Как повлияло падение рубля на импорт из России в Казнете
Спровоцировала ли девальвация российского рубля бум на импорт из России в Казнете? Что чаще всего заказывали казахстанские компании? Стал ли отечественный бизнес получать меньше запросов? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в исследовании международного центра интернет-торговли Allbiz, подготовленном специально для Forbes.kz
Предпосылкой для роста импорта из России стала девальвация рубля (47% по отношению к тенге) и снятие торговых барьеров между странами. Как следствие – бум на подешевевшие российские товары и сырье. Это даже заставило Казахстан лоббировать торговые ограничения на ряд наименований российской продукции, чтобы защитить отечественных производителей.
Как менялся объем импорта из России в онлайн-торговле
В казахстанской онлайн-торговле во 2 полугодии 2014 заметно возросли объемы российского импорта, и изменилась его структура. Данные за январь-март 2015 позволяют предположить, что этот тренд продлится в течение всего года.
Первый существенный всплеск спроса на российский импорт зафиксирован в октябре 2014 – за месяц он вырос более чем в 2,5 раза. Это совпало с ратификацией Договора о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и очередным падением российской валюты. Далее последовал спад, после которого – трехкратный подъем.
Растет и доля российского импорта в онлайн-торговле. Если в июле она составляла чуть больше 3%, то в феврале 2015 превысила 10%. То есть каждый десятый запрос, отправленный через систему Allbiz, поступал в Россию.
Одновременно уменьшалась доля импорта из других стран. Так, в августе 2014 на первом месте по количеству импортных запросов был Китай, в сентябре – Украина. В последующие месяцы первое место уверенно удерживала Россия, вытеснив и оставив позади другие страны.
Российский импорт растет и за счет отечественного бизнеса. Прослеживается тенденция на вытеснение отечественных предпринимателей за счет привлечения российских. Доля запросов, отправленных из Казахстана к казахстанским компаниям, сократилась с 91% в июле 2014 до 75% в феврале 2015.
Что заказывали из России
В структуре импорта лидерство – за продукцией и оборудованием для сельского хозяйства, пищевой промышленности и за стройматериалами.
Важно отметить, что состав ТОП-10 самых запрашиваемых категорий менялся в течение последних 8 месяцев (июль 2014 – февраль 2015). Например, в июле на 1 месте по числу запросов было отопительное оборудование, в декабре – оборудование для деревообработки, а в феврале – продукция животноводства.
Сам спектр запрашиваемых товаров был довольно широким и включал товары из сегмента В2С (бизнес для потребителя): одежду, обувь, продукты и стройматериалы. Но всё же В2В-сегмент генерировал гораздо больше запросов, потому что бизнес идет онлайн, видя свои преимущества и возможности, которые не может обеспечить офлайн-торговля.
Соотношение между запросами на товары из В2С- и В2В-сегмента составляет примерно 1 к 7. Заказывали сельхозпродукцию и сельхозтехнику, промышленное оборудование, тару и отопительное оборудование.
Четких закономерностей между сезонностью и запросами не прослеживается. В этом казахстанский сегмент Allbiz отличается от других стран, где спрос подвержен влиянию сезонных и социально-экономических факторов.
Варьировался и ТОП самых популярных категорий. Тенденция на специализацию импорта наметилась ближе к концу осени – тогда же, когда стало нарастать количество запросов. Участники Allbiz сфокусировались на товарах из отрасли сельского хозяйства, строительства, деревообработки и на сырье для пищевой промышленности. Это позволяет предположить, что запросы генерировал в основном средний бизнес, а закупки предназначались на развитие собственного производства или фермерских хозяйств.
Изменения в ТОП-3 товаров, которые чаще всего запрашивали из Казахстана в России
Месяц |
ТОП-3 товарных запросов |
июль 2014 |
- отопительное оборудование - электростанции - топливно-энергетические ресурсы |
август 2014 |
- потребительская тара - оборудование и продукция птицеводства - диагностическое медоборудование |
сентябрь 2014 |
- технические сельхозкультуры - светотехника - станки и металлообрабатывающее оборудование |
октябрь 2014 |
- текстиль для дома и матрацы - оборудование для бетонных работ - станки |
ноябрь 2014 |
- мукомольная, крупяная и макаронная продукция - лесоматериалы - технические сельхозкультуры |
декабрь 2014 |
- оборудование для деревообработки - автозапчасти - масложировая продукция |
январь 2015 |
- оборудование для производства стройматериалов - товары для животноводства - металлы и сплавы |
февраль 2015 |
- товары для животноводства - оборудование для производства стройматериалов - масложировая продукция |
Таким образом, в онлайн-торговле прослеживаются те же тенденции, что и в офлайне: доля российского импорта растет. В том числе и за счет сокращения доли запросов к отечественному бизнесу. На Allbiz первый всплеск обращений к российским компаниям был в октябре. Затем – в декабре-январе. Но уже в феврале немного снизился. В структуре импорта преобладают товары из В2В-сегмента: сельхозпродукция и сельхозтехника, промышленное оборудование и сырье, стройматериалы, тара и транспорт.
Справка
Allbiz – международный центр интернет-торговли на 26 языках. Allbiz объединяет товарные рынки 90 стран, содержит структурированную информацию о 20 млн товаров и услуг от 1,3 млн компаний. Офисы Аllbiz расположены в 13 странах - Казахстане, Украине, России, Молдавии, Узбекистане, Азербайджане, Грузии, Польше, Румынии, Греции, Египте, Индии и Китае.
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook