Казахстанцы активно переобучаются для освоения новой специальности

9864

65% трудоспособного населения мира активно занимается повышением собственной квалификации, а 67% готовы осваивать новые профессии в контексте глобальных изменений, происходящих на мировом рынке труда. Трудящиеся Казахстана еще более активно инвестируют в свое обучение – 71%, что на 6% выше среднего значения по миру, и 61% выражает готовность переобучаться, чтобы освоить новую специальность

ФОТО: pixabay.com

BCG и The Network опубликовал данные опроса 366 тыс. респондентов из 197 стран, включая Казахстан (6 тыс.)

Респонденты из Казахстана ставят на первое место по значимости аналитические навыки, на второе – решение сложных задач и на третье – лидерские качества. Коммуникативные навыки – на четвертом месте, тогда как в странах с наиболее развитой экономикой - Канаде, США, Германии, Великобритании - это первый приоритет.

Большая часть населения планеты уверена в том, что современные мегатренды кардинальным образом изменят структуру рынка труда. Именно поэтому, утверждается в последнем исследовании BCG и The Network, 65% людей ежегодно выделяют значительное время и ресурсы на повышение своей квалификации, а 67% говорят, что в принципе готовы обучиться новой профессии.

Отчет по результатам исследования, под названием «Глобальный тренд на повышение квалификации и переобучение» (Decoding Global Trends in Upskilling and Reskilling), продолжает цикл «Анализ глобального рынка талантов» (Decoding Global Talent) консалтинговой компании BCG и The Network — международного альянса 50+ ведущих онлайн-платформ по поиску работы (в России представлен компанией HeadHunter).

Авторы исследования провели опрос 366 тыс. респондентов из 197 стран мира (включая 6 тыс. из Казахстана), чтобы оценить, насколько они осознают те изменения, которые происходят на современном рынке труда, и насколько они сами готовы следовать этим новым трендам, осваивая новые навыки или даже абсолютно новые профессии.  Кроме того, респонденты рассказали о том, какие форматы обучения они предпочитают и какие навыки, по их мнению, будут играть наиболее важную роль в будущем. 

Согласно данным отчета, люди предпочитают осваивать новые навыки на работе, самостоятельно или при помощи онлайн-курсов и мобильных приложений, предпочитая их более традиционным методам обучения, например, государственным программам или обучающим конференциям.

Наиболее важными для успеха в будущем, по мнению большинства респондентов, в том числе из Германии, Канады, США, Великобритании, являются коммуникативные и аналитические навыки, за которыми следуют лидерские качества и умение решать сложные задачи.  Франция, отдавая первенство такому навыку как адаптивность, располагает на втором и третьем месте все те же коммуникативные и лидерские навыки.

Сергей Перапечка, управляющий директор и партнер, глава BCG в Казахстане, отметил, что развитие технологий и ИИ волнует людей в Казахстане и в мире в равной степени – 49% считают, что технологии «влияют или сильно влияют» на рынок труда. Представители Казахстана уделяют своему обучению даже больше времени, чем в среднем по миру – 71 против 65%. Это показатель высокой сознательности и ответственного отношения к собственному развитию. Однако готовность к переобучению и смене профессии выражают только 61% респондентов из Казахстана по сравнению с 67% по миру. Причем, что интересно, казахстанцы существенно большее внимание уделяют самообучению или обучению на рабочем месте, нежели в рамках системы образования или онлайн.

Это говорит о необходимости повышения качества и популяризации программ по переобучению, нацеленных на профессии и навыки будущего, которые могут помочь людям подготовиться к грядущим изменениям, вызванным процессами цифровизации и глобализации.

- В эпоху глобализации и agile очень важно стимулировать освоение навыков сотрудничества, эмоционального интеллекта и других мягких навыков, чтобы оставаться конкурентоспособным на рынке труда, - сказал перапечка. -  Для казахстанцев же наибольший вес все еще имеют более традиционные умения и навыки – аналитические способности и решение сложных задач. Лидерским навыкам отводится третье место, а коммуникативным –четвертое.

В совместном докладе BCG и Worldskills (при поддержке госкорпорации «Росатом»)  «Массовая уникальность – глобальный вызов в борьбе за таланты», опубликованном в августе 2019, уже был сделан вывод о том, что изменение отношения к обучению и переобучению, формирование культуры постоянного развития, осознанное понимание, что продолжать учиться всю жизнь – это необходимость уже дня сегодняшнего, а не абстрактного будущего. Несоответствие навыков и запроса экономики огромно. Так, в текущий период 45% работодателей испытывают сложности с поиском сотрудников требуемой квалификации, а всего через пару лет, к 2022, доля новых видов деятельности составит 27%.

 

Решение проблемы авторы доклада «Массовая уникальность» видят в применении человекоцентричного подхода к системе формирования и управления человеческим капиталом, что включает приобретение навыков будущего, культуру постоянного развития, осознанную самостоятельность в выборе профессионального пути, прозрачность и инклюзивность рынка труда, мобильность компетенций и уважение ценностей сотрудников.

Рынок труда будет меняться, и люди готовы меняться вместе с ним

Мир меняется, и эти изменения очевидны большинству трудоспособного населения: в среднем 61% всех опрошенных BCG и The Network респондентов полагают, что их текущая работа изменится под влиянием таких мегатрендов, как автоматизация, роботизация, распространение технологий искусственного интеллекта, а также дальнейшее развитие глобальной торговли и аутсорсинга.  Сильнее других влияние этих мегатрендов испытывают на себе респонденты из Японии и некоторых стран Африки и Средиземноморья, тогда как жители Великобритании, КНР, России и отдельных стран Центральной Америки ощущают их в значительно меньшей степени. 39% казахстанцев считают, что влияние глобализации на их текущую работу будет сильным или очень сильным, по сравнению с 45% в среднем по миру.

Озабоченность происходящими изменениями проявляется в росте профессионального обучения и повышения квалификации. 65% опрошенных говорят, что они ежегодно целенаправленно занимаются собственным профессиональным развитием и осваивают новые навыки, необходимые для поддержания должного уровня квалификации.  При этом количество времени, выделяемого на обучение, существенно различается в зависимости от региона проживания респондента. Так, в Казахстане этот показатель еще выше – 71% в среднем.

 - Разница в том, насколько сильно люди готовы вкладываться в собственное развитие в зависимости от региона проживания, поразительна, — отмечает один из авторов отчета, старший партнер BCG Райнер Штрак.Потратить на учебу две или больше недель в год в Германии готово лишь 38% респондентов, а в Китае — 80%. Это тревожный сигнал.  Правительствам и компаниям необходимо предпринимать более активные меры по продвижению программ непрерывного обучения и повышения квалификации трудоспособного населения.

Больше всех времени на учебу тратят жители Китая, Нигерии, Египта и Кении, тогда как немцы, французы, британцы, канадцы и американцы проявляют гораздо меньше заинтересованности в том, чтобы осваивать новые навыки.

Помимо развития навыков и компетенций в рамках текущей профессии, многие респонденты заявили, что готовы также рассмотреть возможность полностью сменить род своей деятельности. По результатам опроса, 67% готовы осваивать новые профессии вне зависимости от внешних факторов, и 29% — если столкнутся с серьезными трудностями при поиске новой работы.  В принципе отказались рассмотреть возможность переобучения для повышения шансов на трудоустройство лишь 3% опрошенных. Так же, как и в случае с повышением квалификации, готовность осваивать новые профессии различается между регионами.  Наиболее открытыми этой идее оказались респонденты из стран Латинской Америки, таких как Колумбия и Мексика, тогда как жители Центральной и Восточной Европы (включая Польшу, Германию и Россию) оказались среди тех, кто скорее не готов полностью менять род своей деятельности.

61% (в среднем) опрошенных казахстанцев выразили готовность переобучаться, максимальные значения – у социальных работников (75%), представителей сферы продаж (70%) и консультантов (77%). 37% подтвердили готовность переобучаться при необходимости, а 2% не готовы в любом случае.

- Результаты опроса, полученные в ходе исследования в Казахстане, в очередной раз подтверждают статус рынка труда страны как одного из самых высокоразвитых и глобально интегрированных на постсоветском пространстве. Респонденты из Казахстана в большинстве своем уже сделали осознанный выбор в пользу расширения своего набора навыков. В обществе широко распространено мнение о необходимости постоянного обучения для повышения своей конкурентоспособности как на национальном рынке труда, так и на сопредельных стремительно развивающихся рынках Азиатского региона, - отметила Мария Игнатова, руководитель Службы исследований компании HeadHunter.

- И повышение квалификации, и изучение новых специальностей одинаково хорошо позволяют подготовиться к изменениям на рынке труда, однако в ходе своего исследования мы заметили явную корреляцию между тем, кем человек работает сейчас, и какой именно путь — дообучения или переобучения — он для себя выбирает, — сказал управляющий директор The Network Пьер Антеби.Так, люди, занятые в сфере услуг, на административных должностях или в производстве, готовы обучаться навыкам, которые в итоге позволят им сменить работу.  С другой стороны, высококвалифицированные работники — аналитики, ИТ-специалисты, научные сотрудники — не готовы к столь радикальным переменам и гораздо охотнее тратят время на то, чтобы развиваться в рамках уже имеющейся специальности. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить