Казахстанцы начали экономить на покупках в супермаркетах
Два фактора – падение курса рубля и ожидание девальвации тенге – привели к стагнации и спаду в отдельных сегментах розничного рынка Казахстана. Об этом в интервью Forbes.kz рассказал управляющий директор международной компании Nielsen по Средней Азии и Кавказу Константин Локтев
Компания Nielsen отслеживает розничные продажи в супермаркетах, гипермаркетах, магазинах у дома с самообслуживанием, традиционных розничных точках и розничных рынках в городах Казахстана с населением более 10 тыс. человек.
F: Константин, что происходит сейчас на рынке FMCG?
- На рынке наблюдается переломный момент. Со второй половины прошлого года спад зафиксирован по таким категориям товаров, как шампуни, средства для бритья, средства по уходу за лицом, бытовые чистящие средства и т.д. При этом наиболее вероятно, что потребители не стали меньше пользоваться такими товарами, а скорее закупились ими впрок в России. Об этом косвенно свидетельствует статистика по валютному обмену: казахстанцы в последние месяцы активно покупают рубли. Особенно это касается приграничных районов: люди едут в Россию на «большой» шопинг - за машинами, одеждой и техникой, а заодно покупают товары FMCG с длительным сроком годности (личная гигиена, чистящие средства и т.п.). Естественно, от этого страдают крупные официальные дистрибьюторы производителей на территории Казахстана.
F: Насколько снизились продажи таких товаров в РК?
- Если исходить из данных за ноябрь-декабрь в сравнении с июлем-августом 2014, то, к примеру, сокращение продаж шампуней, средств по уходу за лицом, бытовых чистящих средств составило в среднем 10-15% в натуральном выражении, хотя сезонный спад продаж этих товаров составляет не более 2-4%.
F: Что происходит в секторе продаж продуктовых товаров?
- Заметного спада в продажах продуктов нет, однако в последнее время мы видим некоторую стагнацию. Отдельные участники рынка фиксируют сложности со сбытом.
F: С чем это может быть связано?
- Какой бы кризис не был на дворе, люди вряд ли будут меньше есть. И такие базовые категории, как, например, молочная продукция, должны демонстрировать относительную стабильность. Стагнация в продуктовом секторе, скорее всего, связана с тем, что люди «ушли» в валюту, у них меньше тенговой наличности, и они стараются не тратиться на излишества.
Так, в супермаркетах довольно большой процент в потребительской корзине занимают так называемые импульсные товары, решение о покупке которых принимается прямо в магазине. Наши глобальные исследования говорят, что в условиях кризиса в первую очередь покупатели избавляются от лишних покупок.
F: Как можно оценить ближайшие перспективы рынка розничных продаж?
- Если говорить о рынке FMCG, то все будет зависеть от макроэкономических факторов и динамики курсов валют: тенге к доллару и рублю.
Ситуация на рынке розницы после прошлой девальвации тенге показала, что катастрофы не случилось. Людям было тяжело: цены выросли, покупательская способность упала, однако в целом рынок FMCG пережил прошедшую девальвацию без потрясений. Что будет в этом году, покажет только время.
F: К чему сейчас нужно готовится ретейлерам?
- Любой кризис – это и риск, и возможность. Поэтому для ретейлеров важно прежде всего сохранить своих покупателей. Понятно, что если развитие пойдет по пессимистичному сценарию, то всем придется тяжело. И все же покупатели не перестанут ходить в магазин, и у ретейлеров появляется возможность нарастить лояльность за счет правильного формата, ассортимента, цен и сервиса в магазине.