Кочевник на спицах

16644

Nomad поборется с китайским импортом за казахстанский рынок велосипедов в $60 млн

Фото: Андрей Лунин

Казахстанский производитель велосипедов Nomad компания Merida-KZ перед сезоном 2013 года намерена полностью обновить линейку байков, существенно улучшив качество своей продукции за счет автоматизации процессов, привлечения новых, более качественных поставщиков из Японии, Сингапура, Малайзии, а также усилить собственную дилерскую сеть. Руководитель компании Марат Акынгазиев уверен, что пора заменить низкокачественный ширпотреб качественными велосипедами казахстанской сборки, с новым уровнем «цена/качество».

Встали на колеса

Популярность велосипедов в Казахстане стремительно растет, сегодня в республике за год официально продается более 300 тыс. байков: через магазины реализуется лишь десятая часть, основной объем уходит в народ через рынки. Это в 1,5 раза больше, чем в прошлом году. Однако и эта цифра далеко не предел. По мнению участников рынка, Казахстан может «съесть» не менее 470 тыс. велосипедов за год, что равняется примерно $62,5 млн в денежном выражении.

По мнению экспертов, казахстанский рынок велосипедов развивается не благодаря чему-то, а вопреки всему. Посудите сами: спортивные магазины только-только начали централизованно закупать велики у производителей, специализированных магазинов не так много, как и сервисных мастерских. Да чего говорить, основного – велосипедных дорожек – в Казахстане крайне мало, почти нет. Тем не менее народ велосипедами интересуется и покупает их. Массмаркет представлен не только китайскими разношерстными марками, но и производителями ближайшего зарубежья Stels, Orion, «Эдельвейс», «Водан» и многими другими. На рынке много полупрофессиональных велосипедов Merida, Author, Centurion и т.д.

Марат Акынгазиев рассказывает, что 98% мирового производства велосипедов сосредоточено в Азии, преимущественно в Китае и Тайване, либо собирается за рубежом из комплектующих китайского производства. «Наши велосипеды не исключение, мы не скрываем, что производим сборку в основном из китайских деталей, так же как и немецкие, французские производители, – раскрывает секреты Марат. – К примеру, уважаемая немецкая марка CUBE также собирается из тайваньских, японских, малайзийских, китайских и американских комплектующих, а «немецкое содержание» в этих велосипедах ограничено. Оставшиеся 2% это несколько компаний – производителей велосипедов, которые производят все сами, но отличаются высокой ценой».

«Произведено в Китае» – отнюдь не знак плохого качества. По мнению Акынгазиева, современный Китай делает вещи разного качества – от откровенно низкого до вполне приемлемых и даже премиальных вещей. «Современные китайские производители отличаются глубокой специализацией на производстве тех или иных деталей. Наши текущие поставщики – это, как правило, южные провинции Китая. У них более серьезный подход к качеству, они дорожат своей репутацией», – говорит Марат.

Nomad в веках

История казахстанской марки Nomad начинается в 2006 году, со стартовыми объемами производства в 500 велосипедов в год. Байки начинали собирать в полуподвале жилого дома, а сейчас производство располагается на площади в 2,7 тыс. кв. м, из которых 600 кв. м – сборочный цех, где находится конвейер. Проект реализуется ТОО «Merida-KZ» с участием венчурного фонда «Сентрас» (70%) и бизнесменом Заурбеком Мизамбековым (30%). Инициаторы гордятся тем, что смогли за пять лет реализовать свою идею формирования нового потребительского бренда «с нуля». Таких примеров на рынке совсем немного.

Поначалу велосипеды собирались из комплектующих известного и популярного бренда Merida, потом начали искать решения, оптимальные по цене и качеству. Сегодня производители Nomad уже рассматривают варианты производства своих железных коней из японских, малайзийских и корейских запчастей в том числе. «Стоимость китайских комплектующих неуклонно растет, так же как и качество. На последней выставке в Шанхае, где производители выставляют свои новинки, выяснилось, что высококачественные японские запчасти даже с доставкой мне выходят дешевле, нежели китайские. Япония, Корея, Сингапур, Малайзия ощутимо теснят Китай на этом рынке. У меня на столе лежат прайсы, которые приятно удивляют своими ценами и качеством предлагаемых вариантов комплектующих. Этим, а также рядом других мероприятий мы намерены в разы улучшить качество по сравнению с нынешними моделями. Наша бизнес-модель позволяет нам оперативно реагировать на рыночный спрос и технические нововведения», – отмечает Акынгазиев.

Производители байков оперируют сезонами, отличными от финансового года. Сезон начинается в феврале и заканчивается в начале июля с постепенным затуханием до октября – это пик покупательской активности в году. «К нынешнему сезону наша компания подошла с объемом в 18 тыс. велосипедов – это остатки прошлых лет и то, что мы произвели в межсезонье. Из этого объема мы уже продали около 60% и к концу осени 2012 года планируем довести эту цифру до 90%. Примерный оборот за сезон – около 280 млн тенге», – рассказывает Акынгазиев.

Модельная линейка Nomad постоянно пополняется новыми моделями. Сегодня выбор потребителя лежит между 28 моделями велосипедов – от детских и городских до моделей уровня MTB-профи и BMX.

Ювелирная точность

Марат Акынгазиев пришел в велосипедный бизнес из ювелирной отрасли, а до этого он занимался ценными бумагами. «В продажах я уже много лет, а в этом бизнесе мне нужно было увязать производство с реальными потребностями конечного потребителя, – вспоминает Акынгазиев. – Из предыдущих своих профессий я принес в производство Nomad фокус на потребительские предпочтения и регламентацию учета и процессов. Мы полностью перебрали классификацию, ввели новую систему кодов деталей, под нее написали специальную программу, и сейчас учет всего товара идет в автоматическом режиме. Я также стараюсь в допустимой мере применить свои практические навыки в презентации и продвижении товара, консультации покупателя, сервисном обслуживании».

Погружение в новую профессию Марат проходил форсировано – после работы, по ночам, вручную собирая велосипеды по чертежам, вникая во все тонкости нового ремесла. Он уверен, что будущее Nomad за качеством и разумной ценой, именно этим можно составить серьезную конкуренцию иностранным велосипедам. «До недавнего времени основную роль в выборе велосипеда играла цена, однако сейчас на первое место выходит качество. На западе и востоке Казахстана спрос на качественный товар растет, что означает, что покупатель смотрит сначала на качество, затем на соотношение цены и качества. Тогда как на юге Казахстана (кроме Алматы) не произошло этого переломного момента и популярностью пользуются самые дешевые модели», – делится своими наблюдениями Марат Акынгазиев.

Он считает, что казахстанский покупатель стал разборчивее. Например, по прогнозам Акынгазиева, к следующему сезону вырастет популярность сити-байков, которые имеют в комплектации минимум шесть скоростей, раму, отлитую из алюминия самых последних сплавов. «Люди начинают понимать, что не стоит переплачивать за бренд. Например, наш Atilla 570 стоит в рознице 110 тыс. тенге. Этот велосипед ничем не уступает иностранным аналогам, а по «навеске» даже превосходит их. Цена на иностранные аналоги начинается с 150 тысяч. Единственное, в чем мы, думаю, немного уступаем, так это в дизайне рамы», – сознается Марат.

Лучше меньше, да лучше

Перед нынешним руководством Merida-KZ стоит задача-максимум – выйти через несколько лет на годовые объемы производства в 55–60 тыс. велосипедов. Однако на ближайшее время число производимых байков может несколько снизиться. «В настоящее время мы принимаем решение об организации новой производственной базы и повышении качества своей продукции. Сейчас мы готовимся достойно подойти к сезону 2013 года. Для начала мы полностью обновим весь модельный ряд. Почти все наши велосипеды будут иметь алюминиевую раму из нового сплава 6061. Чтобы оптимизировать производственные процессы, возможно, мы перенесем производство из Капшагая поближе к Алматы. Кроме этого, думаем обновить производственные линии», – планирует Акынгазиев.

Произвести велосипед одно дело, после этого его нужно продать. «До моего прихода основной сбыт ограничивался оптовиками и сетью METRO. Наши велосипеды поступали в регионы, но через вторых-третьих перекупщиков. Сегодня мы работаем по развитию собственной дилерской сети, – говорит Акынгазиев. – В этом сезоне все было сделано, чтобы наладить обратную связь с потребителем: обновлен сайт, есть горячие линии, подключили наших партнеров. Мы видим, что штучно наши велосипеды проникли на территорию России, Украины и даже дальнего зарубежья. Был даже такой приятный момент, когда из Германии на нас вышел человек и попросил выслать ему десять велосипедов. Процесс тормозит отсутствие сертификации производства велосипедов. При экспорте за рубеж покупатели требуют от нас сертификаты соответствия, которых нет. Иностранцы хотят покупать наши байки. То есть мы не уклоняемся от сертификации, ее попросту нет. В это межсезонье мы планируем решить этот вопрос с нашими государственниками».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить