Казахстан и Узбекистан: о торговых отношениях двух стран

16979

В предыдущие годы Узбекистан был обделён вниманием инвесторов. По информации Государственного комитета по инвестициям, в 2011-2016 объём иностранных инвестиций в Узбекистан снизился на 40% - с $3,3 млрд до $1,9 млрд

Фото: © Depositphotos.com/iko

Руководство страны, осознавая эту проблему, осуществило анализ ситуации и уже предприняло ряд мер. Одна из главных проблемных точек – конвертация валюты - была разрешена в конце 2017. Экономические преобразования начались и уже успели затронуть постепенную либерализацию цен в топливно-энергетическом секторе. В конце 2017 была вынесена для обсуждения Концепция инвестиционного кодекса. Документ направлен на пересмотр ключевых понятий инвестиционной деятельности, предоставление дополнительных гарантий для инвесторов, устранение коллизий и защиту прав.

В конце марта этого года на обсуждение была представлена Концепция налоговой политики в Узбекистане. Документ вызвал большой интерес и бурное обсуждение, так как упрощение налоговой системы и равномерное распределение бремени между всеми видами бизнеса стоит на повестке дня.

С учётом позитивных изменений, иностранные компании активно налаживают прямые торговые отношения с узбекскими партнерами, и здесь для казахстанских инвесторов открываются самые широкие возможности.

Внешнеторговый оборот и таможенные пошлины

Ежегодные бюллетени Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике показывают, что основными торговыми партнерами Узбекистана являются Китай и Россия. Казахстан же входит в пятёрку ключевых торговых партнеров.

Экспорт-импорт товаров между Казахстаном и Узбекистаном с 2015 по 2017, в тыс. долларов

Источник: http://kgd.gov.kz/ru/exp_trade_files

Отметка $2 млрд в товарном обороте между Казахстаном и Узбекистаном ещё не преодолена. Однако 2017 придал новый виток развитию двухстороннего сотрудничества и увеличение экспорта на 35% наглядно это демонстрирует.

Экспорт товаров в Узбекистан по товарным позициям за период с 2015 по 2017, в тыс. долларов

Источник: http://kgd.gov.kz/ru/exp_trade_files

Общий поставляемый объём черного металла в Узбекистан составляет $500 млн ежегодно (по данным https://www.trademap.org/). Основными игроками на этом рынке являются российские, казахстанские и китайские производители. В разрезе торгового оборота между Казахстаном и Узбекистаном эта позиция занимает первое место. Поставки казахстанского черного металла с 2016 по 2017 выросли более чем в два раза и по итогам прошлого года составили $282 млн.

Узбекистан в последний год существенно увеличил закуп нефтепродуктов. Главными партнерами здесь являются Россия и Казахстан, и суммарный объём импорта нефтепродуктов превышает отметку $600 млн.

Страна остаётся традиционным потребителем пшеницы и муки, произведённой в Казахстане. Более четверти всего экспорта пшеницы и муки идет в Узбекистан. При этом импорт готовой продукции – пшеничной муки в Узбекистан значительно снизился и остановился на отметке $114 млн.

Руководство Узбекистана в целях удержания цен на приоритетные товары народного потребления в течение последних месяцев 2017 снижало и/или отменяло таможенные пошлины и акцизы на определенные товары. Так, к примеру, мука и пшеница были освобождены от таможенных пошлин.

В конце марта этого года был опубликован проект документа по снижению или отмене таможенных пошлин на более чем 600 товарных позиций.

Согласно действующему порядку импортёры уплачивают следующие таможенные пошлины:

  • таможенная пошлина (адвалорные, твёрдые и комбинированные);
  • акцизный налог (ограниченный список);
  • налог на добавленную стоимость (20% от таможенной стоимости с добавлением таможенной пошлины и акцизов);
  • сбор за таможенное оформление (стандартная ставка 0,2% от таможенной стоимости, но не менее $25 и не более $3 000 тыс).

Узбекистан имеет соглашения о режиме наибольшего благоприятствования со многими странами и входит в зону свободной торговли СНГ. Таможенные пошлины установлены в однократном размере для стран с режимом наибольшего благоприятствования, а для остальных применяется двукратный. Таможенная стоимость определяется на основании документов и таможенной базы. Учитывая, что таможенные пошлины постепенно снижаются, существенным остается НДС при импорте товаров со ставкой 20%. Вопрос по снижению ставки уже обсуждается и будет рассмотрен при принятии новой Концепции налоговой политики.

Налогообложение партнёров

Крупные производители стараются контролировать конечные цены и стремятся к определённому равному ценообразованию в каждой стране. Как правило, в этих случаях местные оптовые организации договариваются о компенсации расходов, включая налоги. Сегодня оптовая и розничная торговля использует без права выбора единый налоговый платёж в размере 5%. С 2018 для компаний, имеющих в распоряжении землю больше 1 гектара, введён дополнительный налог по земельному налогу. Этот момент важен для компаний, имеющих большие складские помещения. В зависимости от статуса «НДС плательщик» партнёра в Узбекистане, будет работать механизм зачёта по НДС. При ставке НДС 20% и обязательной таможенной очистке, данный налог является существенным при ценообразовании товара.

Анализ всей цепочки НДС плательщиков и понижение ставки НДС до 12% включены в концепцию. Кроме того, будет пересмотрено определение малого и крупного налогоплательщика. Планируется создать систему, при которой малому бизнесу будет комфортно расти и переходить в статус крупного налогоплательщика. Эти изменения могут создать гораздо более понятную и предсказуемую среду для торговли и дальнейших инвестиций.

Параллельный импорт

Одним из ключевых вопросов для поставщиков товаров является понятие параллельного импорта. В основном это касается товаров с высокой добавленной стоимостью.

Параллельный импорт – ввоз на территорию страны оригинальных товаров, имеющих маркировку товарным знаком с разрешения правообладателя, лицами, не имеющими документированного согласия от правообладателя на их ввоз, который происходит через задействование параллельных, альтернативных каналов, а не через работу с аккредитованным дистрибьютором.

Узбекистан является членом Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) и присоединился к Мадридскому протоколу (протокол, касающийся Мадридского соглашения о международной регистрации знаков). Товарный знак, имеющий международную регистрацию с действующим патентом, входящий в список ВОИС, имеет продление по Узбекистану и дополнительной регистрации не требует.

Для обеспечения защиты объектов интеллектуальной собственности, ввозимых на таможенную территорию Узбекистана, таможенные органы могут приостановить выпуск товаров, которые могут нарушать права объектов интеллектуальной собственности. Для начала процедуры защиты необходимо включение товарного знака в Таможенный регистр объектов интеллектуальной собственности. Когда товарный знак находится в таможенном реестре, правообладатель или его уполномоченный представитель могут обратиться в таможенные органы и попросить их принять меры для приостановления выпуска товаров под таможенным контролем.

Таможенные органы могут приостановить выпуск товарного знака, нарушающего права, на некоторое время. В течение этого периода правообладатель или его уполномоченный представитель могут обратиться в суд с просьбой инициировать дело защиты объектов интеллектуальной собственности.

Однако процесс защиты весьма забюрократизирован и не является автоматическим. Для приостановления подобного импорта, правообладатель должен представить в суд описание и детали товаров, информацию об экспортёре, импортёре или грузополучателе, возможное место и дату перемещения товаров через таможенную границу, транспортные и упаковочные характеристики, местоположение товара или запланированное место назначения. Учитывая, что большая часть необходимой информации является коммерческой тайной, механизм защиты прав в рамках параллельного импорта фактически не работает.

Представители компании в Узбекистане

Законодательство страны позволяет иностранным компаниям открывать представительства, общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества. Понятие филиала иностранной компании по аналогии с Казахстаном не предусмотрено. Есть опция с постоянным учреждением/представительством. Обычно официальное бизнес-присутствие в формах зарегистрированного представительства или ООО является решением компании. В случае с постоянным учреждением необходимость может быть продиктована договором или функциональными обязанностями персонала, находящегося в Узбекистане и представляющего интересы компании без регистрации. В последнее время можно отметить интерес фискальных органов к вопросам постоянных учреждений. Так планируется разработка более детального положения для регулирования этой формы. Однако даже существующие нормы налогового законодательства позволяют налоговым органам предъявлять определённые требования к компаниям при определении присутствия в Узбекистане. Риски постоянных учреждений могут возникать в случаях:

  • продвижения товаров;
  • длительного присутствия персонала;
  • оказания услуг и работ в стране;
  • наличия и использования права подписи контрактов представителя в Узбекистане при коммерческих сделках;
  • осуществления продаж с территории складов и т.п.

Финансовые санкции, заложенные в законодательстве, при уклонении или несвоевременной регистрации в налоговых органах достигают 50% от выручки. Процедура постановки на учёт и ведение постоянного учреждения гораздо проще по сравнению с классическими формами. При детальном анализе иногда бывает выгоднее зарегистрировать постоянное учреждение и уплачивать налог с прибыли 14%, в сравнении с налогом у источника выплаты по стандартной ставке 20% от суммы выручки/транзакции. Кроме того, по соглашению между нашими странами, существует возможность отнести к вычету затраты, понесенные в Казахстане. Компаниям при заключении договоров необходимо анализировать и разрабатывать проекты контрактов с учётом действующих норм налогового и таможенного законодательств во избежание высоких рисков.

Таким образом, после объявления и принятия новой Стратегии развития Узбекистана в 2017 году, можно констатировать, что реформы запущены и некоторые из них уже в активной фазе. Постепенно решаются вопросы, которые имеют наиболее приоритетное значение для бизнеса и сторонних инвесторов, в том числе и из Казахстана. И если эта тенденция продолжится, с валютной либерализацией, упрощением системы налогообложения, развитием таможенного дела и устойчивой защитой прав предпринимателей, инвестиционная привлекательность страны будет только расти.

Бахтиёр Суфиев, старший консультант департамента налогов и права, «Делойт Узбекистан»

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить