Как лотерея в Казахстане стала инновационным и прозрачным бизнесом

7750

О том, какие технологии вывели единого казахстанского оператора лотереи «Сәтті Жұлдыз» на мировые стандарты лотерейной индустрии, требующие гарантии честности и безопасности, рассказал президент компании Александр Тен

Как ранее сообщал Forbes.kz, единый оператор лотереи в Казахстане компания «Сәтті Жұлдыз» получила статус постоянного члена Европейской лотерейной ассоциации и в течение следующего года планирует войти во Всемирную лотерейную ассоциацию. Участие в таких международных профессиональных союзах требует от претендента соответствия жёстким стандартам индустрии, главные из которых — соблюдение прав участников, случайность определения победителей, своевременная выплата выигрышей и конфиденциальность личных данных. О том, какие технологии позволили гарантировать эти требования, рассказал глава компании Александр Тен.

Александр, расскажите, пожалуйста, какие IT-решения используются в компании, что делает лотерею честной и прозрачной.

- Современная лотерейная компания — это завод, в котором применяются IT и всё, что с этим связано, в самом высоком понимании. Мы используем центральную лотерейную систему AEGIS нашего американского партнёра Scientific Games International Inc, в которую было инвестировано десятки миллионов долларов. Что из себя представляет эта система? Например, во время розыгрыша Loto 6/49 лототрон выдаёт комбинацию, при этом он никоим образом не связан с центральной системой, что является основным условием. Как только выпавшая комбинация заносится в систему, мы сразу видим, сколько и какие призы выиграли участники лото. Более того, мы точно знаем, где и когда был реализован выигрышный билет. Это обычный международный стандарт. У нас же в стране это нововведение, это реально большой шаг вперед. Раньше даже у крупных лотерейных компаний системы не было, реализаторы лотерейных билетов записывали данные в тетради чуть ли не на коленях.

Система AEGIS на сегодняшний день является наиболее устойчивой, перспективной и инновационной системой во всём мире. Система представляет собой два основных автономно работающих друг от друга data-центра, куда и стекается вся информация от ультрасовременных терминальных оборудований, в которые мы интегрировали ещё и фискальный модуль. Таким образом, наша система не только место фиксирования, хранения и валидирования лотерейных билетов, но ещё и кассовые аппараты. Получается, каждая транзакция автоматически отправляется оператору фискальных данных. К слову, вне зависимости от расстояний транзакция должна занимать до 3 секунд. В среднем у нас сейчас получается менее 2 секунд, это притом, что data-центры находятся друг от друга в тысяче километров.

Какие IT-коммуникации вы используете для столь быстрой обработки данных?

- Связь нам обеспечивает наш партнёр «Казахтелеком». Мы живём в огромной стране, и огромные расстояния не должны доставлять неудобства — обслуживание клиента в Алматы не должно ни по времени, ни по качеству отличаться от обслуживания клиента в Актау. Кроме хорошо настроенной системы должен быть ещё и хороший канал связи, к которому по международным стандартам очень повышенные требования, в том числе и по криптографической защите между двумя data-центрами. Дело в том, что по стандартам международных лотерейных ассоциаций data-центры должны находиться в разных местах, на случай катастрофы, например. Наши центры находятся в Алматы и Павлодаре, расстояние между ними более тысячи километров. Наши американские партнёры не могли поверить в скорость передачи данных на таком расстоянии, пока сами не убедились, приехав в Казахстан. «Казахтелеком» обеспечил нам высокие стандарты связи.

В результате применяемые нами технологии и коммуникации имеют три важных аспекта. Во-первых, высокую степень надёжности — это доверие. Во-вторых, устойчивое качество — система не виснет, а это значит, никаких шансов для манипуляций результатами. И, в-третьих, — прозрачность для государства. Существующий центр лотерейной отчётности в онлайн-режиме, который мы предоставили для нашего регулятора — Министерства культуры и спорта, даёт ему возможность понимать в каждый определённый момент, что происходит: сколько и когда мы должны перечислить денег на развитие спорта.

По закону на развитие спорта вы должны отчислять 10% от валового дохода, но вы отчисляете 15% Почему?

- Это мы приняли такое решение. Наши партнёры сказали, что 15% - это нормальный процент. Конечно, этот момент при выборе нашей компании в качестве единого оператора был положительным, но не основным. Для нас участие в развитии спорта принципиально важно, потому что в мировых практиках лотерейные компании - одни из самых крупных благотворителей в этом направлении. Пока мы не рассчитаемся с нашими финансовыми партнёрами, благотворительностью заниматься мы не можем, но вот этот вменённый платёж в спорт для нас полезен и приятен. И мы считаем, что для участников лотереи также очень важно, что даже если они не выигрывают, они всё равно не проиграли, так как внесли лепту в развитие спорта. Кстати, на сегодняшний день мы перечислили уже 50 млн тенге в Национальный олимпийский комитет РК.

Поговорим о прозрачности системы. Кому ещё предоставляется информация, кроме регулирующего органа и самих покупателей?

- Нашим распространителям, которые видят, сколько они продают и сколько на этом зарабатывают в виде агентской комиссии. Более того, мы их мотивируем на выигрыши в том числе. Тот, кто продал билет с крупным выигрышем, получает с него свой процент.

Кроме вашей инновационной системы дополнительно ещё как-то обеспечивается прозрачность?

- Во-первых, это онлайн-трансляции тиражей лото. Плюс к этому известные люди в качестве ведущих и комиссия, которые не допустят никаких манипуляций, и самое главное, информация тут же появляется на сайте, и с ней покупатель может сразу же ознакомиться. Если раньше для определения победителей требовалось несколько дней, наша система, повторюсь, настолько инновационная, что позволяет увидеть данные сразу. Моментальный результат не оставляет времени для махинаций.

Участников можно обмануть один раз. На второй раз они заподозрят что-то неладное. На третий продажи просто упадут. Мы, кстати, замечаем — как только у нас появляется победитель, на следующий день происходит органический рост продаж. Дело в том, что у лотерейной компании, как и у банка, нет ничего, кроме собственного имиджа. Для нас прозрачность и честность — это всё, что у нас есть и что мы ценим.

Кроме того, мы сами как можно быстрее хотим раздать призовой фонд. Мы никак не управляем им, он находится на специальном счёте. Единственный доход, который мы сможем получить с этих призовых денег, косвенный — победитель на радостях приобретёт ещё один билет. 

Почему для вас важно членство в международной лотерейной ассоциации?

- Членство в международной лотерейной ассоциации подтверждает не только то, что мы признаны как лотерейная компания, а то, что мы признаны безопасными для участников лотереи. По большому счёту эта ассоциация сделана не для нас, лотерейных профессионалов, а для участников лотереи. У международных ассоциаций жёсткие требования по стандартам безопасности — IT, WEB, очень много аспектов, которые затратны, но очень важны.

Но самый главный принцип во всех лотерейных ассоциациях — это Responsible Gaming, «ответственное отношение к игре». Этот принцип пропагандирует отказ от игорной зависимости. Со стороны кажется, что мы как пчёлы против мёда. Но на самом деле для нас это очень важно. У нас нет задачи, чтобы человек потратил как можно больше денег на билеты.

Расскажите, пожалуйста, о планах. Чего нам ожидать от «Сәтті Жұлдыз»?

- Мы кое-что готовим, но это пока секрет. Могу сказать точно, продукт понравится пользователям. Также добавлю, что в текущем году мы подходим к объёму продаж порядка 3 млрд тенге. Для сравнения, это средний объём продаж в год всех 70 лотерейных компаний, которые работали до нас. При этом лотереи мы запустили в марте этого года. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить