«Казфосфат» планирует увеличить производство удобрений на 50%

17472

У низких цен на нефть есть один плюс – они заставляют искать пути для развития несырьевой экономики

Генеральный директор «Казфосфат» Мукаш Искандиров.
Генеральный директор «Казфосфат» Мукаш Искандиров.

«Казфосфат» оказался в числе предприятий, которые получили государственную поддержку для развития несырьевого экспорта. Кредитную линию на 7 млрд тенге сроком до 5 лет «Казфосфату» открыла в прошлом году дочерняя компания холдинга «Байтерек» - Банк развития Казахстана. Генеральный директор ТОО «Казфосфат» Мукаш Искандиров рассказал о том, как компания работает в условиях обострившейся конкуренции со стороны Китая на рынке желтого фосфора.

Мукаш Зулкарнаевич, прежде всего, хотелось бы узнать, чем сейчас живет компания. Как влияет текущая экономическая ситуация на деятельность холдинга?

- «Казфосфат» переживает спад реализации продукции: жёлтого фосфора, триполифосфата натрия, аммофоса и муки фосфоритной, так как мировые цены на фосфорсодержащую продукцию снизились. Объемы реализации желтого фосфора (это основной источник доходов компании) упали в январе-апреле на 7 352 тонн в сравнении с аналогичным периодом прошлого года до 16 508 тонн. Однако мы стараемся удержать объемы производства на уровне прошлого года, а по производству удобрений даже рассчитываем на рост в связи с предстоящим запуском нового завода экстракционной фосфорной кислоты.

Какова экспортная составляющая в выручке компании? Какие зарубежные рынки вы считаете перспективными?

- На экспорт компания отгрузила в 2015 87% своей продукции. В текущем году доля поставок за рубеж, как ожидается, снизится до 83%. География поставок включает Польшу, Чехию, Германию, Швейцарию, США, Афганистан, а также страны СНГ. Мы работаем с крупными международными компаниями, планируем расширение географии поставок за счет рынков Ирана, Индии, Юго-Восточной Азии, где ожидается увеличение спроса на желтый фосфор и аммофос. Стратегически важным и перспективным рынком сбыта желтого фосфора для нас остается Евросоюз (Польша, Чехия, Германия, Италия, Франция, Швейцария, Дания).

Что касается аммофоса, здесь наиболее важным является внутренний рынок, учитывая огромную площадь земель сельхозназначения в Казахстане – 22 млн га. Ежегодная минимальная потребность основных видов сельхозкультур в фосфорных удобрениях оценивается в 1 млн тонн. Поэтому мы планируем увеличить выпуск этой продукции на собственной сырьевой базе. Наиболее перспективными зарубежными рынками сбыта удобрений мы видим Китай (прежде всего, СУАР), Афганистан, Иран, Таджикистан, Кыргызстан, Украину, Беларусь, приграничные регионы России, а также страны Восточной Европы.

«Казфосфат» - единственный производитель фосфатного сырья, желтого фосфора, триполифосфат натрия, фосфорных минеральных удобрений и кормовых фосфатов в Казахстане. Компания значительно нарастила производство продукции с 2000 по 2015: желтого фосфора - с 14 500 до 84 400 тонн, минеральных удобрений - с 50 700 до 144 300 тонн. Около 70% объема выручки «Казфосфата» за 2015 (из 68 млрд тенге) пришлось на желтый фосфор.

Как бы вы сейчас охарактеризовали внешний рынок? Какова конъюнктура мировых цен на продукцию «Казфосфата»?

- Вторая половина 2015 и начало текущего года были сложными для всех производителей фосфорной продукции. Цена желтого фосфора снижается на фоне сокращения объемов мирового потребления и возросшей конкуренции. Мировые цены на минеральные удобрения также снижаются. Отмена Китаем в январе этого года экспортного налога на желтый фосфор и фосфорную кислоту значительно обострила конкуренцию. Кроме того, в текущем году во Вьетнаме будут введены в строй дополнительные мощности (20 000 тонн) по производству желтого фосфора. При этом вьетнамские производители, также стремящиеся наращивать экспорт, предлагают цены ниже, чем китайские конкуренты. В странах Евросоюза рост потребления желтого фосфора в текущем году не предвидится из-за общего снижения темпов роста экономики.

В последние годы мировое производство желтого фосфора сократилось по причинам увеличения производственных затрат, ужесточения экологических норм, а также появления альтернативных технологий производства фосфатов из экстракционной фосфорной кислоты.

Какие «окна возможностей» открыло для холдинга ВТО?

- Поскольку «Казфосфат» является экспортоориентированной компанией, безусловно, со вступлением Казахстана в ВТО у нас появились равные условия торговли с другими странами-производителями фосфорной продукции. В частности, большое значение для «Казфосфата» может представлять режим ВТО в отношении торговых споров, особенно при антидемпинговых разбирательствах.

Как себя чувствует внутренний рынок удобрений? Какова динамика поставок?

- В Казахстане государство субсидирует приобретение сельхозпроизводителями минеральных удобрений, производимых в нашей стране - до 50% от стоимости. В результате таких стимулов поставки фосфорных удобрений на внутренний рынок увеличились с 41 325 в 2011 до 97 972 тонн в 2015. Но мы пока закрываем менее 10% потенциальной потребности Казахстана в аммофосе. Повышение требований к сохранению плодородия почв и севообороту позволят изменить текущую ситуацию, когда Казахстан занимает нижние строчки по количеству вносимых удобрений в почву.

Председатель правления Банка развития Казахстана Болат Жамишев и генеральный директор «Казфосфат» Мукаш Искандиров на предприятии.
Председатель правления Банка развития Казахстана Болат Жамишев и генеральный директор «Казфосфат» Мукаш Искандиров на предприятии.

Каковы производственные планы на текущий год в абсолютных цифрах и в сравнении с итогами 2015?

- В 2016 мы планируем увеличить объемы производства в стоимостном выражении до порядка 83 млрд против 76,1 млрд тенге в 2015. В физических объемах ожидается рост производства минеральных удобрений до 225 400 с 144 295 тонн, сырья фосфатного тонкого помола – до 672 000 с 519 000 тонн.

Компания находится в постоянном поиске возможностей снижения себестоимости продукции, достижения безубыточности производства, так как сталкивается, с одной стороны, с непрерывным ростом тарифов в Казахстане и странах транзита, с другой - снижением рыночных цен на желтый фосфор в связи с увеличивающимися поставками наших конкурентов из Вьетнама и Китая.

Расскажите о проектах развития «Казфосфата»: каковы целевые показатели и объемы инвестиций?

- Потребности рынка требуют от нас модернизации технологий, обновления оборудования, внедрения новых производств. Все это мы проводим на наших заводах. Уже реализовано с 2010 по 2015 12 проектов на сумму 18,5 млрд тенге в части систем энергосбережения, утилизации отходов производства, строительства новых цехов и технологических линий. На стадии реализации 10 проектов, в том числе, расширение производства экстракционной фосфорной кислоты (ЭФК-1) на заводе «Минеральные удобрения» в Таразе. Первый этап проекта, который, как ожидается, будет введен в строй летом текущего года, предполагает увеличение производства фосфорной кислоты до 220 000 тонн с нынешних 70 000 тонн. Это позволит увеличить производство аммофоса до 500 000 тонн. Завершение второго этапа увеличит мощности производства продукции до 1 млн тонн к 2020. Стоимость первого этапа проекта – 8,2 млрд тенге. Мы считаем, что «Казфосфат» не отстает от конкурентов в развитии технологий, обновлении оборудования, внедрения новых ресурсосберегающих производств.

Байтас Курманов

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить