Мы их теряем. В ТРЦ сокращается число покупателей и арендаторов
С 25 мая в Алматы была разрешена работа торгово-развлекательных центров. Forbes.kz узнал, как ТРЦ чувствуют себя в новой реальности и как изменился поток посетителей в условиях карантинных мер
Торгово-развлекательные центры были одними из первых объектов инфраструктуры, которые «пали» под воздействием карантина. Они же стали одними из последних, кто вышел из локдауна.
По-прежнему в ТРЦ не работают развлекательные центры и кинотеатры, что напрямую сказывается на потоке посетителей.
Тульбасов: После карантина мы будем восстанавливаться минимум полгода
Глава TS Development – о том, почему в преодолении кризиса важна сплоченнос... →
Чтобы помешать распространению коронавирусной инфекции, администрации предпринимают различные меры: устанавливают дезинфекционные тоннели, измеряют температуру посетителей и устанавливают контейнеры с антисептиками.
Чистота – залог здоровья
Так, к примеру, в Esentai Mall дезинфекцию лифтов производят каждые 30 минут.
"Мы проводим глубокую санитарную обработку помещений, а также установили дополнительные разметки, чтобы исключить пересечение потоков людей. Для удобства посетителей мы также установили аппараты по продаже масок. Перед открытием молла проверили готовность каждого арендатора, которые очень ответственно подошли к безопасности и посетителей, и своих сотрудников", - сообщил генеральный директор Esentai Mall Ержан Тсенов.
К санитарной обработке помещений серьезно подошли в сети ТРЦ Mega, где работают специальные санитарные бригады. Они каждый час обрабатывают дезинфекционными средствами все поверхности, с которыми чаще всего соприкасаются посетители — поручни эскалаторов и лестниц, лифты, кнопки банкоматов и каждые три часа — полы.
Казахстан выходит на работу. Как защитить свою компанию от COVID-19
Поэтапное ослабление карантинных мер в Казахстане происходит не по причине ... →
- В ТРЦ Mega проводится регулярное проветривание торговых центров, дезинфекция приточно-вытяжных установок, кварцевание комнат матери и ребенка. Специальным дезинфекционным составом также обрабатывается прилегающая территория ТРЦ, - заявил генеральный директор АО "Mega Center Management" Сейтжан Есмагамбетов.
В Mega рассказали, что сеть приняла решение о прохождении персоналом, который находится в непосредственном контакте с посетителями ТРЦ, теста на COVID-19.
- Это делается с целью выявления бессимптомных носителей. У некоторых сотрудников был выявлен положительный тест на КВИ, такие составляют 3,5% от общего числа работников компании. Все сотрудники с положительным тестом на КВИ и контактировавшие с ними коллеги находятся на самоизоляции, - отметил Есмагамбетов.
Время есть!
В Esentai Mall отметили, что после снятия локдауна самыми популярными точками ТРЦ стали рестораны и кофейни с открытыми террасами: Fellini, Paul, Starbucks, Honey Honey. Также алматинцы проявили большой интерес к luxury-товарам.
-В первые недели работы в сегментах люкс и премиум сработал отложенный спрос, и продажи у многих наших партнёров превзошли их ожидания и прогнозы. Как долго сохранится эта тенденция, сложно сказать. Мы понимаем, что делать долгосрочные прогнозы по первому месяцу необъективно, - отметил Тсенов.
Ни хлеба, ни зрелищ
Тем не менее в Esentai mall поток посетителей уменьшился на 20% в сравнении с аналогичным периодом в 2019. В ТРЦ связывают падение потока с неработающими кинотеатром, детским центром и фуд-кортом.
Пока не накрыла вторая волна: бизнесу надо успеть перестроиться под новые реалии
Карантин жестко ударил по финансовому состоянию всех стран без исключения: ... →
В июне 2020 в Mega посетителей стало меньше на 44%, по сравнению с июнем 2019.
- Необходимо учитывать, что ТРЦ не возобновили работу полностью. Под фуд-корты, развлекательные и образовательные проекты в сети ТРЦ MEGA отведено 40,6% пространства, - объяснил Есмагамбетов.
Помощь товарищу
За время приостановки деятельности Mega не начисляла арендную плату, не выставляла счета за эксплуатационные и коммунальные расходы арендаторам. В итоге потери сети за период чрезвычайного положения составили 8,1 млрд тенге.
- За нерабочие выходные дни MEGA также не будет выставлять счета за аренду. Арендаторы должны будут оплатить только коммунальные услуги и эксплуатационные расходы. Мы продолжим поддерживать своих арендаторов. Так, с 20 мая по 1 июня 2020 года мы объявили льготный период, во время которого арендаторы не платили фиксированную арендную ставку. С 1 июня до 1 сентября арендаторы получат скидки на фиксированные ставки арендных платежей, - перечислил спикер.
На период пандемии Esentai mall также освободил арендаторов от всех видов платежей, кроме коммунальных.
- Мы активно развиваем Personal Shopping Service, который как в период карантина, так и сейчас осуществляет онлайн-подборку и доставку товаров от брендов, представленных в Esentai Mall. Он очень удобен для клиентов в случае, если у них нет времени или возможности прийти в молл, а также для тех, кто живёт в столице и регионах. Мы вместе с нашими партнёрами довольны продажами, которые осуществляет Personal Shopping Service, - рассказывает Тсенов.
Принятые меры спасли не всех арендаторов.
Как Astana Group использует время «идеального шторма» для разработки новых проектов
Мартовская девальвация и практически сразу же последовавшее введение режима... →
- К сожалению, несмотря на меры поддержки, которые мы оказали арендаторам, из трёх наших ТРЦ ушла 21 компания, но при этом мы видим приход новых арендаторов. Пандемия стала триггером экономического кризиса, жесткость и глубину которого оценить до конца невозможно. Мы имеем дело с переплетением нескольких кризисов. Потребуется от полутора до трёх лет, чтобы вернуться к докризисным показателям, - сказал Есмагамбетов.
В Esentai mall после снятия двухмесячного локдауна закрылись 4 магазина.
- Решение об их закрытии обсуждалось задолго до этого. Очень позитивным моментом стало недавнее открытие бутика Emporio Armani. На осень запланировано открытие ряда новых зон и проектов, над которыми сейчас ведётся активная работа. Несмотря на непростую ситуацию в стране, летний сезон Esentai Mall открыл концепцией New Reality: в поддержку брендов мы сняли рекламную кампанию Summer Sale. А с 15 июня мы запустили совместную акцию с Yandex Taxi: совершая покупку в молле на 100 тыс. тенге, вы получаете промокод на бесплатную поездку в бизнес-классе. Помимо новой рекламной кампании Esentai Mall представил собственный инстаграм-фильтр с AR-эффектом, разработанный известными художниками 404.zero. А также был презентован арт-объект на площади перед Esentai Mall и новый плейлист от талантливого дизайнера Константина Шиляева (Fakoshima), который будет звучать в молле на протяжении нескольких месяцев, - рассказал Тсенов.
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook