«Казаэронавигация»: наши тарифы не повышались более 10 лет

13077

Как уже сообщал Forbes.kz, 8 октября в Астане состоялись общественные слушания по вопросу повышение тарифов РГП «Казаэронавигация» для казахстанских авиакомпаний. После этого заместитель генерального директора предприятия Марат Дауталиев счёл необходимым отдельно выступить в Forbes.kz по этому непростому вопросу

Заместитель генерального директора РГП «Казаэронавигация» Марат Дауталиев.

«Повышение тарифов – не наша прихоть»

После публичных слушаний в Комитете по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, где обсуждался проект предельного уровня тарифов на регулируемые услуги аэронавигационного обслуживания, многие факты и данные были искажены и вводят в заблуждение общественность. Мы, со своей стороны, хотим разъяснить реальное положение вещей, суть этого вопроса.

РГП «Казаэронавигация» является одним из немногих субъектов естественных монополий, тарифы которых не повышались более 10 лет. Фактически мы оказываем услуги нашим авиакомпаниям по ценам 2003. Нонсенс? На фоне повсеместного удорожания тех же авиабилетов - да! В структуре стоимости авиабилета по внутренним полетам доля расходов на аэронавигационное обслуживание воздушных судов составляет около  1-2 %. Поэтому в сложившейся ситуации удорожание билетов на 400-600 тенге из-за повышения тарифов на услуги аэронавигационного обслуживания называть значительным просто некорректно. В конечном счёте, решение поднять цену билетов принимает каждая авиакомпания самостоятельно.

В первую очередь необходимо отметить, что установление предельного уровня тарифов на регулируемые услуги аэронавигационного обслуживания воздушных судов - не прихоть РГП «Казаэронавигация», этого требует законодательство. В соответствии с Законом РК «О естественных монополиях и регулируемых рынках» мы обязаны предоставлять регулируемые услуги по предельным уровням тарифов, утверждаемым уполномоченным органом на пять лет. При этом тарифы на услуги должны быть безубыточны и давать возможность получать определённую прибыль.

На сегодняшний день тарифы на аэронавигационное обслуживание предприятия по внутренним полётам являются одними из самых низких в сравнении с внутренними тарифами стран СНГ. За последние несколько лет РГП «Казаэронавигация» получило убыток по регулируемой деятельности в размере 2,7 млрд тенге. Он сложился в результате того, что утвержденные тарифы ниже стоимости затрат, необходимых для предоставления регулируемых услуг. Прежние тарифы не учитывают возможность получения прибыли, обеспечивающей эффективное функционирование предприятия.

Учитывая ежегодный рост производственных показателей и при этом неизменность тарифов, предприятие по итогам и текущего года ожидает получение убытка в размере 2,6 млрд тенге. Говоря простым языком, это всё происходит, потому что нынешние тарифы попросту неактуальны и не соответствуют условиям и изменениям на рынке. Поэтому наше решение было своевременным.

«Новое оборудование – это немалые затраты»

Несмотря на получение убытка по регулируемым услугам, предприятие продолжает оставаться одним из лучших в странах СНГ. Но нам всё сложнее оставаться таковым. Мы  вкладываем большие средства, чтобы повышать уровень подготовки диспетчерского состава, отправляя их на обучение в ведущие мировые учебные центры.

В целях увеличения транзитного потенциала Казахстана и повышения безопасности полётов наше предприятие постоянно осуществляет модернизацию оборудования, отвечающего мировым стандартам и требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО). При этом проблемы авиакомпаний, связанные с ограничениями полётов в Европу (после аудита ИКАО), также решаются с помощью нашего РГП, и в том числе за наш счёт.

Новое оборудование – это наши немалые затраты, но оно обеспечивает безопасные полёты с высоким качеством обслуживания, способствует выводу предприятия на уровень ведущих мировых аэронавигационных провайдеров.

И в целом устойчивая и стабильная навигационная система выгодна всем казахстанцам. Главное - безопасность полётов, которую мы обеспечиваем на высшем уровне. Но с каждым годом нам всё сложнее оставаться на этом уровне при прежних тарифах.

Именно поэтому 8 октября 2015 Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции РК провёл публичные слушания по обсуждению проектов предельного уровня тарифов на регулируемые услуги аэронавигационного обслуживания воздушных судов РГП «Казаэронавигация». В данный момент этот вопрос находится на стадии обсуждения, стороны выслушали доводы друг друга, высказали свою позицию.

«Изменение цен не повлияет на закрытие рейсов»

Для соблюдения требований законодательства и с учётом того, что тарифы на регулируемые услуги аэронавигации не изменялись долгое время, и была подана заявка на утверждение предельного уровня тарифов на аэронавигационное обслуживание воздушных судов в воздушном пространстве РК и в районе аэродрома (за исключением аэронавигационного обслуживания воздушных судов, осуществляющих международные полёты) на 2016–2020. Проекты тарифов рассчитаны с учетом инвестиционной программы предприятия.

Как я уже говорил, в структуре стоимости авиабилета по внутренним полётам доля расходов на аэронавигационное обслуживание воздушных судов составляет около  1-2 %. Потому увеличение тарифов на регулируемые услуги аэронавигации не должно стать экономическим мультипликатором и не  может быть причиной повышения цен на авиабилеты. В итоге решение о повышении цен на билеты каждый авиаперевозчик принимает самостоятельно. При этом планируемое изменение тарифной сетки никак не влияет на открытие новых или закрытие нерентабельных рейсов, это все знают.

Кстати, относительно «миллиардов», которые авиаперевозчики тратят на услуги навигации. Несмотря на то, что авиакомпании открывают новые маршруты и увеличивают частоту внутренних полетов, поступления за аэронавигационное обслуживание с каждым годом становиться всё меньше, так как тарифы на наши услуги не менялись с 2003! При этом цены на билеты менялись в сторону увеличения неоднократно. Можно ли говорить о том, что авиакомпании, увеличивая свои тарифы, прислушались к общественному мнению? Думаю, что нет. Они переживали о своей прибыли.

«Мы не можем работать в убыток»

Авиакомпании возмущаются приобретением нашим предприятием оборудования, рассчитанного на обслуживание старых самолётов. Но не забывайте, что мы обязаны предоставлять услуги аэронавигационного обслуживания во всём воздушном пространстве Казахстана, для всех авиакомпаний, имеющих в своем парке различные самолеты и различное оборудование на борту воздушного судна.

Эти услуги должны удовлетворять потребностям не только «национальных перевозчиков», но и остальных участников рынка, таких как санитарная авиация, военная авиация, авиация общего назначения, а также обеспечивать аэронавигационное обслуживание в удаленных и малонаселённых районах страны и социально значимые полёты. Мало того, обязанность аэронавигационного провайдера в оснащении аэродромов требуемым набором оборудования прямо закреплена законодательством РК в сфере гражданской авиации. То навигационное оборудование, которые мы будем закупать, предназначено для замены выработавшего ресурс оборудования. Он используется и крупными перевозчиками, в частности, авиакомпанией «Эйр Астана» при регламентных работах.

Потому считаю, что изменение тарифной сетки по услугам аэронавигационного обслуживания - мера своевременная. Да, сегодня этот вопрос находится на обсуждении, все заинтересованные стороны принимают в нём активное участие. Но мы считаем, что это обсуждение должно быть конструктивным и адекватным. Понятно, что все стремятся к экономии и прибыли - меньше заплатить и больше заработать. Но нужно понимать что работать в убыток, при этом оставаться на прежнем уровне, при росте затрат на новейшее оборудование, на обучение персонала при прежней тарифной сетке нам становится всё сложнее. Впрочем, мы поддержим любое решение Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить