Канат Копбаев: Ущерб от транзитных перевозок из ЕС в РК исчисляется миллиардами тенге

21947

Бизнесмен рассказал о проблемах казахстанских перевозчиков после снятия запрета на «перецепку» грузов

Канат Копбаев
Канат Копбаев

20 сентября в российских СМИ разошлась информация о том, что российские грузовики с товарами из Европы стали задерживать в Казахстане, а их владельцам - выписывать штрафы. В частности, российским «Известиям» об этом рассказали в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП). В публикации речь шла о транзите, когда товары из ЕС везет европейская компания, а затем на границе с Беларусью грузы перецепляют на фуры белорусских или российских компаний и они следуют в Казахстан. В Минтрансе РФ считают, что Казахстан необоснованно требует разрешительные документы на транспортировку. Потому и задержания на границе, по мнению российской стороны, происходят без веских на то причин.

Однако казахстанская сторона так не считает. И дело вот в чем. Уже с 2017 года в Казахстане в сфере международных автомобильных перевозок на законодательном уровне действовали ограничения на перевозку грузов в/из третьих стран, в том числе и методом «перецепки». Это было сделано для защиты интересов национальных автоперевозчиков. Таким образом, доставлять грузы из Европы могли либо казахстанские, либо европейские перевозчики напрямую, без участия третьих стран. Такой же запрет действовал и в России. Однако закон этот хоть и существовал, но, по сути, был не нужен: нужды в перецепке грузов на тот момент не было. Европейские и российские перевозчики спокойно передвигались по территориям друг друга.

Но после российского вторжения в Украину и введения антироссийских санкций автотранспорту из России и Беларуси запретили въезжать на территорию Европы. Аналогичный запрет ввели россияне против европейских машин. Однако потребность в товарообороте между странами сохранилась, в том числе и по доставке грузов в Казахстан из Европы и наоборот. В 2022 году встал вопрос о выстраивании логистических цепочек так, чтобы и товары получать, и под санкции не попасть.

В связи с этим «российские и белорусские уполномоченные органы без уведомления казахстанской стороны приостановили действие требований о запрете «перецепки» до 1 января 2023 года» (выдержка из опубликованного заявления МИИР РК от 1 июня 2022 года). Но в РК запрет на перецепку грузов все еще продолжал действовать. Однако Казахстан пошел на уступки и в качестве жеста доброй воли отменил запрет на перецепку грузов в отношении белорусских и российских перевозчиков с 1 июля 2022 года до 1 января 2023 года. Но с важным условием: экспедиторам необходимо получить специальный разрешительный документ. Однако, как отметили в Мининдустрии РК, иностранные перевозчики продолжают нарушать условия выполнения перевозок грузов методом перецепки. Поэтому 20 сентября 2022 года МИИР РК снова напомнил иностранным перевозчикам правила.

«Согласно порядку, установленному международными договорами и внутренним законодательством РК, при подобных перевозках иностранный перевозчик должен иметь при себе два бланка разрешения. Первый бланк – переданный в той стороне, где перевозчик осуществил перевозку грузов до терминала на приграничной территории. Второй бланк – бланк, переданный той стороне, где перевозчик осуществил перецепку с терминала до РК», - говорится в официальном сообщении ведомства. Это напоминание МИИР РК направило в заинтересованные компетентные органы стран ЕС, ЕАЭС, СНГ, в Украину и Грузию.

Этот жест доброй воли со стороны Казахстана не только послужил причиной недопонимания между странами, но также добавил немало хлопот казахстанским перевозчикам и бизнесменам. Как отметил член Ассоциации международных перевозчиков КазАТО Болатбек Алиев в своей публикации в Facebook, после того как в МИИР дали добро на транзитные перевозки, казахстанские транспортные компании сразу же ощутили резкое падение заказов.

«С 1 июля МИИР разрешило перецепку для российских и белорусских перевозчиков. Конечно, мы возмутились, и не зря, потому что стали ощущать дефицит бланков, выдаваемых нашим перевозчикам европейцами, в частности прибалтами и поляками. Все просто: им уже не нужны разрешения на заезд в Казахстан, следовательно, и нам они их не дают. Зачем им это, если наши грузы уже везут россияне и белорусы? К чему лишние хлопоты европейским чиновникам? Вот почему нам необходим паритет, иначе мы просто останемся без работы. Наша страна обязана требовать ИБР (иностранные разрешения — F), если на нашу территорию заезжает европейский полуприцеп, даже если его тащат машины РФ, РБ и Казахстана», - написал Алиев.

Но почему европейские товары, предназначенные для Казахстана, везут российские или белорусские перевозчики? Бизнесмен Канат Копбаев объясняет эту тенденцию разницей в стоимости услуг.

- У России и Беларуси очень много машин, и ввиду санкций многие транспортные компании остались без работы. Они стали хвататься за любые возможности, делать скидки, идти на уступки и т.д. А клиентам, по большому счету, нет разницы, кто им доставит товар, - объясняет Копбаев.

Еще одна головная боль казахстанских транспортных компаний в том, что белорусские и российские водители могут встать на временный учет в РК. Таким образом они получают казахстанские номера и работают на якобы казахстанских машинах.

- И к ним многие обращаются, потому что, опять же, у них стоимость услуг ниже и транспорта больше. Казахстанские перевозчики не могут себе позволить снижение цены, потому что они платят налоги, арендуют офисы, базы, содержат людей. Поэтому стоимость их услуг априори выше, чем у россиян. Они ставят неконкурентные условия нашим перевозчикам, - сетует бизнесмен. - Мы с этим вопросом уже обращались в МИИР и требовали от правительства установления равных условий. Если они хотят работать от Казахстана, то пусть встают на учет, открывают здесь офисы, берут хотя бы 70% водителей-казахстанцев и работают на равных условиях с нашими компаниями.

Евросоюз для Казахстана - важный торговый партнер. Товарооборот со странами ЕС, по данным Бюро национальной статистики, оценивается более чем в $24 млрд в год и занимает 32,6% в общем объеме товарооборота РК. По словам Каната Копбаева, обмен товарами в большинстве случаев осуществляется с помощью автотранспорта. Поэтому когда часть грузоперевозок взяли на себя иностранные компании, Казахстан стал нести убытки.

- Ущерб от транзитных перевозок из ЕС в РК исчисляется миллиардами тенге, потому что иностранцы налоги платят не у нас, казахстанские транспортные компании не зарабатывают, водители зарплату не получают. Кроме того, из-за сложившейся ситуации с задержкой машин на границе, которую можно было бы избежать, если бы товары доставляли казахстанские компании, страдают бизнесмены. Потому что задержки товара на границе выражаются не только во временных, но и в денежных потерях. Компании также несут репутационные риски, если не успевают доставить импортный товар до клиента в назначенный срок, - подытожил Канат Копбаев.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить