На правах рекламы

Как развивается рынок выставок в Казахстане

12319

Число мероприятий и их участников в последние годы стабильно растет

ФОТО: архив пресс-службы

С весны по глубокую осень в Казахстане традиционно проходит сезон выставок и форумов. Эти мероприятия собирают сотни казахстанских компаний из разных отраслей на своих площадках, помогая им искать новых партнеров и развивать свой бизнес. 2022 год не стал исключением – мероприятий было проведено больше, чем в 2021-м. Рассказываем, как себя чувствует выставочный бизнес и почему такие мероприятия полезны для экономики.

Что происходит на рынке?

Официальная статистика в Казахстане ведет учет услуг в сфере организации конференций, форумов и выставок. По данным Бюро национальной статистики, эти сферы растут. Объем услуг по организации конференций вырос с чуть более 23,9 млрд тенге в 2020-м до 47,7 млрд по итогам 2021-го. Эти суммы в основе своей составляют ежегодные отраслевые выставки и конференции, которые проводятся в Астане, Алматы и регионах.

В казахстанской выставочной компании Iteca – крупнейшем игроке этого рынка – сообщили, что с начала 2022 года провели 26 выставок, 14 международных конференций, 244 мастер-классов и семинаров. Еще в 2021-м показатели составляли 14 выставок, один конгресс, четыре конференции и два форума.

ФОТО: архив пресс-службы

Это объяснили тем, что в 2022 году спрос со стороны бизнеса продолжил расти: ему нужны площадки для встреч и создания новых партнерств, построения новых логистических цепочек. Ситуацию подтверждают цифры. В 2021 году в мероприятиях Iteca приняли участие 1 218 компаний, а посетили их свыше 13,8 тыс. человек. Но в 2022-м речь шла уже об участии 2 355 компаний из 55 стран мира и более 46 тыс. посетителей – показатели выросли в разы.

В компании объясняют спрос тем, что «сейчас выставки приобретают особый статус, обусловленный нынешней экономической ситуацией».

«Они дают четкое представление, кто из компаний остался на плаву, а кто ушел с рынка, какие ниши освободились и как следует планировать свою стратегию в новых реалиях», – сообщили в Iteca.

Все еще в тренде?

С развитием цифровых каналов коммуникаций – социальных медиа и интернета в целом – все чаще возникает вопрос о том, нужно ли вообще бизнесу участие в выставках. Оно требует значительных ресурсов, в то время как онлайн-каналы продаж и построения бренда выглядят дешевле.

Однако статистика показывает иную картину. Еще в 2011 году компания Skyline Exhibits и EXPO Magazine провели исследование ценности торговых выставок для их участников. Опросы выявили, что 63% компаний-участников считают выставки и конференции «очень ценными», при этом 79% респондентов отметили, что неучастие в таких мероприятиях может негативно повлиять на работу компании.

С другой стороны, 88% посетителей выставок и конференций отметили, что визиты на них являются важной частью поиска продукта или процесса покупки. Еще больше посетителей – 91% – и вовсе отметили, что выставки и конференции необходимы для сравнения товаров и встреч с поставщиками.

ФОТО: архив пресс-службы

Можно предположить, что с 2011 года ситуация изменилась из-за активной цифровизации во всех отраслях экономики. Однако эксперты не соглашаются с этим. Например, эксперт Генри ДеВрис пишет на Forbes.com, что по итогам его 10-летнего исследования маркетинговых стратегий в топ-5 инструментов оказалось участие в выставках.

Он также ссылается на данные сайта spingo.com, где говорится: личная встреча с потенциальным клиентом на выставке обходится в $142, а такая же встреча в офисе потенциального клиента – уже в $259. Другими словами, собственный стенд является менее затратным инструментом для коммуникаций с партнерами.

Схожее мнение выражают и в компании Iteca. На сайте организации говорится, что затраты на заключение сделки при встрече на выставке в среднем на 40% ниже, чем без участия в выставке, а демонстрация продукции на выставке в шесть раз больше влияет на продажи, чем другие средства продвижения.

Польза для всех сторон

Пользу тематических выставок отмечают на самых разных уровнях. Например, в сентябре этого года на открытии выставок KazBuild-2022 и Aquatherm Almaty – 2022 в Алматы Зеки Озен, член правления Союза турецких экспортеров в сфере отопления, вентиляции и кондиционирования, отметил: «Для нас большая честь представлять турецких производителей как единую национальную группу, ведь исторически сложилось, что турки и казахи братские друг для друга народы, поэтому важно наращивать сотрудничество двух стран и расширять интеграцию экономик, мы заинтересованы в дальнейшем участии в выставках с этой целью».

ФОТО: архив пресс-службы

Эта цитата отражает суть и пользу мероприятия для бизнеса – возможность расширять связи и находить новые партнерства в одном месте. И этой возможностью активно воспользовались предприниматели.

По данным Iteca, в двух выставках приняли участие 355 компаний из 24 стран мира. В числе государств, откуда прибыли компании-участники выставки KazBuild, Бельгия, Германия, Греция, Дания, Индия, Испания, Италия, Казахстан, Кыргызстан, Малайзия, ОАЭ, Польша, Португалия, Россия, Туркменистан, Турция, Финляндия, Франция и Южная Корея. А посетили мероприятие за три дня проведения свыше 5,6 тыс. уникальных посетителей из Казахстана и стран ближнего зарубежья, а также Австралии, Канады, Великобритании, США, ОАЭ и Швейцарии.

Аналогично подчеркивают важность отраслевых мероприятий для экономики и представители государственного аппарата. На пленарном заседании нефтегазовой конференции KIOGE-2022 министр энергетики Болат Акчулаков отметил, что с момента своего основания в 1993 году KIOGE «зарекомендовала себя в качестве авторитетной площадки по обсуждению актуальных вопросов и крупных событий в нефтегазовой промышленности Казахстана и всего Каспийского региона».

«Важным считаю поддержание диалоговой площадки, содействующей развитию новых подходов и выработке конкретных решений для нефтегазового сектора в современных турбулентных условиях», – сказал Болат Акчулаков в своем выступлении.

Действительно, проведение конференций и выставок, где могут собраться представители государства и бизнеса, чтобы обсудить актуальные проблемы и возможные пути их решения, актуально как никогда ранее. Нынешняя ситуация в мировой экономике создала новые риски для экономики Казахстана, и без диалоговых площадок в этой ситуации не обойтись.

ФОТО: архив пресс-службы

Более того, именно выставки становятся базой для поиска новых технологий и решений для бизнеса. На открытии выставки Mining and Metals Central Asia – 2022 в Алматы в сентябре этого года первый заместитель исполнительного директора Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Тулеген Муханов, например, отметил, что для «горно-металлургического комплекса актуальны вопросы внедрения новых технологий и «Индустрии 4.0».

«На площадке выставки как раз представлены инновационные технологии, оборудование и решения, которые станут импульсом для развития отрасли», – сказал Тулеген Муханов.

Также на площадках конференций зачастую проводятся мастер-классы и специализированные семинары, где эксперты могут обсудить тонкие отраслевые вопросы. Где еще такое возможно? Только на выставках и форумах.

Из этих нескольких примеров виден интерес и государства, и бизнеса к участию в тематических мероприятиях. Примечательно, что большая часть из них была организована компанией Iteca, которая работает на казахстанском рынке уже 29 лет и ежегодно проводит крупнейшие международные выставки и конгрессы страны.

Стабильно растущее количество компаний-участниц и посетителей показывает, что спрос на подобные мероприятия не только сохраняется, но и увеличивается. А потому и рынок по организации таких мероприятий уверенно себя чувствует в текущих реалиях.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить