Казпочта начинает работать по франшизе и запускает дроны

42655

Об этом председатель правления компании Сакен Сарсенов рассказал в эксклюзивном интервью Forbes.kz

Сакен Сарсенов.
Фото: Казпочта
Сакен Сарсенов.

Разгрузить за 30 минут

F: Сакен Сейтжаппарович, недавно вы ездили в Пекин, где договорились о существенном сокращении сроков поставки посылок из Китая в Казахстан. Девальвация не сократила спрос на заказы товаров из Поднебесной?

- Только в I квартале 2017 в Казахстан было доставлено 1,6 млн посылок, это в два раза больше, чем в I квартале 2016. По моим оценкам, цифры из квартала в квартал должны увеличиваться, потому что наблюдается серьезный интерес со стороны граждан нашей страны к электронным покупкам.

Во-первых, товары онлайн обычно намного дешевле, чем в обычных магазинах. Во-вторых, наблюдается влияние технологического прогресса: людям стало интереснее в интернете выбирать из множества продуктов то, что им необходимо. И наш клиент стал требовать, чтобы продукт ему был доставлен быстрее. Потому наша задача - максимально сократить сроки доставки. Мы намерены совместно с китайской стороной сделать это с сегодняшних 35 дней до 18 дней от момента приема в КНР до момента вручения в РК.

Также сокращаются сроки по посылкам внутри страны нашей службой EMS. Отправления будут доставляться день в день по 35 направлениям в Казахстане воздушным, наземным и железнодорожным транспортом.

F: При таком существенном росте количества посылок вам приходится расширять штат и базу?

- Мы стараемся справляться, имея текущую инфраструктуру и персонал, потому что у нас есть определенный запас прочности. В то же время есть процессы, которые необходимо улучшить. Например, в начале года у нас некоторые посылки могли лежать в наших сортировочных центрах до двух недель. Сейчас мы добились того, что посылка покидает сортировку в течение суток. Я недавно посетил Китай и Великобританию и видел: на почтовую машину, которую у нас разгружают 4 часа, там по стандартам уходит 30 минут. Так что у нас есть, что оптимизировать и добиваться эффективного использования инфраструктуры и труда сотрудников.

F: Что еще полезного вы почерпнули из поездки в Поднебесную?

- Китай ежедневно отправляет 100 млн посылок как внутри страны, так и по всему миру. Это огромный рынок. Только в сторону России оттуда ежедневно уходит 2 млн посылок, и столько же - в Европу. Китайская сторона заинтересована в быстром транзите. Например, Alibaba сейчас в среднем доставляет посылки за 10 дней, а в течение двух лет компания планирует ускорить доставку в любую точку мира до 3 дней. Потому рынок Казахстана для них сейчас очень интересен: самолетом груз доставлять дорого, морем долго, а у нас - самое короткое плечо для доставки отправлений из Китая в Россию и Европу по железной дороге. Думаю, мы можем в этом помочь коллегам.

Мы будем дорабатывать и совершенствовать свою систему логистики и инфраструктуру, развивать транзитные услуги, чтобы доставлять товары из Китая в Россию и Европу и обратно, а также внутри страны, за счет этого мы планируем увеличить доходы по транзиту.

Вообще в 2016 Казпочта заработала около 4 млрд тенге за счет доставки всех международных отправлений, из них за посылки и EMS – 1,2 млрд тенге, остальное за счет мелких пакетов и отправлений.

Через супермаркеты посылок выдано 1 028 627 посылок (проект запущен в 2015). Через постаматы выдано 507 277 посылок (проект запущен в 2014).

Газеты день в день

F: Вы возглавляете Казпочту полгода. В каком состоянии вам досталась компания?

- В целом, компания досталась мне в достаточно хорошем состоянии. За последние годы была проведена серьезная работа по улучшению имиджа, финансового самочувствия компании, проведена автоматизация многих процессов. Например, когда я пришел, компания генерировала доход в 41 млрд тенге, чистая прибыль составляла 559 млн тенге. Если сравнивать с предыдущими годами, то это очень хороший показатель. Потому что инфраструктура у компании большая - 3400 отделений. Из них сельских отделений 70%, и это очень большая нагрузка на бюджет компании.

В принципе, я считаю, что пришел в компанию, которая громко заявила о себе, и перед которой стоят серьезные задачи.

Конечно, главное богатство Казпочты - это люди. У нас 23 тыс. сотрудников. Благодаря работе этих людей компания зарабатывает. Это я говорю с уверенностью, потому что за последние несколько лет была проведена очень серьезная работа по улучшению качества наших услуг. Конечно, мы продолжаем над этим работать.

Второе преимущество нашей компании - это инфраструктура. 3400 отделений хватает, чтобы обслужить практически всех жителей нашей страны. Конечно, есть вопросы по своевременности доставок, и мы сейчас над этим работаем. Например, в начале марта мы начали работать над доставками газет - их у нас за год 134 млн. Наш принцип: научимся вовремя доставлять газеты, значит, получится и с посылками. Сейчас мы добились того, чтобы во все райцентры газеты приходили день в день. Мне говорили, что для ускорения нужно 2,2 млрд тенге дополнительного бюджета. Но мы обошлись без лишних трат. Наша задача, чтобы осенью газеты доставлялись вовремя во все населенные пункты.

Казпочта и ее уберизация

F: Сакен Сейтжаппарович, у клиентов есть вопросы по очередям в ваших отделениях.

- Мы сравнивали Казпочту с ЦОНами. Оказалось, у нас в городах и районных центрах в четыре раза меньше окон, но при этом мы обслуживаем столько же клиентов. Да, у нас возникают очереди во время выдачи пенсий и при оплате коммунальных платежей в конце и начале месяца.

Чтобы решить проблему, нам нужно больше отделений. Но для этого у нас нет денег. Что показывает международный опыт? Нужно развивать франчайзинговые сети. Это очень хорошо работает на Западе и в Юго-Восточной Азии. Мы ездили с коллегами в Великобританию, изучили зарубежный опыт. Другие сотрудники изучали опыт Германии, Сингапура, Японии и Кореи. В итоге мы решили, что увеличить количество точек обслуживания Казпочты за счет франчайзинговых сетей. Наша задача - быть в шаговой доступности для наших клиентов.

F: Как это работает?

- Например, возьмем магазин канцелярских товаров. Владелец может открыть там нашу точку по франшизе и принимать любые виды платежей, принимать и выдавать наши посылки. Во-первых, бизнесмен дополнительно заработает, во-вторых, получит в магазин дополнительный поток клиентов. При этом мы обучим его сотрудников. А доходы поделим. Думаю, это очень хорошее дополнение к бизнесу.

Да, нам предстоит проделать серьезную работу, чтобы в 2018 массово представлять франшизу. Думаю, она будет популярна и в городах, и в сельской местности.

Скажу более того: под франшизу мы планируем отдать не только отделения, но и инфраструктуру. Например, едет такси или автобус в село. И если в машине есть свободное место, водитель может взять наш груз. Это сократит наши расходы, ускорит доставку и даст возможность водителю заработать. Тестирование этого проекта по принципу Uber мы запустим в течение месяца, называться он будет «Желаяк».  В мире аналогичные проекты уже работают.

Также мы начинаем активное сотрудничество с крупными банками, предоставляя им наши логистические возможности, и, становясь их агентами, мы будем зарабатывать на этом.

Вообще у нас определена стратегия перехода компании на сервисную модель. Только в этом году мы передаем на аутсорс не менее 30% наших проектов - это как правило рутинная работа, связанная с техобслуживанием, закупками, хранением данных и т.д. Сейчас мы тестируем новую систему внутреннего документооборота, систему оценки обслуживания населения, систему финансовой отчетности, арендуем ЦОДы.

Дрон-почтальон

F: Недавно вы продемонстрировали президенту Казахстана новый цифровой офис Казпочты. В чем его преимущество?

- Он заменит стандартное отделение почты из 20 человек. Там будет стоять автоматическое оборудование, которое будет принимать все виды платежей, принимать и выдавать посылки, обслуживать клиентов по всем видам финансовых услуг. Посылку можно будет отправить через автомат без участия человека. Из персонала там будет задействовано лишь два консультанта. 8 таких цифровых офисов мы планируем запустить уже до конца года. Если население хорошо примет это нововведение, то мы будем расширяться.

Также мы запускаем услугу доставки корреспонденций с помощью дронов, которые могут покрывать расстояния от 130 до 600 км. Планируем их запускать на отдаленных пунктах почты. Мы уже протестировали доставку килограммовых посылок – оказалось все очень удобно и очень просто. Дроны, которые летают на 600 км, поднимают вес до 5 кг.

В ближайшее время мы будем запускать услугу в пилотном режиме.

F: Доставка такой корреспонденции, наверное, обойдется недешево, учитывая стоимость квадрокоптера?

- Напротив, себестоимость будет ниже, поскольку работает дрон от электричества и летает в труднодоступные, например, горные районы. К тому же аппараты мы берем в аренду. Это - очень интересное направление бизнеса. Сейчас мы прорабатываем вопросы с Министерством обороны и Комитетом гражданской авиации.

Фокус на результат

F: У первого руководителя уникальной, но при этом государственной компании Казпочта есть значительные рычаги влияния? Есть ли у вас свобода маневра, или каждый шаг нужно согласовывать с акционером и советом директоров?

- У нас очень сильный совет директоров, в который входят четыре иностранца у которых есть большой опыт работы в почтовой и банковской сферах. Имена Ораза Жандосова и Елены Бахмутовой сами за себя говорят. Совет директоров нам помогает и подсказывает, как сделать правильные шаги в бизнесе.

Тот факт, что мы находимся под крылом фонда «Самрук-Казына», нам очень помогает. Потому что тут реально внедрены все необходимые стандарты корпоративного управления. Фонд за последние два года инвестировал в компанию 18 млрд тенге. Никогда такого не было, чтобы в Казпочту инвестировали такие серьезные деньги. Это позволило обновить нашу инфраструктуру, модернизировать фронт-офисы, обновить автопарк. Руководство фонда «Самрук-Казына» поверило в Казпочту и ее перспективы.

F: Как вы относитесь к планам вывести Казпочту на IPO?

- IPO помогает компании стать эффективной и бизнес-ориентированной. Мне кажется, Казпочте необходимо выходить на IPO. Учитывая специфику и социальную направленность нашей компании, на биржу можно выводить не 100%, а, например, 49% акций. Приватизация госкомпаний – это одна из задач нашей страны, поставленная главой государства. Выход Казпочты на IPO намечен на 2020 год. И мы работаем над тем, чтобы выход на IPO был успешным.

Понятно, что перед менеджментом будут ставить очень серьезные цели по достижению хороших финансовых показателей. Например, британская Royal Mail была приватизирована несколько лет назад, и за эти годы финансовые показатели компании серьезно выросли. Поэтому нам тоже нужно двигаться в этом направлении.

F: Каким руководителем вы бы себя назвали?

- Скажу просто: в своей работе я ориентирован на результат. Наша задача: сделать так, чтобы клиенты были довольны нашими услугами и компания была эффективной.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить