Какие бренды планируют выход на рынок Казахстана

28739

Об этом обозревателю Forbes.kz рассказал эксперт Лев Тетин

Фото: hr-portal.ru

В последние годы на рынок Казахстана вышло много международных брендов, которых давно ждали в республике. Продолжится ли эта тенденция и как будут вести себя существующие игроки рынка, обозревателю Forbes.kz рассказал международный эксперт в инвестициях и недвижимости Лев Тетин.

Лев Тетин.
Лев Тетин.

F: Лев, что сейчас происходит на рынке ретейла?

- За последние три года мы наблюдаем изменение конъюнктуры рынка. Во всех сегментах происходит смена потребительской модели поведения и, в частности, структуры потребления. При этом ретейлеры пытаются удержать покупателя стандартными методами, предоставляя скидки или проводя акции. Если раньше все говорили о том, что кризис не затронул потребителей luxury, то сейчас мы видим сокращение частоты покупок и в этом сегменте.

Последние два года происходит дифференциация внутри сегментов, в частности, миграция потребителей из дорогих сегментов в более дешевые. Наблюдая за этими трендами, некоторые торговые сети начали активную экспансию: присутствующие на рынке - DeFacto, Waikiki, Cotton и др., новые ретейлеры - шведский бренд H&M, французская и немецкая сети товаров для дома Leroy Merlin и OBI, спортивные товары Decathlon, продуктовый гипермаркет Auchan, российская сеть магазинов "Снежная королева", сеть off-price магазинов Familia и шведская корпорация IKEA.

F: Какие еще тенденции вы могли бы отметить?

- Торговые сети вынуждены реагировать на меняющуюся конъюнктуру, трансформироваться под потребности своего покупателя. Это выражается в маркетинговой активности, повышении уровня конкуренции и изменении ассортиментной линейки.

Например, сеть магазинов Oodji несколько лет назад торговала исключительно женской одеждой и аксессуарами, а сейчас в их линейке присутствует мужская, детская одежда и обувь. Мы с вами наблюдаем рост конкуренции на рынке; потребитель становится более продвинутым или сознательным, совершая покупки с меньшей импульсивностью, взвешенно подходя к тратам. Одним из успешных примеров работы на опережение является бренд Zara (основатель Амансио Ортега - один из самых богатых людей мира), причиной тому является их модель бизнеса: схема производства и продаж в концепции fast fashion, быстрая адаптация моделей, реакция на изменения трендов и клиентских предпочтений, широкий ассортимент, приемлемые цены.

Приход новых сетей на рынок стал более активным, чем в предыдущие годы. Рост числа новых брендов на рынке в 2016 составил 9%, в 2017 - 14%, а прогнозный прирост на нынешний год может составить 20%.

Еще одной важной тенденцией является то, что даже очень популярные сети, которые не смогли успешно выстроить бизнес-модель в Казахстане, просто ушли с рынка. Наиболее ярким примером здесь выступает продуктовый гипермаркет Carrefour, выход которого все ждали. Но им не удалось найти подход к казахстанцам, и они вынуждены были закрыть единственный магазин, хотя в планах было открыть еще 8 по всей республике.

В Казахстане последние два года формируется устойчивая тенденция создания казахстанских брендов. На мой взгляд, это самая позитивная тенденция. Каждый год на рынке появляются новые отечественные бренды, которые находят своего покупателя. Люди стали верить в себя, они почувствовали, что могут заявить о себе и создать собственный бренд одежды, обуви или аксессуаров. Можно привести несколько успешных примеров: Textiline, Mimioriki, Altex, Zibroo, Argymaq, Shoes Republic, Тумар, Shoqan и др. Всего на сегодня насчитывается более 300 национальных торговых марок.

F: Вы говорили, что изменения на рынке связаны в основном с мировым кризисом. Что еще оказывает влияние?

- Модель потребительского поведения значительно меняется в зависимости от возраста покупателей, и этот факт ретейлерам следует учитывать при формировании целевой аудитории. По данным компании Nielsen за 2017, среди представителей поколения Z, которым еще не исполнилось 20 лет, индекс покупательской активности составил 97%, среди миллениалов 21-34 лет он оценивается на уровне 81%. Казахстанцы, которым сегодня от 35 до 49 лет, менее оптимистичны в оценках: в этой возрастной категории индекс покупательской активности составляет 67%. Молодые люди более позитивно оценивают перспективы трудоустройства и состояние личных финансов, они готовы тратить деньги, в том числе на одежду. 45% покупателей поколения Z и 35% миллениалов тратят свободные деньги сначала на покупку одежды, а уже потом на развлечения вне дома, выплату кредитов или откладывают на будущее. У представителей поколения Х другие приоритеты: они первым делом расплачиваются с долгами и кредитами, затем откладывают деньги, а уже потом позволяют себе потратиться на одежду.

F: Что способствует выходу на наш рынок новых международных брендов?

- Для любой сети важно наличие городов-миллиоников, так как от этого зависит объем продаж и срок окупаемости инвестиций. Немаловажным фактором является наличие в этих городах торговых коридоров и правильных ТРЦ, которые имеют свою успешную концепцию и способны обеспечить качественный поток покупателей.

F: Мы видим, что много российских брендов приходят в Казахстан. Эта тенденция продолжится? Нам ждать большего наплыва российских брендов или международным маркам мы тоже интересны?

- География и ментальность даёт возможности быстрого выхода российских товаров на рынок Казахстана. Зарубежные бренды тоже активно развиваются на территории РК, но это в первую очередь транснациональные компании, которые широко шагают по всему миру и ведут активную экспансию новых рынков.

F: Вы упомянули, что некоторые бренды сокращаются, и в то же время приходят новые. Ожидать ли значительного оттока или сокращения площадей работающих в Казахстане торговых марок?

- Мы уже это наблюдали в 2016-2017. Сеть Benetton сократила свою розницу на 50%. Они остались только в торговых центрах и отказались от стрит-ретейла. Сеть «Рамстор» в силу оптимизации тоже закрыла несколько своих магазинов, есть и другие примеры. Это естественная эволюция как объектов недвижимости, так и самих сетей. Сети идут за потребителем и начинают меняться, корректируя группы товаров, ассортимент и свою аудиторию. Любая торговая сеть - это живой организм, который развивается и меняется. Казахстанцы будут наблюдать приход новых операторов, частичный уход тех операторов, которые не отвечают новым требованиям времени.

F: Многие отказываются от стрит-ретейла. Есть ли обратный тренд, чтобы отказывались от ТРЦ и уходили в стрит-ретейл?

- Несмотря на то что в торгово-развлекательном центре сосредоточены многие магазины и бутики, у него есть концепт и позиционирование. Если бренд понимает, что концепция ТРЦ не соотносится с его аудиторией, то он вынужден уйти в другой ТРЦ или в стрит-ретейл, где есть его целевая аудитория. У каждой целевой группы есть ядро - 60% чётко сформулированных потребителей по возрасту, социальному статусу, уровню дохода, составу семьи и пр. Любая торговая марка понимает, кто является ядром их центральной аудитории, какие у них предпочтения и ожидания; на этой основе выстраивается торговая политика, концепция позиционирования и стратегия коммуникации с потребителем, осознание того, какие особенности ее отличают среди аналогичных торговых марок или продуктов. К примеру, представители бренда Ostin говорят о себе: Ostin – это бренд, под которым выпускается стильная мужская и женская одежда. Все коллекции представлены в стиле casual – то есть идеально подходят для повседневной жизни. Удобная, красивая, практичная одежда позволяет выразить свой внутренний мир, подчеркнуть особенности. Основной задачей является создание и производство одежды, которая будет отражением человека – а не наоборот.

F: Как изменилась концепция коммуникации у брендов?

- Обсуждая с франчайзи торговой марки OBI возможные локации их магазинов в Астане, мы затронули тему их видения своего бренда на рынке. Они рассказали о своем позиционировании не просто как строительного гипермаркета, а места, где каждый может приобрести товары для создания в своем доме собственными руками атмосферы тепла и уюта, включая самостоятельное изготовление мебели, ремонт, усовершенствование техники и пр. Кроме товаров они готовы предоставить дизайнеров, рабочую силу и другие услуги, которые необходимы для вашей квартиры, дома или сада. Их идеология не просто продажа товара, они формируют культуру «сделай все сам» с вовлечением каждого члена семьи в этот процесс.

F: Как магазины одежды поменяли подход к потребителям?

- Одним из трендов на рынке стало включение в штат магазинов профессиональных стилистов, способных помочь клиентам подобрать модный образ, сочетать новую одежду с имеющимися нарядами. Торговые марки вынуждены обращать внимание не только на явные предпочтения, но и выявлять скрытые мотивы, формировать культуру потребления их товара.

Сегодня ряд торговых марок начали инвестировать в позиционирование своих сетей через формирование культуры или сообществ. Они направляют внимание на развитие конечного потребителя и учат его, как пользоваться тем или иным товаром. Начинается новая эпоха взаимодействия между покупателем и брендом/продавцом!

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить