Как крепкие напитки путешествуют по миру

Перед перевозчиками напитков всегда стоит особая задача - правильно довезти товар в дома, магазины и рестораны по всему миру. Для этого нужно обладать всеми необходимыми знаниями и технологиями по перевозке специальных грузов

Иллюстрация: © Depositphotos.com/Nevada31

И здесь можно отследить общие тренды. В прошлом году самыми популярными направлениями экспорта стали Италия, Франция, Испания (что не удивительно, так как эти страны регулярно входят в топ-3 мировых экспортёров вина), Великобритания и Германия, откуда алкоголь перевозили в страны СНГ, Балтии, Скандинавии и страны Юго-Восточной Азии. Это относится и к комплектным грузам, и к сборным партиям от одной палеты. Наиболее частыми маршрутами за 2017 стали транспортировки из Италии в РФ и из Эстонии в Норвегию.

О Китае хотелось бы сказать отдельно: несмотря на то, что их рынок достаточно консервативен в вопросах потребления алкоголя, объём импорта растёт на 10% каждый год, по данным открытых источников. Например, в прошлом году в Ланьчжоу шло французское вино. Груз сначала был доставлен авторефрижераторами из нескольких французских городов до немецкого Дуйсбурга, а затем перегружен в 45-футовый контейнер и доставлен ускоренным поездом в Китай. По словам экспертов, за январь-август 2017 Китай импортировал на 16% больше вина, чем в аналогичном периоде 2016, и эти показатели продолжают расти. В первую очередь они импортируют тихие бутилированные вина (567 млн литров в 2016) и пиво (598,5 млн литров в 2016). Меньше импортируют вино наливом (которое бутилируют уже на местных предприятиях) и игристые вина. Крепкие спиртные напитки потребляются гораздо реже. Тем временем в Казахстане отмечается тенденция к снижению потребления крепких алкогольных напитков - на текущий момент это 5 литров на душу населения в пересчёте на чистый алкоголь. В 2017 объём рынка водки составил 6,5 млн декалитров, эксперты отмечают падение рынка на 35% за последние 10 лет. Для сравнения: рынок РФ составляет 70 млн декалитров.

По данным 2016, общий объём импорта крепких напитков в Казахстан оценивается в $63,8 млн, из них: 18% (в долларовом выражении) из РФ, 16% из Великобритании, 12% из Украины, 9,2% из Ирландии и 9% из Китая. Наряду со снижением потребления крепких алкогольных напитков растёт потребление вин. Объём рынка за 2016 составил $28 млн, из них: 30% из Грузии, 18% из Италии, 14% из Франции, 13% из Молдовы, 7,7% из Испании. Стабильным остается употребление пива – 28 литров в расчёте на одного потребителя. Этот продукт производится в Казахстане.

Что касается экспорта ликёроводочной продукции, то рынок РФ – казалось бы, наиболее привлекательный и ёмкий – закрыт для Казахстана рядом заградительных мер: например, необходимостью внесения обеспечительного платежа при транзите алкогольных напитков из Казахстана до места доставки. Справедливости ради следует отметить, что в Казахстане также действует требование о внесении обеспечительного платежа на всю импортируемую продукцию (для РФ введено с 2015).

Такой особый груз, как алкогольная продукция, может быть подвержен неблагоприятному воздействию различных внешних факторов, в связи с чем для его транспортировки обязательно применяется специализированный транспорт и дополнительные технические меры. К примеру, по Европе алкоголь перевозится тарным способом на палетах: внутри ящика бутылки закрепляются в специальных ячейках, иногда дополнительно оснащённых прокладочным или утеплительным материалом. Далее груз крепится ремнями или штангами. Для обеспечения сохранности используется транспорт с цельнометаллическим кузовом. Он оснащён системой навигации и слежения, а остановки осуществляются только на охраняемых стоянках.

Что касается виноматериала, то его можно перевозить также наливом в пищевых цистернах, танк-контейнерах или флекситанках. Единственной мерой предосторожности в данном случае будет стерильность тары. Во время перевозки не должно быть сильной тряски, так что необходимо проверять состояние транспортного средства, которое будет перевозить вино.

В любых правилах есть исключения: особым случаем является, например, перевозка легендарного линье-аквавита, когда сам её процесс считается ключевым в формировании вкуса напитка. Это национальный скандинавский напиток: сначала его перевозят в южное полушарие по морю в бочках, а затем обратно - и в процессе постоянного движения напиток лучше впитывает аромат дерева.

Крепкие напитки обычно перевозят бутилированными в стеклянной таре, иногда наливом в цистернах. Транспорт при этом обязательно должен быть сертифицирован на перевозку опасных грузов (ADR), что связано с опасностью разлива и возгорания при перевозке таких объёмов. Перевозить крепкие напитки можно автомобильным транспортом, морем в танк-контейнерах или железнодорожными цистернами.

В стеклянные или пластиковые бутылки разливают пиво, иногда это жестяные банки. Далее всё упаковывается в картонные коробки или ставится на картонные поддоны и затягивается специальной термоусадочной плёнкой. Груз размещают на палетах или навалом в ящиках для перевозки в машинах или в контейнерах. Цистерны для перевозки пива наливом обязательно должны относиться к классу пищевых, иметь сертификат мойки (её индивидуально промывают и очищают перед загрузкой специальными процедурами) и соответствующие спецификации заводов перепускные клапаны, позволяющие заливать/сливать продукцию под давлением.

Единственное, что никогда не перевозится в цистернах, - игристые вина, которые доставляются с завода уже разлитыми по бутылкам.

Важный момент - это температурный режим, который должен соблюдаться на протяжении всего процесса перевозки, особенно для алкогольных напитков с крепостью до 40%. Например, вина - особенно игристые - не любят перегрева, а также могут замерзнуть и/или взорваться, если температура будет ниже нуля или значительно выше 20. Также это касается дорогих дистиллятов - слишком низкая или высокая температура может привести к выпадению осадка или потере вкусо-ароматических свойств. Для такого алкоголя мы используем рефрижераторы, обеспечивающие оптимальную температуру: нужный режим составляет от +10°С до +15°С.

Напитки с крепостью выше 40% не так чувствительны к изменениям температуры из-за высокого содержания спирта: они не замерзают при температуре окружающей среды и могут перевозиться без использования термоустановок. Мы не говорим о таких случаях, когда водку отвозят на арктическую станцию - естественно, она замёрзнет. Для большинства же широт поддержание специальной температуры для высокоградусных напитков не требуется. Исключениями могут стать дорогие дистилляты с высоким содержанием натуральных ароматических и красящих веществ, которые при переохлаждении могут выпасть в осадок и таким образом испортить вкус и внешний вид напитка. Почти все алкогольные напитки, которые содержат ароматические молекулы, красящие вещества (такие как бренди или ликёры), как натуральные, так и синтетические, не любят прямого солнечного света, так как ультрафиолет ухудшает как вкусовые, так и визуальные характеристики напитка. Вино вообще очень чувствительно к свету, поэтому должна быть обеспечена полная затенённость груза.

Следующий важный момент - сопровождение груза необходимыми документами и маркировкой. Транспорт должен быть оклеен специальными акцизными марками для того, чтобы спокойно и без задержек пересечь границу. Акцизная марка, нанесённая на алкогольный напиток, является гарантом того, что напиток произведен и реализуется легально. В Казахстане, например, для защиты от подделок каждые два года меняется учётно-контрольная марка. Кроме этого важно приложить к комплекту документов так называемые марочные документы, которые подтверждают законность получения акцизных марок тем или иным импортёром, а также перечень выданных акцизных марок с указанием конкретных номеров. Каждая акцизная марка имеет уникальные серию и номер, а также штрих-код, в котором зашифрована информация об алкогольном напитке, на который она нанесена.

На товар должны быть нанесены стикеры/этикетки с информацией на языке страны-импортёра, чтобы потребитель мог прочесть информацию об изготовителе алкогольного напитка и о его свойствах, а также об организации, осуществившей импорт и несущей ответственность за качество.

Так как алкогольный напиток - это в первую очередь пищевой продукт, он обязан соответствовать требованиям законодательства о безопасности пищевой продукции и быть сертифицированным в установленном порядке. С грузом обязательно передаётся декларация о соответствии требованиям ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части её маркировки», ТР ТС 029/2012 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств», подтверждая, что товар сертифицирован.

Екатерина Мочалкина, руководитель проекта Drinks and Tobacco Logistics группы компаний AsstrA-Associated Traffic AG

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
2990 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Загрузка...
18 октября родились
Есжан Биртанов
заместитель председателя Национального банка Республики Казахстан, председатель совета директоров KASE
Елжан Биртанов
министр здравоохранения РК
Эдуард Огай
председатель совета директоров ТОО «Казахмыс холдинг»
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить