Казахстанские сервисные компании выходят на зарубежные рынки

Экспорт услуг – это направление стало одним из приоритетных в Национальной экспортной стратегии Казахстана на 2018-2022, которую в середине августа приняло правительство РК

Фото: © Depositphotos.com/khunaspix

Экспорт услуг по итогам 2016 составил $6,3 млрд – вдвое больше, чем 10 лет назад. За последние годы казахстанские компании накопили достаточно опыта и компетенций в разных отраслях экономики. Были построены тысячи километров автомобильных и железных дорог, трубопроводов, индустриальной инфраструктуры, гидросооружений, энергетических объектов, крупных заводов и пр.

- Есть смысл использовать знания и компетенции не только внутри страны, но и на внешних рынках. Между тем для участия в тендерах и выполнения работ за рубежом требуются тендерные гарантии. Однако частные банки не всегда готовы самостоятельно входить в такие проекты,Руслан Искаков, председатель правления АО «Экспортная страховая компания «KazakhExport», говорит о том, с какими проблемами могут столкнуться экспортеры услуг. Он рассказал об инструменте, который KazakhExport начал предоставлять казахстанским компаниям, выходящим с услугами на зарубежные рынки.

Достаточно опыта для зарубежных проектов

В Национальной экспортной стратегии Казахстана на 2018-2022 определена перспективная «экспортная корзина», в которую вошли более 100 товаров из семи отраслей (некоторые из них уже поставляются за рубеж) и услуг. Перспективными услугами, которые казахстанские компании могут предоставлять на зарубежных рынках, названы транспортные, туристические, медицинские, образовательные, космические, финансовые и деловые.

- Когда мы начали изучать соседние рынки, увидели, что некоторые компании уже экспортируют свои услуги. Например, в прикаспийские страны – на Каспии работают компании, которые имеют для этого оборудование, транспорт, специалистов. В нефтесервисной, строительной отраслях также есть игроки, которые готовы к тому, чтобы выходить с услугами на рынки других государств, – говорит Руслан Искаков.

Выиграв тендер, компания должна предоставить гарантию исполнения обязательств, срок которой может достигать и пяти, и восьми лет, и гарантию возврата авансового платежа со сроком до двух-трех лет. Сумма этих двух гарантий может составлять до 30-40% от суммы контракта. То есть необходим достаточно большой лимит финансирования.

При этом гарантии выпускаются в пользу заказчика, который находится за рубежом, зачастую они должны быть подчинены законодательству государства, в котором реализуется проект. Кроме того, у иностранных заказчиков и международных финансовых институтов, которые участвуют в проектах, как правило, есть квалификационные требования к банкам по уровню рейтинга, надежности и т.д. Не каждый банк подходит по этим параметрам, а из тех, кто подходит, не каждый готов выпустить гарантии в пользу иностранных заказчиков.

Пилот из сферы строительства

- Наш клиент столкнулся как раз с такой проблемой – было недопонимание и дискомфорт у банков, когда компания к ним обратилась с запросом на выпуск гарантий, – Руслан Искаков, рассказывает о кейсе, который стал пилотным для KazakhExport в предоставлении гарантий экспортеру услуг.

Суть кейса в том, что казахстанская компания, работающая в сфере дорожного строительства, приняла участие в тендере на строительство участка автомобильной дороги в Грузии. Это большой проект, который уже несколько лет реализует министерство регионального развития и инфраструктуры этой страны: дорогами соединяют основные узлы туризма, столицу, прибрежные и восточные части страны.

- Наша компания входит в группу компаний Prime System KZ. Занимаемся строительством авто- и железных дорог в Казахстане. На рынке Казахстана почти 20 лет, выполнили такие больше проекты, как автодорога «Астана – Боровое», автодорога «Уральск – Атырау», сейчас завершаем проект «Алматы – Хоргос». В этом году приступаем к строительству участков автодороги «Актобе – Макат» и автодороги «Талдыкорган – Усть-Каменогорск», – рассказывает Бехруз Гулрузов, коммерческий директор Алматинского филиала «Тодини Коструциони Дженерали».

Другая компания, входящая в эту же группу компаний, – Integra Construction (до ребрендинга – «Жол Жондеуши») – построила более 2 тыс. км железных дорог в Казахстане.

«Тодини Коструциони Дженерали С.п.А.» стала заемщиком, а Integra Construction выступила субподрядчиком и созаемщиком в грузинском проекте.

- Мы одни из лидеров отрасли, набрали достаточный опыт в Казахстане и поэтому приняли решение идти на внешние рынки. Наши зарубежные конкуренты, которые, может быть, по опыту работы и с технической стороны нам уступают, имеют доступные финансы и поэтому с легкостью могут участвовать в тендерах. Работа в таких условиях заставила нашу команду искать пути решения проблемы и так мы стали сотрудничать с KazakhExport, – продолжает Бехруз Гулрузов.

Риск может достигать $30-40 млн

Сумма сделки составила 138 млн лари (порядка 53 млн евро). С помощью KazakhExport были предоставлены гарантии на сумму 19 млн евро, из них 8 млн евро – гарантия исполнения обеспечения контракта, 11 млн евро – гарантия возврата аванса платежа.

- Мы предоставили банку страховое покрытие: в случае если что-то произойдет с гарантией и к банку поступит требование от заказчика, и если наш клиент – казахстанский экспортер услуг – не справится со своими обязательствами и не сможет возместить ущерб банку, то мы по договору страхования возмещаем убытки гаранта. Таким образом, банк защищен, он может спокойно выпускать гарантии, – поясняет Руслан Искаков. По его словам, с KazakhExport уже работают 11 банков, и этот список будет дополняться.

Максимальный риск на одного контрагента по сделкам экспортеров услуг может достигать $30-40 млн. При этом есть возможности по перестрахованию рисков, что позволяет увеличить объем максимального риска на одного контрагента.

- То есть объем поддержки, который мы готовы предоставить экспортеру, может быть достаточно большим. При этом не будем ограничиваться только нашими возможностями, мы можем привлекать сострахователя или перестраховать часть риска и таким образом мультиплицировать свои лимиты, – говорит глава экспортной страховой компании.

Еще одно конкурентное преимущество

- У нас есть инструменты по экспортному торговому финансированию, мы готовы в пакете с услугами, которые оказывают наши предприятия – экспортеры услуг, предоставлять их заказчикам финансирование, – продолжает Руслан Искаков рассказывать о еще одной возможности. Это будет долгосрочное, недорогое финансирование, для того чтобы заказчик был более заинтересован в сотрудничестве с казахстанскими предприятиями. Таким образом, у казахстанских компаний при участии в тендере появится некое конкурентное преимущество, а у заказчика финансовая мотивация.

Для предоставления такого финансирования KazakhExport будет использовать бюджетные средства: в октябре прошлого года она была докапитализирована через холдинг «Байтерек» на 14 млрд тенге, из них 8 млрд тенге – это целевые деньги на экспортное торговое финансирование.

- Мы можем использовать эти деньги. И кроме того, можем использовать собственные деньги из нашего капитала, объем которого составляет 41,2 млрд. Есть ресурсы, которые мы готовы вовлекать в подобного рода сделки. Кроме того, мы активно сотрудничаем с нашими институтами развития – БРК, Евразийским банком развития, их ресурсы также могут вовлекаться в финансирование таких проектов, – заключает Руслан Искаков.

Елена Тумашова

Источник: «Капитал»

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
 

Статистика

2511
просмотров
 
 
Загрузка...