Как Zoom переживает бум

14475

Эрик Юань помогает миллионам людей пережить социальную изоляцию, предоставляя бесплатный доступ к своему приложению для видеоконференций. Такая щедрость снискала ему всеобщее уважение; когда пандемия закончится, бизнес Юаня еще сильнее укрепит свои позиции. Но сможет ли Zoom выдержать рост трафика на 61% в разгар мирового кризиса?

Эрик Юань - генеральный директор Zoom
ФОТО: Ethan Pines для Forbes
Эрик Юань - генеральный директор Zoom

Дети генерального директора Zoom Эрика Юаня наконец-то проявляют интерес к его работе. Конечно, они помнят то утро в апреле 2019-го, когда Юань, основатель самого популярного в мире сервиса видеоконференций, ударил в колокол и открыл дебютные торги акциями Zoom на бирже NASDAQ. В тот день он стал миллиардером. Но до середины марта этого года, когда его дочери-восьмикласснице пришлось перейти на дистанционное обучение из-за коронавируса, он не слышал от своих детей ни одного вопроса о Zoom.

- Моя дочь никогда не интересовалась, чем я занимаюсь, – улыбается Юань. – Это был первый раз, когда она спросила: «Пап, а как можно в Zoom поднять руку?»

Сын Юаня, первокурсник университета, тоже осваивает Zoom в экстренном порядке.

- Я ему сказал: «Вот сейчас ясно, зачем я так много работал, – говорит Юань. – Может быть, я создавал все эти инструменты именно для того, чтобы вы могли теперь ими пользоваться на онлайн-уроках.

Но даже этот новоприобретенный авторитет не помог ему выиграть битву за семейный Wi-Fi, шутит Юань.

Добро пожаловать в новую жизнь, где все учатся и работают из дома, и все чаще через Zoom. По мере того как коронавирус распространялся по миру, целые города уходили на карантин, а школы и университеты закрывались, Zoom превращался в один из незаменимых инструментов, помогающих бизнесу работать, школьникам учиться, а остальным поддерживать связь с близкими, празднуя онлайн дни рождения, организуя виртуальные посиделки с друзьями и занятия йогой.

В последнюю субботу марта Zoom скачали почти 3 млн новых пользователей – это рекорд. По данным исследовательской фирмы Apptopia, с момента выхода компании на IPO в апреле 2019 количество пользователей Zoom превысило 59 млн человек. Недавно Zoom вышел на первое место по числу скачиваний среди бесплатных приложение в App Store, обогнав Google, WhatsApp и даже фаворита поколения Z – TikTok. И это еще без учета тех миллионов, которые пользуются сервисом при помощи ноутбуков и стационарных компьютеров.

Благодаря всем этим достижениям Zoom, базирующийся в Сан-Хосе, Калифорния, вышел на новую финансовую орбиту. Акции компании выросли в цене на 143% с момента IPO и на 44% за март, в то время как индекс S&P 500 упал на 11%. Капитализация составляет $42 млрд, а состояние Юаня увеличилось до $5,5 млрд, что позволило ему войти в число богатейших self-made-дебютантов рейтинга миллиардеров Forbes.

Еще до распространения Covid-19 Zoom рос впечатляющими темпами. У сервиса было не менее 81 000 платных аккаунтов, включая корпоративные подписки Samsung и Walmart. Выручка компании за финансовый год, завершившийся в январе 2020, выросла на 88% и составила $623 млн, а чистая прибыль увеличилась на 234%, до $25 млн.

Теперь Zoom не только любимый бренд Уолл-стрит, но и модное слово в интернете. В Twitter, TikTok и других социальных сетях Zoom стал вирусным трендом – настоящее достижение для бизнес-сервиса.

«Препод прислал имейл: «Напоминаю, что для видеоконференций Zoom обязательно надевать одежду». Правила появляются, когда в них есть необходимость, и ни днем раньше», – этот пост в Twitter набрал более 85 000 лайков. А у следующего 21 000 лайков: «Как там те, кто считает, что они самые лучшие, потому что учатся в Гарварде? Мы теперь все студенты Zoom-университета». К слову, Гарвард перенес все занятия до конца этого семестра в Zoom. А куда еще?

Бум вокруг Zoom начал нарастать, когда Юань решил предоставить неограниченный бесплатный доступ сначала для пострадавших от коронавируса регионов Китая, а затем, в середине марта, для перешедших на дистанционное обучение школ США, Италии и Японии. С тех пор неограниченный доступ к Zoom получили школы еще 19 стран, порядка 84 000 школ стали подписчиками. Прибавьте к этому миллионы людей, которые пользуются бесплатными конференциями Zoom для групп из менее чем 100 человек. Компания не раскрывает расходы, которые несет в связи с предоставлением бесплатных услуг, но, по оценкам аналитика Stifel Тома Родерика, дополнительные затраты составляют от $30 млн до $50 млн. Поддержание пропускной способности сервиса в интересах бесплатных пользователей обходится очень дорого. Нагрузка растет, а значит, считает аналитик JPMorgan Equity Research Стерлинг Оти, компании придется вложиться в облачные технологии, чтобы закрыть разрыв.

Zoom утверждает, что инфраструктура компании уже сейчас может обеспечить 8 млрд минут видеостриминга в месяц: «В случае беспрецедентного, массивного роста спроса мы можем подключить десятки тысяч серверов в течение нескольких часов».

Хотя сейчас щедрость Юаня обходится компании очень дорого, в перспективе она, несомненно, принесет большие дивиденды. Слово «zoom» уже начинают использовать как название для любого сервиса видеоконференций, как когда-то в разных языках нарицательными стали Xerox, Kleenex и Google.

Как сообщила компания в отчете перед IPO, всего за год до выхода на биржу большинство крупнейших клиентов начинали в Zoom как бесплатные пользователи. Так что вопрос не в том, как Zoom сможет зарабатывать деньги, а в том, как сделать так, чтобы сервис не упал под натиском миллионов пользователей.

- Решение открыть бесплатный доступ далось нам легко, – признается Юань. – С самого начала обсуждения этой идеи мы ощутили невероятный подъем. Мы знаем, что сможем преодолеть любые проблемы. Расходы, маржинальность, пропускная способность… Все это вторично.

Сын горных инженеров из восточной провинции Китая Шаньдун, Юань с детства мечтал повторить успех таких предпринимателей, как Билл Гейтс. Окончив в 1991 факультет прикладной математики Шаньдунского научно-технического университета, молодой человек решил отправиться в Америку. Когда он оформлял документы для отъезда, таможня США попросила у него английскую версию визитки, на которой должность Юаня была переведена как «консультант». Его по ошибке сочли фрилансером с частичной занятостью и отказали в визе. На протяжении последующих полутора лет иммиграционные службы отказывали Юаню в визе еще семь раз. Но он не сдавался.

Наконец ему удалось попасть в Калифорнию и устроиться на работу в Webex – один из ранних сервисов веб-конференций и приложение для видеосвязи. В 2007 компанию купила Cisco, а через четыре года и четыре месяца Юань уволился, разочаровавшись в качестве сервиса. Он занялся разработкой Zoom и стал предлагать некоторым организациям и учреждениям, таким как Университет Сан-Франциско, бесплатный доступ к своему приложению.

Именно этот альтруистический подход выводит Zoom на мировую арену сейчас, когда веб-конференции стали неотъемлемой частью экономики удаленной работы. Zoom – далеко не единственная компания, которая стремится закрыть появившийся спрос, чтобы потом на этом заработать. Google и Microsoft также объявили о расширении бесплатных функций в своих сервисах для проведения дистанционных уроков и видеоконференций. Бесплатные видеоконференции предоставляют и менее известные игроки, такие как калифорнийская RingCentral, занимающаяся облачными стриминговыми технологиями, и нью-йоркский образовательный стартап Newsela.

Но ни одной другой компании не удалось привлечь столько новых пользователей в такие короткие сроки. Как Zoom сможет обеспечить этот спрос? «Готова ли ваша платформа к тому, что в ней будут проходить все занятия всех университетов в Америке? А если в одно и то же время? Я задаю этот вопрос от имени множества моих друзей», – поинтересовалась в Twitter Эдриэн Кин, доцент кафедры американских исследований Университета Брауна. «Нельзя ожидать, что мы просто перенесем занятия в Zoom – и все, – написала она позже Forbes в письме, указав, что некоторые студенты находятся за границей, не имеют стабильного выхода в интернет или у них нет тихого места для занятий дома. – Но я с нетерпением жду возможности увидеть лица и услышать голоса своих студентов».

Однако Юаня заботит не это. Он уверен в инфраструктуре Zoom. Его команда занимается разработкой новых функций для работы и учебы из дома: от подсветки лица до указки для экрана преподавателя. А он тем временем продолжает открывать доступ в Zoom как можно большему количеству школ.

- Мне кажется, что буквально в одночасье в каждой стране люди поняли, что им нужен такой инструмент, как Zoom, чтобы оставаться на связи, – говорит Юань. – С этой точки зрения нам есть чем гордиться. Мы видим, что мы нужны, что мы можем внести свой вклад в общее дело.

Юань вряд ли мог предугадать, как много применений найдется для Zoom в новом образе жизни, основанном на социальном дистанцировании. Но компания начала готовиться к масштабным переменам еще в январе, когда Covid-19 впервые парализовал деловую жизнь в Китае. Тогда к Zoom обратились корпоративные клиенты, такие как Walmart и Dell, которых интересовало, смогут ли их местные сотрудники перейти к постоянной работе через Zoom. Во время подготовки к выходу на биржу Zoom проводил внутренние тренинги для обучения реагированию на природные бедствия, но тогда никто даже не рассматривал такой сценарий, как пандемия.

Как говорит Юань, 17 дата-центров Zoom были спроектированы с расчетом на стократное увеличение трафика.

- Вся прелесть облачных технологий в том, что теоретически их мощности, как вы знаете, безграничны, – говорит он.

У Zoom есть команды разработчиков в разных странах мира, в том числе в Китае и Малайзии, что позволяет обеспечивать круглосуточный удаленный мониторинг состояния всех систем.

И тем не менее некоторые пользователи Zoom столкнулись с ухудшением качества видео и сложностями при подключении. При обращении в онлайн-центр поддержки Zoom всплывает пресловутое окно: «В связи с количеством обращений время ожидания ответа специалиста увеличено». 23 марта на информационной странице Zoom было прямо написано, что некоторые пользователи бесплатного сервиса испытывают проблемы с подключением или бесперебойной работой видеоконференции. Это неудивительно, учитывая, что число ежедневных активных пользователей сервиса, согласно данным Apptopia, за последние два месяца подскочило на 610%. И с такой проблемой столкнулся не только Zoom. По всему интернету растет нагрузка, оттого что столько людей теперь живут исключительно онлайн, говорит технический директор коммуникационной фирмы CommScope Морган Керк. Его совет: планируйте свои виртуальные встречи в Zoom (или в любых других сервисах) через 15 минут после начала часа, чтобы избежать периода пиковых нагрузок.

Чем большее распространение получает Zoom, тем пристальнее за ним следят эксперты в сфере безопасности и конфиденциальности. В конце марта принадлежащий Vice Media новостной сайт Motherboard сообщил, что Zoom передает данные в Facebook, даже если у пользователей нет аккаунта в этой соцсети. Zoom заявил, что речь идет только о метаданных: типе устройства, размере экрана, языке и часовом поясе. Но уже на следующий день после выхода новости Юань опубликовал извинительный пост, объяснив, что Zoom позволял пользователям входить в приложение через Facebook и теперь этот код удален.

Zoom утверждает, что собирает только те данные пользователей, которые строго необходимы для оказания «технической и операционной поддержки», другими словами, чтобы ваше аудио- и видеосоединения работали бесперебойно. Как заявляет директор Zoom по глобальным рискам и стандартам Линн Хааланд, раньше работавшая в PepsiCo, у компании нет возможности отслеживать происходящие на своей платформе встречи или конференции в режиме реального времени. И хотя Zoom уже критиковали за инструмент, позволяющий ведущему отслеживать открытие на компьютерах других пользователей экранов поверх окна конференции, Хааланд утверждает, что Zoom не смотрит, что еще открыто на компьютерах пользователей.

 - Мы считаем приоритетной защиту данных и конфиденциальность информации о пользователях, – говорит она.

А что насчет защиты от хакеров? 30 марта офис генерального прокурора Нью-Йорка Летиции Джеймс направил Zoom письмо, содержавшее сразу несколько вопросов по политике безопасности данных, в частности, о том, насколько наплыв пользователей делает платформу более уязвимой для хакеров. В том числе она задалась вопросом, не стала ли платформа более уязвимой для хакеров из-за резкого увеличения числа пользователей. «Во время пандемии COVID-19 мы круглосуточно работаем над тем, чтобы больницы, университеты, школы и компании по всему миру могли оставаться на связи и функционировать в необходимых объемах, – ответил Zoom на официальное обращение Forbes. – Мы высоко оцениваем участие генерального прокурора Нью-Йорка в решении этих вопросов и рады предоставить всю необходимую информацию».

Рабочий день Юаня в его временном домашнем офисе начинается в 7:30, а заканчивается в 23:30.

- Дома я еще больше работаю, – признается Юань. – Моя мама живет с нами, и она меня постоянно спрашивает: «Почему у тебя эти встречи каждый день? Ты же еще не обедал!»

Он находит время, чтобы проверить соцсети, где часто отвечает на вопросы пользователей и обещает им лично разобраться в проблеме.

- Это не для того, чтобы отвлечься… Это для нас часть рабочего процесса, – говорит Юань. – Когда запускаешь такой стартап, как Zoom, каждый день новая проблема. Вопрос в том, хотим ли мы о них знать или закрывать на них глаза? Я хочу знать.

Иногда такой обмен с пользователями приводит к улучшениям, например внедрению новых фонов или к настройкам, дающим учителю возможность заблокировать свой экран, чтобы ученики не могли сорвать урок. Zoom также внедрил новые функции, такие как фильтры для лица, по примеру мобильных приложений. Также компания работает над инструментом для видеолекций, позволяющим автоматически исправлять ракурс видео студентов таким образом, чтобы они казались снятыми с одной точки.

Несмотря на все это, Юань говорит, что он часто не может уснуть, беспокоясь о том, достаточно ли Zoom делает. Есть страны, где школы хотели бы получить доступ к Zoom, но пока не могут. Компания также приняла решение не предоставлять бесплатный доступ некоммерческим фондам или другим организациям, у которых может быть такая потребность. Как говорит Юань, имейл-­адреса официально зарегистрированных школ легко верифицировать, но Zoom не может автоматически подтверждать подлинность адресов других организаций.

Что будет с Zoom после окончания пандемии коронавируса? Аналитики ожидают, что цена акций компании, взлетевшая до астрономических значений, начнет падать, когда люди станут возвращаться к работе из офиса. Но они также считают, что вирус послужил сигналом к действию для бизнеса, который решит воспользоваться возможностью сэкономить на аренде и времени на дорогу за счет более масштабного перехода на удаленную работу. Поэтому Zoom сможет превратить многих бесплатных пользователей в платных клиентов и в перспективе получит прибыль, как полагает аналитик RBC Алекс Зукин.

Zoom продемонстрировал высокий уровень сознательности и ответственности, – добавляет Стерлинг Оти из JP Morgan Equity Research. – Они не стали пытаться обратить болезненную для всех ситуацию себе на пользу. Такая добросовестность сослужит им хорошую службу.

Юань говорит, что заморозил все проекты и планы, которые не связаны напрямую с обеспечением функционирования Zoom и предоставлением доступа учащихся к платформе в период кризиса. Он призвал своих маркетологов отказаться от попыток увеличить продажи и получить маркетинговый эффект от резкого роста популярности Zoom. Юань также одобрил выплату бонусов в размере двухнедельной зарплаты всем сотрудникам компании, у которых возросла нагрузка из-за притока пользователей.

- Я сказал команде, что нельзя думать о том, как побольше продать в кризис. Нужно сфокусироваться на интересах клиентов, – говорит Юань. – Мне кажется, что было бы отвратительно в такой ситуации думать только о деньгах.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить