Как MARSиане делают бизнес в Казахстане

14605

Генеральный директор одного из крупнейших производителей кондитерской продукции делится секретами успешного бизнеса

Михаил Базанов — генеральный директор Mars Kazakhstan
Фото: архив пресс-службы
Михаил Базанов — генеральный директор Mars Kazakhstan

Чему компания с вековой историей научила казахстанских продавцов и чему научилась у них, рассказывает генеральный директор Mars Kazakhstan Михаил Базанов.

Компания Mars пришла на казахстанский рынок 26 лет назад. И тогда и сейчас здесь работали как популярные местные производители, так и крупные международные игроки. Чем вы побеждаете своих конкурентов? Какое преимущество компании приносит ей наибольший успех?

– Главное, что нам помогает, это пять принципов Mars: качество, ответственность, взаимовыгодность, эффективность и свобода. Этих принципов мы придерживаемся в своей повседневной работе.

Возьмем первый принцип – качество. Все продукты Mars производятся в строгом соответствии с международными и казахстанскими стандартами. Масштаб производства позволяет нам предлагать потребителям прекрасную продукцию по доступной цене.

Другой мой любимый принцип – взаимовыгодность. Люди для нас главное, поэтому развитие сотрудников – основной приоритет нашей компании. Мы стремимся стать одним из лучших работодателей на рынке.

В наше время крупной компании мало быть просто производителем или продавцом. Частные фирмы финансируют научные работы, учреждают стипендии, занимаются благотворительностью. У вас есть такие «непрофильные» проекты?

– Недавно корпорация Mars объявила о глобальной инициативе Sustainable in a Generation, направленной на три цели: здоровье планеты, процветание людей, задействованных в цепочке производства, и благополучие наших потребителей.

Каждое из направлений наполнено реальным содержанием. Например, в рамках цели «Здоровье планеты» Mars существенно сократил выбросы углекислого газа и полностью перестал вывозить отходы на мусорные полигоны. А наши фабрики в США работают на ветроэнергетике.

Научный центр компании внес свой вклад в реализацию цели «Благополучие наших потребителей». В нем расшифровали геном какао и создали новый продукт, который можно принимать как добавку, полезную для сердца и кровообращения.

У нас в Казахстане тоже есть программы, например «Mars Академия». В рамках этой программы мы работаем с ведущими вузами Казахстана, делимся деловыми практиками из реального бизнеса, а самых талантливых ребят приглашаем на стажировки. Это наш вклад в продвижение цели «Процветание людей». Кроме того, мы помогаем детским домам и приютам для животных. Многие из наших сотрудников – волонтеры.

В Казахстане продается больше 100 видов продукции компании. Какой сегмент самый перспективный?

– Сегодня мы работаем в двух сегментах бизнеса: кондитерские изделия и корма для домашних животных. Расскажу подробнее о каждом.

По нашим оценкам, в Казахстане потребление шоколада – порядка трех килограммов в год на человека. Это не очень большая цифра по сравнению, скажем, с Англией, где потребляют 9–10 кг, но неплохой уровень, если сравнить с Китаем – там на человека приходится 100 граммов шоколада в год. То есть, с одной стороны, категория достаточно развитая, но, с другой стороны, есть еще возможности для роста.

Еще больше перспектив у кормов. В этом сегменте наш основной конкурент – это еда со стола. И здесь мы объясняем покупателям: готовые корма – это всегда более выгодно, полезно и удобно: насыпал в миску – и все. Сегодня только треть казахстанских кошек потребляют готовые корма, а собак еще меньше – до 10%. Это одна из самых быстрорастущих категорий среди всех товаров FMCG.

Нас не поймут, если мы не спросим о вреде сладостей. Считаете ли вы себя отчасти ответственными за то, что 22% казахстанских детей имеют лишний вес?

– Могу сказать, что здесь Казахстан не одинок, это мировая проблема, и у компании есть глобальный подход к ее решению. На мой взгляд, здесь сделаны важные шаги.

Компания достаточно давно отказалась от рекламы, обращенной к детям до 12 лет. Мы выполняем рекомендацию Всемирной организации здравоохранения, где сказано, что человек должен потреблять только 10% от дневного количества калорий в сладкой продукции. Любой наш батончик содержит не более 250 ккал – это десятая часть дневной нормы.

Я сам отец, у меня двое сыновей, и, конечно, мы едим шоколад дома. Однако мы следим за тем, чтобы дети ели шоколад в разумных количествах, в которых он приносит удовольствие и пользу.

Компания Mars была основана в 1911 году и пришла на зачаточный рынок Казахстана, будучи одним из столпов международного предпринимательства. Однако у каждой страны свои особенности. Чему казахстанское подразделение научилось у местных бизнесменов?

– Здесь мы работаем вместе с торговыми сетями, учимся вместе с ними, потому что они хорошо знают покупателей. Канал современной торговли – сети супермаркетов – развиваются очень быстро. Мы видим это и поддерживаем наших партнеров через совместное управление категориями. Мы уже более 25 лет изучаем предпочтения местных покупателей и помогаем нашим партнерам максимально удовлетворить их потребности, что в результате дает рост бизнеса.

Кроме того, в Казахстане огромное влияние имеет традиционная розница. Если в западных странах практически все продается через сети супермаркетов, то в Казахстане люди часто ходят в магазины у дома. Мы стараемся обеспечить каждый магазин любимыми продуктами наших покупателей.

Также на всю кондитерскую продукцию получен сертификат халяль, что важно для казахстанцев.

Традиционный вопрос о творческих планах. Что прилетит к нам с «планеты Mars» в 2018 году?

– Мы готовим несколько приятных сюрпризов как со стороны рекламы, так и со стороны новых видов продукции. Уже появился M&Ms с воздушным рисом – очень популярный в западных странах. Надеемся, что он понравится и вам!

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
ЧТО НЕ ТАК С СУДОМ НАД БИШИМБАЕВЫМ Смотреть на Youtube