Как сервис Glovo всего за один год изменил рынок доставки в Казахстане

35371

Об этом рассказал генеральный директор Glovo в Казахстане Карим Богуспаев

Карим Богуспаев
ФОТО: архив пресс-службы
Карим Богуспаев

Супермены в желтых плащах

Карим, в период пандемии бизнес условно можно поделить на две группы: тот, который потерял, и тот, который начал расти. Очевидно, что бизнес доставки еды и продуктов стал более востребованным. Насколько вам удалось вырасти?

- Да, в период карантина казахстанцы стали заказывать больше, особенно в марте - апреле мы показали рост более чем на 60% месяц к месяцу (сейчас мы также наблюдаем рост, но уже не такой стремительный). Да, количество заказов растет, но мы так же, как и большинство компаний по доставке, пока работаем в убыток - с ростом заказов мы тратим больше денег. Кстати, и без карантина у Glovo в Казахстане был бы органический рост. За год наше приложение скачали более 1 млн раз. Если брать сектор доставки еды, то это абсолютный рекорд для Казахстана.

Вашим курьерам наверняка пришлось непросто в период, когда вся страна сидела по домам…

- Мы считаем наших курьеров героями. Несмотря на все риски ребята трудились. У нас не было больших проблем из-за того, что кто-то не выходил на линию или хотел больше денег. Никто не воспользовался ситуацией, все работали. И мы им благодарны за то, что не подвели пользователей Glovo, которые на нас рассчитывали.

К сожалению, из-за закрытия городов почти каждый пятый курьер оказался за границей городов. Но из-за того, что у нас был сформирован лист ожидания новых курьеров, наша команда быстро набрала недостающих.

Сервис как краеугольный камень

Сколько всего курьеров сейчас у Glovo в Казахстане?

- Около 5 тысяч зарегистрированных курьеров, которые могут начать выполнять заказы в любое время. Кто-то работает по 2-3 часа, кто-то выходит на полноценный рабочий день. Еще несколько тысяч человек находятся в листе ожидания.

Если курьер хочет трудиться в Glovo как на полноценной работе, сколько он может заработать?

- Средний заработок у нас составляет около 1 500 тенге в час. За месяц можно заработать 200-300 тыс. тенге. Курьеры на мопедах могут заработать чуть больше. Есть ребята, которые зарабатывали 600 тыс. тенге в месяц.

В Казахстане общий уровень сервиса еще очень далек от совершенства. Как вы меняете это в рамках своей компании?

- В каждом городе у нас есть так называемые курьерские центры, где мы набираем курьеров. Там же они проходят обучение — правда, сейчас онлайн. Как правило, больших проблем с сервисом у нас нет. Но если возникают — например, курьер нарушает ПДД — мы вызываем его на переобучение. Если он не является, мы блокируем его учетную запись. Кроме того, работу курьера оценивают пользователи. И чем выше его рейтинг, тем больше он получает возможностей получить хороший слот работы. Это мотивирует курьеров предоставлять лучший сервис.

На многих мопедах сейчас стали появляться номерки, чтобы легче было опознать нашего доставщика. Поэтому мы призываем пользователя, если курьер сделал что-то не так, оставлять обратную связь, и мы обязательно примем меры.

Районы, кварталы...

Карим, как расширяется ваша география в Казахстане?

- Мы уже работаем в Нур-Султане, Алматы, Шымкенте, Атырау и Караганде. Причем Атырау мы запустили во время карантина. В ближайшее время мы откроем еще несколько городов, а в планах, конечно же, охватить весь Казахстан. Пока мы фокусируемся на крупных городах: для того чтобы обеспечить нормальную работу сервиса, нам нужно достаточное количество партнеров - чтобы у клиента был выбор.

У нас даже в точках присутствия неполный охват города. Например, нас спрашивают, почему в Алматы мы не работаем ниже проспекта Рыскулова. Все обусловлено бизнес-моделью: там нет достаточной концентрации популярных ресторанов, а если везти еду издалека, то стоимость доставки будет высокой.

Какие инструменты вы используете, чтобы понять, где вам пока невыгодно работать?

- Мы отслеживаем количество скачиваний приложения в определенной зоне города. Плюс мы постоянно отслеживаем количество ресторанов в этой зоне, чтобы понять спрос. Когда сходится количество скачиваний, количество ресторанов и желание этих ресторанов работать с нами, тогда у нас появляется доставка в этой зоне.

Glovo не позиционируется в Казахстане исключительно как сервис по доставке еды — вы можете доставить всё что угодно весом до 9 кг и что помещается в сумку курьера. Тем не менее доставка еды — это ваш основной бизнес?

- Да, в процентном соотношении еда составляет больше 80%. Во время карантина доставка еды подросла, но сейчас вернулась к прежнему уровню. Появился спрос на заказ продуктов питания на дом. Топ самых популярных продуктов, доставляемых из супермаркетов, периодически меняется, но в него регулярно попадают молоко, курица, бананы, лапша быстрого приготовления, энергетики, картофель и помидоры. Сейчас мы начинаем развивать непродуктовую доставку. Например, в период праздников у нас выстреливают цветочные магазины. В День святого Валентина многие с трудом справляются с объемами заказов, поступающих из Glovo.

Сейчас мы думаем над проектами семплинга.

С большим количеством партнеров и клиентов вы наращиваете экспертизу. Можете ли вы предоставить консалтинг?

- Партнер может обратиться к нам за советом. Например, где открыть новую точку. Или, скажем, мы можем увидеть, где в городе не хватает бургерной или пиццерии. Или даже можем посоветовать внести корректировки в меню. Какие-то изменения по нашим рекомендациям уже были реализованы.

Когда рынка хватает на всех

В Казахстане вы забираете часть чьего-то бизнеса?

- В том и особенность Казахстана, что нет - рынку есть куда расти. Он рос и во время пандемии, и даже сейчас. Может, кто-то у кого-то отъедает какие-то небольшие доли во время акций, но это несущественно, и никто из игроков сильно не проседает. На данный момент места хватает всем.

Казахстанский рынок очень интересный. Он быстро развивается, у нас хорошее проникновение смартфонов - 70% граждан имеют смартфоны и 88% выход в интернет, это один из топовых показателей в мире. Поэтому Казахстан — жемчужина в короне Glovo. 

Но при этом люди не стали меньше ходить в рестораны из-за того, что охват доставки стал шире?

- Не думаю. Поход в ресторан все еще остается событием. Особенно сейчас, после локдауна, люди стали больше выходить. Возможно, в будущем, когда доставка станет массовой, походы в заведения сократятся, но точно не сейчас. Но, как показывает опыт в других странах, даже с развитием сервисов люди не ходят меньше в рестораны.

В период карантина сервисы по доставке еды дали возможность многим ресторанам остаться на плаву и не разориться. Было видно невооруженным глазом, как растет количество заведений, подключенных к вашему приложению.

- В какой-то степени локдаун подстегнул процесс подключения партнеров. Если раньше мы приходили в рестораны и рассказывали, что такое доставка и почему она важна как дополнительный источник дохода, то в период пандемии рестораны стали сами к нам обращаться. Они поняли, что мы - это их шанс не только остаться на плаву, но и получить новых клиентов. Поэтому мы были очень загружены именно в карантин, подключая новых партнеров.

Вы работаете в минус. Но при этом занимаетесь благотворительностью.

- CSR-часть для нас не менее важна, чем бизнес. Мы понимаем, что помогать нужно, и ищем партнерства, в которых нас можно использовать как ресурс для добрых дел. Например, в карантин мы вместе с партнерами из Nobel Kitchen работали по доставке бесплатных обедов врачам. Также во время локдауна совместно с акиматом Алматы два раза в неделю мы бесплатно доставляли населению продукты и лекарства.

На пути к прибыльности

Этой осенью вы отмечаете первую годовщину работы в Казахстане. Вы видите перспективы роста вашего бизнеса в стране?

- Думаю, мы только в начале пути. Год назад, когда в Казахстане не было Glovo, рынок был в разы меньше. С нами он вырос в 4-5 раз. И даже с нынешними четырьмя игроками темпы роста рынка будут увеличиваться кратно. При этом многие думают, что сейчас у сервисов доставки все хорошо в плане заработка, но на самом деле мы еще не зарабатываем. В нашем бизнесе львиную долю расходов занимает оплата работы курьеров.

Когда вы выйдете в плюс?

- Обычно компании на это берут от трех до пяти лет. Надеюсь, мы управимся за меньший срок. Сегодня для нас это не цель номер один. Главные задачи — предоставлять качественный сервис, охватить как можно больше городов и пользователей и подключить максимальное количество партнеров.

Владельцы готовы инвестировать?

- Да, Glovo не публичная компания, у нее свои инвесторы, которые готовы вкладывать. В Казахстан уже инвестировано несколько миллионов евро. В нашей стране мы занимаем более 40% рынка, и этот показатель мы хотим наращивать.

Во всем мире компания чувствует себя довольно хорошо, во многих странах мы лидируем. Модель показала свою состоятельность - есть страны, где компания уже выходит в прибыль, например в Румынии. Думаю, и в Казахстане эти времена не за горами.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить