От пиццы до балета. Какие российские франшизы «пасутся» в казахских степях

14875

Из 30 самых успешных российских франчайзинговых сетей в Казахстане работает по меньшей мере 18. Некоторые популярные марки наши соотечественники пытаются использовать, не тратясь на покупку франшизы

Фото: get.sushiwok.ru

Франчайзинг в России растёт в десять раз быстрее всей экономики. «ВВП в 2018 году вырос на 2,3%, а франчайзинг почти на 20%, - пишет Forbes Russia. - Сегодня в России около 2000 франшиз, а количество франчайзинговых точек достигло 70 000». По мнению экспертов, такое разбухание — негативный признак. «Рост франчайзинга приходится на кризисные годы: предприниматели сворачивают собственный убыточный бизнес и переходят на партнёрский», - объясняет вице-президент Российской ассоциации франчайзинга Юрий Михайличенко.

Судя по всему, одно из наиболее предпочтительных направлений для российских франчайзеров - Казахстан. Точки в нашей стране открыли 18 компаний, на пути к открытию ещё одна, один участник списка закрыл точки в РК.

В рейтинге Forbes Russia франшизы разделены по объёму вложений: 5-25 млн рублей, 1-5 млн и до 1 млн. Казахстанцы покупают во всех категориях.

Пицца в шоколаде

В разделе самых дорогих франшиз на первом месте Sun School — сеть билингвальных детских садов с более чем 80 филиалами, но все они расположены только в России. Такая «ограниченность» не помешала ей получить в прошлом году почти 6 млрд рублей прибыли. Вообще образовательные и развивающие сети — несомненный «гвоздь сезона», по скорости распространения и прибыльности они «рвут» пиццерии и кофейни.

На втором месте в рейтинге - сеть Burger Club. Размер необходимых инвестиций для партнёрства - 5 млн рублей. Но есть и бюджетный вариант: можно открыться на фудкорте торговых центров, это на 1 млн рублей дешевле.

Сеть состоит из 150 ресторанов, 8 из которых находятся в Казахстане: три в Уральске и по одному в столице, Павлодаре, Экибастузе, Атырау и Актау (причём они очень активны, проводят различные ивенты, акции и розыгрыши). Компания ищет партнёров в Алматы и Нур-Султане, уверяя, что её бургеры практически не отличаются от тех, что продают в McDonald’s, а цены ниже.

Сеть автосервисов «Вилгуд» открыли в Москве в 2011 году супруги Турсуновы родом из Узбекистана. Спустя три года они начали продавать франшизы, сейчас сеть на третьем месте. К 2023 году Турсуновы планируют масштабировать сеть в 10 раз, до 1000 точек в России и СНГ. В Казахстане «умные автосервисы» работают в Актау, Караганде и обеих столицах. Рассчитать стоимость ремонта можно прямо на сайте Wilgood.kz.

Четвёртую строчку занимает «Шоколадница» - приватизированная в конце 1990-х сеть советских кофеен. У сети 400 собственных точек и больше 100 партнёрских. В Казахстан «Шоколадница» пришла в 2011-м, а в 2016-м — закрылась, не пережив кризиса. Сошлось ещё несколько негативных факторов — неудобные условия франшизы, появление кофеен нового формата и политика франчайзера. Всего было пять точек, четыре в Алматы и одна — в Астане, которая сохранилась, «размножилась» и работает до сих пор.

Название пятой по счёту франшизы большинство алматинцев произносят каждый день. Это картографическая компания 2GIS, работающая с 1999. Центральный офис находится в Новосибирске, охват — 378 городов в 9 странах. Инвестиции для открытия солидные - 13-36 млн рублей на город, но в Казахстане карты уже составлены для большинства крупных населённых пунктов.

Занимающая 7 место сеть пиццерий «IL Патио» закрылась после кризиса 2015 года как в Казахстане, так и в других странах СНГ. Сегодня это самая дорогая франшиза рейтинга: чтобы открыть ресторан, нужно минимум 20 млн рублей. Но в России франшиза продвигается очень энергично. Даже сайт с названием Franchising.ru - это сайт «IL Патио». Немудрено, ведь средняя годовая выручка одного заведения — 65 млн рублей.

Следующая за «IL Патио» в рейтинге «Додо Пицца», напротив, только начинает свой путь в Казахстане. Сеть пиццерий основал в 2011 году предприниматель из Сыктывкара Федор Овчинников, через два года он запустил франшизу, которая сегодня насчитывает 460 точек в России, Великобритании, Германии, Китае. К 2020 году Овчинников планирует открытие ещё 400 в США. Минимальные инвестиции — 8 млн рублей.

В Алматы «Додо Пиццей» занимается бизнесвумен Оксана Шоканова, основательница портала по уходу и воспитанию детей Pandaland и онлайн-экомаркета FreshU. Первую пиццерию она открыла три года назад в Костанае, сейчас в Алматы работает семь заведений. На сайте декларирована выручка всех пиццерий бренда в Казахстане - в прошлом месяце (июне 2019) это 517,7 млн тенге

Предпоследнее место в первой десятке занимает израильский бренд кофеен Cofix со 120 точками. Планы сети на нынешний год — открыть ещё 150 кофеен. Есть договорённости с британскими, испанскими и французскими партнёрами. В Казахстане Cofix ещё нет, но переговоры ведутся.

Закономерно, что на десятом месте — снова пиццерия, на этот раз родом из США - Papa John’s. В Штатах работает с 1984, в России — с 2003-го, но франшиза действует с 2010 года, открыто 100 точек. В Казахстане первая пиццерия начала работать осенью 2017 в Алматы. До 2022 планировалось открыть 16 ресторанов.

Матрас за 75 тысяч долларов

Во второй категории (инвестиции 1-5 млн рублей) из 10 сетей в Казахстане работает 5.

Первая строчка — за школой скорочтения и развития интеллекта для взрослых и детей IQ007, придуманной челябинскими предпринимателями и превращённой в сеть в 2009. Сейчас это 531 школа в таких регионах, как Россия, Украина, Казахстан, Беларусь, Молдова, Кыргызстан, Армения. Список городов Казахстана, где присутствуют центры IQ007, насчитывает 14 пунктов, среди которых небольшие города Аксай, Риддер, Талгар, Щучинск.

На втором месте тоже «развивалка» - международная сеть языковых центров для детей и подростков «Полиглотики», где можно с возможностью изучать английский, немецкий, испанский, французский и китайский языки по авторской методике. Вложения — 1,2 млн рублей, за которые франчайзи получают получают бизнес-план, все обучающие программы и ежедневную поддержку. На сайте Poliglotiki.kz указаны шесть крупнейших городов Казахстана, где малышей «приглашают окунуться в удивительный мир иностранных языков».

Не очень понятная ситуация с номером третьим (13-м) рейтинга. Это розничная сеть по производству корпусной мебели Mr. Doors, она насчитывает около ста точек. Средние инвестиции — 2,3 млн рублей. В Казахстане, возможно, открывался магазин этой компании, так как на одном сайте-агрегаторе с доменом .kz есть сообщение об акции от Mr. Doors с кешбэком, правда, в рублях. Однако сайт магазина недоступен. Ещё есть компания Mr. Doors Atyrau, но она занимается совершенно не мебелью.

Агентство недвижимости «Этажи», №5 рейтинга, основано в 2000 в Тюмени. Сейчас франшиза от «Этажей» является крупнейшей из риелторских, сеть работает по всей России и в пяти зарубежных странах. Офисы «Этажей» есть в Алматы и Нур-Султане, название знакомо многим новосёлам.

Номер 7, бренд «Аскона», не так популярен в нашей стране, как в России, где, как утверждается, каждый третий житель спит на матрасах этой марки. Но у «Асконы» в Казахстане есть официальный сайт, на котором представлены кровати, диваны, подушки, матрасы и прочие товары для спальни. Магазины открыты в Алматы, Нур-Султане и Караганде.

«Аскона» - настоящая история успеха. Основатель компании Владимир Седов в 1990-е продавал матрасы в городе Коврове, а потом вырастил из своей фирмы бренд, чьи 51% акций в 2010 году купил шведский гигант Hilding Anders. В 2008 «Аскона» представила на выставке Millionaire Fair самый дорогой в мире матрас Royal Masterpiece стоимостью $75 тыс. При этом инвестиции в точку составляют всего 1,8 млн рублей и окупаются за год.

Активно развивается в Казахстане и мебельный бренд «Мария Кухни» (№8/18). Гарнитуры под этой маркой можно встретить во многих торговых центрах семи городов страны. У компании — более 40 моделей кухонь в стиле классика или модерн. На основе каждого варианта можно разработать индивидуальный дизайн-проект — это и есть «фишка» бренда. Покупатель при желании получает кухню «под ключ» - с мебелью, техникой и всеми аксессуарами.

Также в рейтинге представлена мастерская кухонной мебели «Едим дома!» (№24) — совместный проект мебельной фабрики «Мария» и телеведущей Юлии Высоцкой. Выйти на безубыточность российский франчайзи может уже в первый месяц, порукой тому — популярность Высоцкой. Однако в Казахстане фанатов актрисы не так много, и мебель представлена в магазинах скудно. Следов франшизы найти не удалось.

Футбольный балет

Среди самых недорогих франшиз (до 1 млн) на первом месте — футбольная школа для детей от трёх лет «Чемпионика». С 2104 по 2018 сеть открыла 60 собственных клубов и 455 партнёрских. За год компания продала все собственные точки своим франчайзи — теперь их 630 в шести странах. Год назад клуб «Чемпионика» открывался в Аксае Западно-Казахстанской области. Но сейчас на сайтах казахстанской «Чемпионики» нет занятий и непонятно, работает ли она.

«Наши ножи — это наша философия. У нас есть собственное представление о том, каким должен быть идеальный нож — тонко сведённый клинок, твёрдая сталь, правильная геометрия, лёгкий вес и прецизионное качество в каждой детали», - сказано на сайте Samura.kz. Российский бренд работает по франшизе с 2010, сейчас открыть магазин или корнер Samura можно, вложив 500 тыс. рублей, и окупить его всего за 90 дней. Однако последняя новость на сайте – от февраля 2018, Инстаграм магазина оживлялся три месяца назад.

На третьем (23) месте опять футбольная школа. С момента запуска проекта под брендом «Юниор» было открыто почти 500 школ в России, Украине, Белоруссии, Казахстане, а также в Индонезии и Сингапуре. В секциях «Юниора» занимаются 46 тыс. детей от 3 до 14 лет. Алматинская школа в Баганашыле призывает: «Вместо компьютерных игр дома - отдайте сына на футбол». Методика школы рассчитана на подготовку юных футболистов к игре в профессиональных сборных.

Пятое место занимает необычный бренд — сухая автомобильная мойка Fast & Shine. Идея мойки «списана» с американской модели. Можно купить выездную мойку и стационарную — для парковки. «Особенность проекта — вместо воды автомойщики используют специальную химию, поэтому стартовые инвестиции, по сути, сводятся к стоимости её закупки», - сказано в профиле участника рейтинга.

Из городов Казахстана мобильная автомойка без воды, грязи и луж продаётся в Уральске. Идею оценили даже в правительстве РК: на сайте Минтруда и соцзащиты предлагается заняться мобильной автомойкой в рамках Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства.

Шестое (26) место занимает франшиза для турагенств «Слетать.ру». Средние вложения в точку составляют 280 тыс. рублей, но «островок» в торговом центре обойдётся ещё дешевле. В Казнете есть сайт Sletat.kz, но не похоже, чтобы он имел отношение к российскому проекту.

Школа танцев «Русский балет» — проект того же франчайзера «Юниор», который запустил успешные футбольные клубы. Сейчас в партнёрской сети 115 танцевальных школ, в среднем каждая окупается за три месяца. Место в рейтинге — седьмое. Алматинский филиал работает в жилом комплексе в центре города.

Строчкой ниже расположилась сеть салонов по отбеливанию зубов White & Smile родом из Новосибирска. Средние инвестиции — 290 тыс. рублей, количество точек стремится к 400. В Алматы название бренда используют несколько салонов, один из которых в июле 2016 объявлял об официальном открытии.

Девятое место в своей категории и предпоследнее в общем списке занимает новосибирский оператор экспресс-доставки «СДЭК». Осуществляет доставку в 34 тыс. населённых пунктов в России, в 2019 году запустил собственную электронную торговую площадку. Казахстанский партнёр на своем сайте Сdek.kz обещает, что его «тарифы существенно ниже, чем у зарубежных курьерских компаний, при этом качество предоставляемых услуг соответствуют современным международным требованиям логистики».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить