Казахстан на удалёнке: в Wildberries резко выросли продажи худи и тапочек

19199

Об этом в эксклюзивном интервью Forbes.kz рассказал директор по развитию интернет-магазина Вячеслав Иващенко

ФОТО: shoes-report.ru

F: Вячеслав, как пандемия повлияла на Wildberries и отрасль e-commerce в целом?

- Пандемия столь значительных масштабов стала настоящим стресс-тестом для всех отраслей экономики и рынка основных игроков на рынке электронной коммерции в России и СНГ. Никто в e-commerce не был готов к появлению такого «чёрного лебедя», который перевернет наше представление о покупках в интернете и о привычном течении жизни и общества. Всё это, разумеется, нашло отражение и в некоторых показателях роста заказов и бизнес-процессах.

F: Какие новые продукты или сервисы запустила компания под влиянием пандемии?

- В это время нашей ключевой задачей стало обеспечение безопасности наших покупателей и сотрудников. Для этого мы внедрили сервис бесконтактной курьерской доставки, временно закрыли примерочные кабинки, ввели правило нахождения в пункте выдачи заказов (ПВЗ) не более одного покупателя с обязательным соблюдением социальной дистанции. Обеспечили наш персонал защитными масками, перчатками и антисептиками, а в помещениях проводилась уборка с использованием дезинфицирующих средств.

Вячеслав Иващенко
ФОТО: wb
Вячеслав Иващенко

Мы сделали доставку товаров во все регионы страны полностью бесплатной для того, чтобы покупки были доступны для каждого, когда многие розничные магазины были закрыты. 

F: Упали или возросли продажи во время карантина и на сколько?

- Мы отметили, что в период пандемии наши клиенты - жители Казахстана стали еще активнее приобретать товары онлайн. К примеру, в апреле приток новых покупателей на Wildberries вырос в 7 раз, а в мае – в 8,5 раз год к году. В этот период росли и показатели продаж на территории страны: в марте – апреле казахстанцы приобрели в 2 раза больше товаров, чем годом ранее, а в мае этот показатель увеличился уже в 4 раза.

Так как многие работали из дома, то сменили формальную офисную одежду на повседневную: выросло число заказов худи, футболок, пижам, тапочек. 

В первой половине июня мы также видим продолжающийся рост продаж: более чем в 3 раза год к году.

F:  Насколько долговременным будет влияние пандемии на вашу компанию и отрасль в целом?

- Меняется потребительское поведение и представления общества о социальной значимости интернет-торговли. Если раньше в Казахстане она, возможно, воспринималась как некий дополнительный сервис – товары с доставкой на дом, то во время пандемии ее роль существенно возросла – как для потребителей, так и для производителей товаров. Для последних это возможность продавать свои товары в новом канале продаж, сохранив рабочие места в экономике.

Мы полагаем, что благодаря этому мы лично ощутили большой приток новых покупателей в e-commerce. Проникновение онлайн-шопинга в нашу повседневную жизнь продолжится, что во многом поменяет потребительские привычки многих жителей страны.

F: Какие проблемы в вашей отрасли обнажила пандемия и какие пути решения этих проблем вы уже нашли?

- Мы столкнулись с резким ростом спроса на курьерскую доставку: на пике в апреле доля таких заказов выросла в 2 раза по сравнению с февралем. При этом мы старались не подвести наших покупателей, обеспечив их стабильным сервисом, в том числе и с помощью доставки товаров «до двери». Поэтому мы наращивали логистические мощности, нанимали новых сотрудников и создавали новые рабочие места, в том числе и в курьерской службе. За несколько месяцев число сотрудников компании в Казахстане выросло на 25%. В основном это сотрудники службы доставки, которые помогли нам справиться с повышенным спросом.

F: Раскройте особенности работы в Казахстане, чем местный рынок отличается от российского?

- Рынок интернет-торговли в Казахстане развивается даже более высокими темпами, чем в России. К примеру, к концу 2019 на электронную коммерцию Казахстана приходилась доля в 3,7% от общего оборота ретейла, а количество официально зарегистрированных интернет-магазинов по состоянию на тот же период превышало 500. Можно сказать, что казахстанцы в целом пока ещё привыкают к покупкам в интернете и проникновение e-commerce в их повседневную жизнь всё ещё не такое глубокое, как, скажем, в Китае.

Вместе с тем я думаю, что у Казахстана есть очень большой потенциал для качественного и динамичного развития электронной торговли. Одной из главных предпосылок для этого, например, я считаю тот факт, что на конец 2019 в стране число совершающих покупки через гаджеты стало значительно больше среднемирового показателя: 65% против 54%. Это особенно интересно и благоприятно для любого национального рынка электронной коммерции, потому что, например, у нас, на Wildberrries, сегодня в целом доля покупок с мобильных устройств составляет 58% против 42% с десктопных компьютеров.

Кроме того, крайне положительно на развитии электронной коммерции в Казахстане сказывается высокое проникновение интернета в республике и его достаточно низкая стоимость по сравнению с другими странами. Этот фактор я бы назвал одним из ключевых с точки зрения дальнейшей стратегии планомерного развития онлайн-торговли страны в целом.

Также можно отметить и такой важный фактор, стимулирующий рост e-commerce, как повышение доверия населения к безналичным платежам. Например, в начале 2017 наличные платежи составляли почти 90% от всех оплат покупок на Wildberries.kz. C ростом популярности онлайн-покупок и доверия казахстанцев к интернет-магазинам доля наличных стала постепенно снижаться и концу первого квартала 2020 составила около 45%. По данным Минторговли Казахстана, в 2019 объем безналичных платежей увеличился в 3 раза, что не может не способствовать дальнейшему проникновению электронной коммерции в жизнь граждан страны.

Кстати говоря, при относительно небольшом размере населения страны как по азиатским, так и по мировым меркам, Казахстан – одно из крупнейших государств, которое находится в первой десятке по площади в мире. Это особенно важно при планировании работы логистической инфраструктуры такого бизнеса, как Wildberries. Учитывая то, что у нас своя логистическая система, мы можем отметить довольно очевидный факт: в стране профильные компании и специалисты имеют дело с гигантским логистическим плечом. Сейчас срок доставки для жителей страны составляет в среднем 6-7 дней, однако мы планируем наращивать свои логистические мощности, чтобы значительно сократить этот срок.

Также, говоря о национальных особенностях и именно о конечных потребителях нашей продукции, то есть о простых людях, нельзя обойти тот факт, что в Казахстане очень большая доля детей и подростков, которые составляют треть населения. Это, в свою очередь, сказывается непосредственно и на потребительских привычках, и на составе потребительской корзины, и на темпах роста продаж детских товаров в стране.

Так, например, в июне онлайн-продажи детского питания в штуках выросли в 24 раза год к году, товаров для новорожденных — в 5 раз, игрушек — в 3 раза, а детской одежды — в 2 раза

Завершу ответ на этот вопрос тем, что Казахстан для нас – это непростой, но крайне интересный рынок, где нас тепло встречают и партнёры, и люди в целом с большим доверием относятся к российским компаниям, а государство уделяет большое внимание интернет-торговле. Также отмечу, что подобным благоприятным отношением характеризуются и наши взаимоотношения с органами государственной власти и регуляторами в стране: мы видим, что нам тут рады и с нами ведут конструктивный диалог, помогая развиваться на этом рынке для дальнейшего стимулирования всей отрасли электронной торговли в Казахстане в целом.

F: Какие города Казахстана наиболее активные в плане продаж, а какие пассивные? Как компания планирует увеличивать продажи в регионах Казахстана?

- В топ-5 городов в Казахстане с наибольшим объёмом продаж входят крупнейшие и большие по размерам и населению города страны: Алматы, Нур-Султан, Усть-Каменогорск, Атырау и Караганда. Как правило, в таких городах живёт больше всего жителей и выше покупательская способность населения.

Зоной роста для нас остаётся дальнейшее активное развитие интернет-покупок в регионах и малых населённых пунктах. Например, пока в таких городах, как Шар, Аральск, или таких районах, как Кербулакский, Байзакский, продажи невысоки, но мы стремимся сделать покупки онлайн доступными для жителей малых городов и областей с относительно небольшим количеством жителей.

Для того чтобы быть ближе к нашим покупателям, мы активно развиваем собственную сеть пунктов выдачи заказов. В 2019 открыли свыше 100 новых ПВЗ. В 2020 – еще 50. Сейчас в стране 226 ПВЗ.

F: Как, по-вашему, изменятся привычки покупателей после пандемии, возможно, изменения уже заметны?

- Мы можем выделить несколько новых трендов e-commerce, которые, по нашим прогнозам, будут иметь место в ближайшем будущем.

Во-первых, доля интернет-покупок будет расти за счет расширения аудитории и более активного перехода в онлайн.

Например, в период пандемии мы отметили явный рост онлайн-покупок у аудитории 55+. Старшее поколение стремится минимизировать количество социальных контактов. Кроме того, наблюдается значительный рост числа интернет-покупок среди жителей небольших городов, в том числе и в Казахстане.

Во-вторых, мы предполагаем, что в ближайшее время потребители будут подходить к покупкам более размеренно и делать выбор в пользу товаров первой необходимости, снизят свои расходы на дорогостоящие вещи и предметы роскоши.

Также люди в целом будут стараться чаще посещать интернет-магазины, чтобы сэкономить своё время в пользу, например, семьи, родных и близких или заняться самообучением. Мы следим за этим активным переходом людей в онлайн и стремимся быть на одной волне с тенденциями потребительского поведения.

F: Какие планы есть у компании на развитие в Казахстане на ближайшее будущее?

- Если говорить о наших планах, то мы продолжим активное развитие на территории Казахстана, чтобы сделать покупки еще доступнее. Также расширяем ассортимент товаров за счет развития сотрудничества с международными поставщиками, в том числе и из Казахстана.

У нас есть большие планы для развития своего присутствия в Казахстане. Мы активно приглашаем предпринимателей к сотрудничеству, а для этого будем значительно упрощать регистрацию локальных поставщиков, чтобы для них начать работать с нами и запустить продажи на Wildberries можно было легко и в краткие сроки.

Ещё одно направление − развитие логистической инфраструктуры в целом и создание новых рабочих мест на территории страны, за счет чего предполагается сократить сроки доставки товаров. Мы планируем построить в Алматинской области центр обеспечения омниканальной торговли (ЦООТ), представляющий собой крупный логистический комплекс площадью 50 тыс. кв. м. Его открытие позволит не только создать 2500 новых рабочих мест, но и ускорит доставку интернет-заказов Wildberries покупателям в Казахстане. В настоящий момент проект находится в стадии проработки и выбора земельного участка под строительство. Мы благодарны за активную поддержку наших инициатив Министерству торговли и интеграции и лично министру Султанову Бахыту Турлыхановичу, видим высокую заинтересованность на всех уровнях.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить