«Сделано в ЕАЭС» vs. «Сделано в Казахстане»: плюсы и минусы

На товарах, производимых в странах Евразийского экономического союза, появится надпись: «Сделано в ЕАЭС». Нововведение может вступить в силу уже в 2017

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) приступила к определению критериев «евразийского товара». Об этом в понедельник, 5 сентября, «Российской газете» рассказал новый директор департамента промышленной политики ЕЭК Николай Кушнарев. По его словам, переход от позиции «сделано в России», «сделано в Казахстане» или любой другой стране ЕАЭС к позиции «сделано в Евразийском экономическом союзе» - важный этап интеграционного сотрудничества. Новая маркировка может стартовать уже в 2017.

Сейчас идет разработка механизма «подсчета» технологических операций при выполнении совместно произведенной продукции, пишет РГ. В результате предприятия смогут получать преференции при государственных закупках и продвижении товаров на рынки третьих стран. А это два эффективных инструмента господдержки, сильнейший стимул к кооперации для сотен предприятий стран союза, подчеркивается в публикации.

Жарас Ахметов.
Жарас Ахметов.

Нововведение кажется неоднозначным, и у экспертов Forbes.kz свое мнение на этот счет.

Так, директор ТОО «OilGasProject» Жарас Ахметов считает, что при выходе казахстанских товаров на рынки других стран новая маркировка облегчит прохождение таможенных и других пограничных процедур.

- У наших товаров при экспорте регулярно возникают проблемы с маркировкой, сертификацией и т.д., - говорит г-н Ахметов. – Поэтому, если надпись «Сделано в ЕАЭС» облегчит прохождение границ, почему бы не воспользоваться этим. Конечно, ЕАЭС породил очень много проблем для Казахстана. В том числе сказалась на нашей стране и, мягко говоря, неразумная внешняя политика, которая проводится руководством России. Но это не означает, что мы в данном вопросе должны смотреть волком на Россию. Ведь эта страна – крупнейший потенциальный рынок для наших товаров. И если новая маркировка принесет выгоду в продвижении наших товаров, почему бы не воспользоваться этим.

Директор консалтинговой компании Almagest Айдархан Кусаинов полагает, что новая маркировка будет выгодна казахстанским производителям.

Айдархан Кусаинов.
Айдархан Кусаинов.

- Для многих наших производителей рынок России – целевой, но входить туда зачастую сложно, - рассуждает г-н Кусаинов. - Ведь не секрет, что потребитель в России с большим доверием относится либо к своей, либо к западной продукции, и с меньшим доверием – к казахстанской. С этой точки зрения нашим товарам на рынке РФ будет проще «мимикрировать», спрятаться за формулировкой «Сделано в ЕАЭС». К тому же новая маркировка может снять дополнительные требования, которые предъявляет российская сторона к казахстанским товарам.

F: Не может ли возникнуть обратный процесс, когда российские товары будут «мимикрировать» под казахстанские?

- Полагаю, это не столь опасно. Ведь в отношениях в рамках ЕАЭС сложилась ситуация, когда рынок Казахстана практически полностью открылся для российских товаров. А вот Россия часто бывает закрытой для наших товаров, доступ нашей продукции на рынок РФ достаточно осложнен. Казахстан – унитарное государство, и мы пускаем везде и всех. Россия – федеративное государство. Там федеральный центр что-то подписывает и разрешает, а местное законодательство прорабатывает все индивидуально и может ставить ограничения на своем уровне. Словом, в открытом Казахстане, где не было протекции отечественных товаров, влияния российского производства не почувствуют.

F: Не ударит ли новая маркировка по национальным и патриотическим чувствам казахстанцев?

- Есть национальные чувства. А есть бизнес. Уверен, никто не запрещает сохранять маркировку «Сделано в Казахстане», когда наш товар пойдет в дальнее зарубежье. И, в принципе, надпись «Сделано в Казахстане» в качестве дополнительной, думаю, не будет возбраняться.

Шалкар Нуртлеуов.
Шалкар Нуртлеуов.

Председатель совета директоров компании Asia Waters – производителя воды Turan - Шалкар Нуртлеуов считает, что нововведение с маркировкой должно внедряться на добровольных началах.

- Президент Казахстана, правительство страны активно поддерживают продукты, произведенные в Казахстане. Этому посвящена большая государственная кампания. На продвижение наших товаров за рубежом работают такие компании, как KazNexInvest и KazExpoGarant, - говорит г-н Нуртлеуов. - Что говорить, фактически каждый посол Казахстана за рубежом является бренд-амбассадором нашей страны и продукции, произведенной в Казахстане. На продвижение наших товаров тратятся огромные государственные деньги.

Немалые усилия прикладывают и бизнесмены для популяризации маркировки «Сделано в Казахстане». У многих потребителей за рубежом казахстанская продукция воспринимается как экологически чистая, натуральная, где по умолчанию нет ГМО, «химии» и т.д. Недавно мы были в Китае, и китайцы с восхищением отзывались о нашей воде как о чистой природной продукции. Есть многие казахстанские товары, которые покупаются за рубежом только потому, что сделаны в Казахстане. Для многих производителей важно подчеркнуть аутентичность, принадлежность товаров к Казахстану. Поэтому, если внедрение маркировки «Сделано в ЕАЭС» будет обязательным, на уровне техрегламентов, все наши усилия могут быть сведены на нет.

По словам Шалкара Нуртлеуова, обязательное внедрение маркировки «Сделано в ЕАЭС» может привести к потере национальной аутентичности казахстанских товаров и даже в чем-то независимости страны.

А вот если нововведение будет добровольным, это будет плюсом для тех казахстанских производителей, которые сфокусированы на рынок России, Белоруссии и других стран экономического союза.

- Для тех производителей, которые полностью ориентированы на рыки ЕАЭС, нововведение, возможно станет хорошим подспорьем, если даст преференции в вопросе административно-правового регулирования, сертификации, лицензирования, что снимет часть барьеров, - считает глава Asia Waters.

Он приводит в пример страны Евросоюза. Многим производителям Германии, Франции, Швейцарии важно подчеркнуть, что товар сделан в их странах. Потому, например, на упаковке знаменитого швейцарского шоколада будет маркировка Made in Switzerland. А вот производили стран Восточной Европы – Словении, Польши, Венгрии и т.д. – предпочитают «возвысит» свою продукцию, указывая на ней: Made in EU.

- Поэтому я за то, чтобы и в рамках ЕАЭС у производителей был выбор, что указывать на упаковке, - подчеркивает Шалкар Нуртлеуов.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
7609 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
25 мая родились
Данияр Акишев
помощник первого президента Казахстана
Хроники бизнесменов. Владимир Ким

На чём зарабатывает своё состояние №1 списка 50 богатейших бизнесменов Казахстана по версии Forbes Kazakhstan

Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить