтепродуктов. Важное условие – присутствие реальных игроков рынка при разработке законов и независимая организация, которая могла бы защищать интересы потребителей ГСМ».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить