Как работает Chocofood после выхода на рынок новых игроков

12124

В среду, 26 февраля, в Алматы состоялось вручение премии Chocofood Awards Almaty 2020

ФОТО: архив пресс-службы

Вручение премий по различным номинациям от Chocofood – лидера на рынке доставке еды в Казахстане – состоялось в южной столице. Лучшие заведения Алматы, от пиццерий и суши-баров, до кафе-шашлычных и бургерных, получили памятные призы от food-tech-компании за свой вклад в развитие этой индустрии. Призами Chocofood Awards были отмечены не только самые крупные или самые популярные бренды, но и, например, заведения, имеющие самые высокие оценки по мнению пользователей.

- В прошлом году, когда мы провели Chocofood Awards 2019 – это было первое подобное мероприятие на рынке доставки еды в Казахстане. Наш праздничный вечер – это великолепная возможность для наших партнеров, а их сегодня у нас более 900, посмотреть на конкурентов и лидеров в их направлениях, узнать новости, цифры, тренды. Вручение премий - это лишний повод отметить не только их достижения, но и наши собственные, потому что мы развиваемся вместе с ними. И я хочу отдельно подчеркнуть, что та конкуренция, которая сегодня складывается в нашей сфере, является настоящим драйвером роста рынка, - сказал CEO Chocofood Николай Щербак.

Согласно данным Chocofood, мировой рынок доставки еды увеличился в 2019 по сравнению с 2018 на 17,5% и достиг $107,5 млрд. Мнение, что рост рынка связан только с активностью агрегаторов, не совсем верно. Сервис собственных доставок у заведений также развивается.

Наибольшая доля мирового рынка принадлежит Китаю ($45 млрд), далее идут США ($24 млрд), Индия ($9,2 млрд), Великобритания ($5,4 млрд) и Бразилия ($3 млрд).

Наиболее активно услугами доставки пользуются в Сингапуре (36,4% от доли всего населения страны), в Нидерландах (34,8%), Великобритании (33%), Гонконге (32,8%) и Канаде (31,7%).

- Это говорит о том, что жители стран с развитыми экономиками все больше ценят личное время, не тратя его на приготовление еды. Казахстан пока в этом плане цифрами особо похвастать не может. В 2018 этот показатель был равен 3%, а в 2019 – уже около 6,7%. Так что потенциал у нашего рынка большой, - делится данными собеседник.

Казахстанский рынок доставки по итогам прошлого года был оценен в $63,3 млн, что в два раза больше, чем в 2018.

- Мы ожидали, что отечественный рынок вырастет на 20%, но он вырос на 100%, потому что пришли крупные международные игроки. Можно говорить, что мы уже стали полноценной отраслью на рынке общественного питания в Казахстане, а не просто нишевым направлением. Сегодня в нашей сфере выделяются солидные бюджеты на маркетинг, вливаются существенные инвестиции. Это привлекает новую аудиторию, мы становимся всё более доступными, - рассказал Щербак.

Доля Chocofood на рынке доставки еды равна 20%, а среди агрегаторов фудтеха – 37,6%. Это меньше показателя предыдущего года из-за выхода на рынок новых игроков, но компания все равно сохранила ведущую роль на рынке, увеличив показатели в 2019 на 60%.

Николай Щербак
ФОТО: архив пресс-службы
Николай Щербак

На втором месте на рынке доставки еды расположилась компания Samurai Sushi c 17,7%. Glovo находится на третьей позиции – 17%. Четвертое место условно занимают все вместе взятые частные организации, доставляющие обеды в офисы - их доля на рынке составляет 14%.

- Конкурировать с ними очень тяжело, потому что это сильно низкомаржинальный продукт. И это уникальное нишевое направление – во всем мире подобные услуги либо отсутствуют вовсе, либо их объем совершенно незначителен, - уточнил CEО Chocofood.

За прошлый год Chocofood выполнил 673 тыс. заказов. В 2018 было 422 тыс. заказов. Прирост составил 60%. Довольно интересно идет распределение заказов: через iOS выполнено 53% заказов (в прошлом году 47%), через android - 33% (27%), у dekstop доля сократилась: было 13,7%, стало - 6,6%. Через мобильные версии в 2018 было оформлено 9,5% заказов, а в 2019 – уже 5,3%. Количество заказов со стационарных телефонов также сокращается – с 2,4% до 1,1%.

- Мобильные устройства занимают безоговорочно лидирующие позиции и в скором времени станут единственной альтернативой для клиентов. Всего за год данный показатель вырос с 83,8% до 92,4%, - привел данные Николай Щербак.   

Ежемесячно наблюдается прирост безналичной оплаты. В 2018 объем электронных платежей составил 40%, а годом позже - 45%.

Также увеличивается количество заведений, которые пользуются доставкой Chocofood – около 50 пунктов общественного питания ежемесячно за 2019. Сегодня компания сотрудничает с 925 заведениями.

На данный момент активных пользователей у Chocofood более 140 тыс. Быстрее всего компания росла в декабре 2019 – за месяц около 20 тыс. новых клиентов. Стремительный рост начался в августе 2019, когда в страну стали заходить новые игроки. «Это сильно сказалось на рынке, произошел настоящий бум», - пояснил собеседник.

Интересные различия есть по гендерному признаку: в среднем в мире доставку еды чаще оформляют мужчины - 52%. В Казахстане услугами доставки больше использут женщины – 60%.

Интересен и портрет клиента Chocofood (по наиболее часто встречающимся параметрам): это девушка по имени Айгерим, ей 25 лет, она пользуется iPhone-7, любит заказывать колу и пиццу. Делает 4 заказа в год. Заказы происходят в субботу, по праздникам, в обед. Живет в Бостандыкском районе, примерно на пересечении улиц Жарокова - Жандосова.

У Chocofood идет активный прирост заказов через приложение «Рахмет» – более 20% за год. С августа через «Рахмет» прошло 36 тыс. транзакций. Если в сентябре через «Рахмет» оплачивались 21% доставок, то в октябре – 35% от всех онлайн-платежей.

777 выполненных заказов одним курьером за месяц – это рекорд компании. Он был зафиксирован в декабре 2019. 85 выполненных заказов за дневную смену – также рекорд. Стандартная норма для одного работника равна 20 заказам за день.

- Это выдающийся показатель. Чтобы за смену выполнить такую норму, нужно, чтобы все совпало идеально: был моментально принят заказ, кухня приготовила его в положенный срок, курьер по пути не застрял в пробке или навигатор не повел его неправильным путем. Здесь должны сложиться десятки факторов воедино, - пояснил Николай Щербак.  

Самая быстрая доставка – 4 минуты. Как отметил собеседник, это невероятно быстрый результат, который будет очень трудно или даже нереально побить. Предыдущий рекорд был равен 7 минутам. Самый крупный заказ – 250 мороженых из McDonald’s на 312 тыс. тенге.

ФОТО: архив пресс-службы

- Этот заказ оформил Рамиль Мухоряпов. У нас в компании есть опционная программа, и он пообещал, что посчитает долю опциона каждого сотрудника. Рамиль не успел выполнить свое обещание и в качестве извинений заказал для сотрудников гору мороженого. Наши сотрудники были приятно удивлены, впрочем, McDonalds - тоже, - с улыбкой вспоминает Николай.

Chocofood сегодня работает в 5 городах Казахстана: в Шымкенте, Караганде, Актау, Нур-Султане и Алматы, а в этом году компания планирует стартовать в Атырау, Павлодаре, Усть-Каменогорске и Таразе.

Chocofood намерен существенно увеличить и штат своих работников. В компании сейчас работает около 250 курьеров. Средний срок работы доставщика – 3 мес.

- Всех своих курьеров мы знаем в лицо. Мы им уделяем много внимания, обучаем. К сожалению, есть текучка – работа не самая простая, но мы стараемся наших ребят все же удерживать, потому что нам важно иметь свой костяк «райдеров», на которых можно положиться. При этом мы собираемся набирать пеших курьеров так же, как и наши конкуренты – онлайн, через приложение. Мы стремительно развиваемся, и нам сейчас не хватает курьеров. В феврале мы должны были выпустить на улицы пеших курьеров (сейчас курьеры передвигаются на авто и скутерах), однако вмешалась вся эта ситуация с коронавирусом, и в Китае у нас застряла партия сумок-термосов. Мы стали присматриваться к казахстанским производителям, но у них цены в три раза выше, да и сроки по исполнению заказа очень неудобны – они 30 сумок будут делать почти 2 недели. Так что мы пока ищем альтернативу, - поделился неожиданно возникшей проблемой собеседник.

ФОТО: архив пресс-службы

В рынок доставки еды вмешалась и политическая ситуация. Проблемы с подключением к мобильному интернету, блокировка некоторых сервисов Google во время двух февральских уикендов привели к снижению количества заказов.

- Суббота и воскресенье для нас – это самое активное время. По нашим оценкам, из-за этих технических сбоев мы недополучили около 8 тыс. заказов, но зато исправили несколько неожиданно всплывших технических «багов». Вообще этот год у нас должен пройти под знаком усовершенствования. Мы должны стать сильнее с технической стороны – для этого мы существенно увеличиваем нашу команду IT-специалистов. Мы планируем совершить настоящую экспансию в регионы. Мы хотим упрочить и даже увеличить наше присутствие на казахстанском рынке доставки еды. Думаю, что вместе с нашими партнерами нам это удастся сделать, - подвел итоги Николай Щербак.

Победители Chocofood Awards Almaty 2020:

Лучшее заведение в категории «Пицца» - Чибо Сано

Лучшее заведение в категории «Бургеры» - Burger King

Лучшее заведение в категории «Суши и роллы» - Чибо Сано

Лучшее заведение в категории «Мясные блюда» - Shipudim

Лучшее заведение в категории «Восточная кухня» - Узбечка Горный Гигант

Лучшее заведение в категории «Десерты» - Куликовский

«Открытие года» - McDonald’s

«Самый активный» - Мастер пицца

«Самый надежный» - Тануки

«Лучший сервис» - Ciao Pizza & Mamma Mia.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить