Как коронакризис отразился на деятельности букмекерских компаний
Чем деятельность букмекерских компаний отличается от казино? Сократилось ли количество клиентов в коронакризис и какая спортивная индустрия набрала аудиторию за этот период? Насколько точно предсказали казахстанские игроки итоги президентских выборов в 2019 году и чем они отличаются от игроков из других стран? Об этом и многом другом говорит CVO букмекерской компании 1XBET Казахстан Максат Курманов
Максат, расскажите о вашей компании.
- Бренд 1XBET представлен на рынке более 10 лет. Последние 5 лет бренд активно развивается по всему миру и представлен более чем в 50 странах. В Казахстане мы работаем с конца 2016, активно развиваемся и укрепляем свои позиции в отрасли. Наши клубы для клиентов присутствовали в каждом крупном городе Казахстана, но из-за карантинных мер с начала этого года приостановили свою работу. В среднем до карантина в наших клубах и на сайте компании мы принимали порядка 600 000 ставок ежедневно.
Насколько сегодня легальна деятельность беттинговых компаний в СНГ и Казахстане?
- Сегодня в СНГ есть только 3 страны, в которых деятельность под запретом – это Украина, Узбекистан и Кыргызстан. В Узбекистане и Украине со следующего года планируют легализацию букмекерских контор (БК), также мы ожидаем, что в ближайшем будущем подобное произойдет и в Кыргызстане. Касательно нашей компании – естественно, у нас имеется лицензия БК с 2016 года, выданная Министерством культуры и спорта РК.
Как относитесь к переносу БК в игорные зоны в Капшагай и Боровое?
- Перенос касс в игорные зоны несет в себе глобальные изменения на рынке. Во многих странах четко понимают отличие БК от казино, так как у нас, у букмекеров, основная составляющая – это интеллектуальное пари, то есть это не просто ставка на красное или черное в рулетке. Чтобы сделать ставку в БК, нужно как минимум обладать спортивным интересом и знаниями, поэтому во всем мире беттинг приравнивают к компаниям, благодаря которым развивается спорт. У нас же наоборот – деятельность БК решили ужесточить и вывести в резервации, поэтому отношусь к этому с непониманием. Мы не раз пробовали донести до разработчиков закона, что эти губительные нормы отрицательно сказываются на нашей деятельности, но пока особых результатов нет.
Можно ли в 1XBET делать ставки не только на спорт, но и на иные событийные вещи?
- После принятия в июле 2020 поправок в закон, к сожалению, нам запрещено принимать не спортивные ставки, но мы слышим, как это становится достаточно популярным в мире. Раньше это было доступно и спросом, например, пользовались ставки на такие события, как: кто следующим умрет в сериале «Игра престолов»? Состоится ли возвращение Макгрегора в UFC? Кстати, на выборах президента Казахстана в 2019 тоже были ставки, и в процентном соотношении итоговый результат у нас полностью совпал с результатами голосования.
2020 год ознаменован коронакризисом. Как этот период проходит ваша компания, сказалась ли пандемия на количестве клиентов?
- На наш рынок в первую очередь оказало влияние отсутствие грандов спорта, на карантин ушли все крупные лиги по футболу, которые являются самым популярным видом спорта в беттинге, да и в целом остановился весь спорт.
В этот период мы активно сфокусировались на киберспорте, ведь для игры не нужно собираться на стадионе со зрителями, в сфере всегда были развиты только онлайн-турниры. И киберспорту было легко перестроиться на полный онлайн.
Безусловно, большая часть наших клиентов перестали посещать наш сайт и приложения, обороты стремились к нулю, не все вовлеченные в спорт перешли на киберспортивные ставки, нас буквально спасала белорусская футбольная лига, которая не прекращала играть несмотря ни на что, и часть клиентов начала интересоваться новыми рынками. Нельзя сказать, что мы потеряли клиентов навсегда - с возращением футбольных лиг по всему миру клиенты активно возвращаются и к нам.
Действительно ли популярность киберспорта так стремительно растет?
- Аудитория в киберспорте постепенно становится старше и платежеспособнее. Это молодой вид спорта, потенциал которого будет еще раскрываться со временем.
Карантин обратил внимание всего рынка на киберспорт. Мы видим активный рост в этом сегменте, но еще не верим, что он сможет выйти даже в топ-3 по уровню оборотов, и поэтому инвестируем в этот сегмент очень осторожно и точечно. Мы поддерживаем мировых грандов - команду NAVI на международной сцене. В Казахстане поддерживаем киберспортивную организацию «К23».
Мы также рискнули и устроили в карантин свой собственный турнир по FIFA с казахстанскими инфлюенсерами. Все было организованно онлайн, при поддержке нашего партнера мы транслировали турнир в том числе и на телеканале «Сетанта Казахстан». Результаты нас порадовали, и, думаю, в будущем мы организуем еще несколько турниров по различным киберспортивным дисциплинам.
Компании в самых разных отраслях по всему миру отмечают все больший переход в «цифру», онлайн. Вы также видите за этим будущее?
- Сфера БК тесно связана с онлайном, ведь наш главный продукт – это сайт. Львиная доля ставок совершается через него. И мы понимаем значимость digital-направления в маркетинге и развитии бизнеса. Каждую неделю мы анализируем данные по ставкам и на этой основе формируем уникальные предложения для пользователей, например предлагаем ставку без проигрыша на ключевые матчи. Активно размещаемся в самых разных цифровых каналах.
Карантин дополнительно внес коррективы в наш рынок, и владельцы наружной рекламы стали активно предлагать свои площади, так как многие компании ушли с офлайн-размещения, и мы, можно сказать, воспользовались ситуацией и вышли на этот охватный канал сразу после смягчения карантинных мер, вследствие чего увеличили присутствие бренда на улицах. Но вместе с этим и конкуренция на digital-площадках возросла, что говорит о активном развитии этого сегмента, и, безусловно, будущее за ним.
С какими спортивными организациями, клубами, спортсменами сотрудничаете?
- Бренд 1XBET активно поддерживает и развивает спорт в СНГ, Африке и странах Европы. Бренд является глобальным партнером футбольного клуба «Барселона», партнером мировых спортивных лиг и кубков. В Казахстане наша компания является генеральным партнером алматинского ФК «Кайрат».
Помимо футбольных клубов мы поддерживаем и различные отдельные мероприятия на нашей спортивной сцене. Мы были партнерами в организации прощального матча Самата Смакова - самого титулованного футболиста Казахстана. Это значимое событие для отечественного футбола, и мы рады были принять в нем участие. Также мы неоднократно поддерживали турниры нашей сборной на «Барыс Арене».
В сфере благотворительности мы оказываем помощь в различных сферах, и в период пандемии, и индивидуально помогаем спортсменам в их начинаниях, но предпочитаем не афишировать это.
Отличаются ли казахстанские игроки от своих «коллег» из других стран?
- Да, конечно. У нашего игрока есть свой индивидуальный стиль поведения. У нас очень мало настоящих фанатов, но очень много граждан, которые ставят на фаворитов, более ярко выражено желание «победить», ну и когда патриотизм совмещается с фаворитом, то мы видим огромный рост, например, на бои Геннадия Головкина. Все верят в победу именно нашего бойца, и вся страна поднимается рано утром для просмотра боя. Есть разница не только в странах, но и в городах Казахстана имеются отличия, например, в Нур-Султане сильно развита культура болеть за ХК «Барыс», в Алматы же только недавно основали ХК «Алматы» и хоккейная культура только развивается.
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook