Как компания Татишева делает Казахстан мясной империей

31476

Америка шла к успеху в аграрном секторе более 100 лет. Но Казахстану сегодня не нужно тратить столько же времени. Перенимая опыт и избегая ошибок, реально получить аналогичный результат за 10–20 лет. Об этом журналисту Forbes.kz рассказал Ернур Айдаркин, исполнительный директор аграрного дивизиона Kusto, представляя планы компании в части выстраивания экосистемы и реализации протеиновой стратегии

Еркин Татишев.
ФОТО: Андрей Лунин
Еркин Татишев

Экосистема Kusto

Уровни развития американской и казахстанской аграрных отраслей сегодня несопоставимы. Так, США производят 42 млн тонн мяса в год, мы – 1 млн. Средняя урожайность зерновых 8 тонн с гектара в США, а у нас - 1,5 тонны.

Однако международные эксперты говорят, что Казахстан входит в список стран, которые могут повторить американский успех, и призывают на нынешнюю картину смотреть не пессимистично, а оценивать её с точки зрения потенциальных возможностей. Брать лучшее, учиться и двигаться дальше.

Именно видя потенциал агрорынка Казахстана, Kusto Group и пришла к идее создания экосистемы, которая станет базой для реализации протеиновой стратегии, о которой ранее рассказывал председатель совета директоров компании Еркин Татишев.

Kusto Group объединяет компании, работающие на трёх континентах в пяти отраслях. Опыт в аграрном секторе группа начала приобретать восемь лет назад на Украине, и сейчас полученные там компетенции планирует в максимально возможном объёме использовать в Казахстане.

Ернур Айдаркин
ФОТО: архив пресс-службы
Ернур Айдаркин

Агродивизион группы Kusto представлен четырьмя основными направлениями: мясное, кормопроизводство, выращивание семян и производство оборудования для орошения.

- Почему мы заинтересованы в создании экосистемы, почему не хотим заниматься только отдельными сегментами? – повторил вопрос Ернур Айдаркин и ответил так: - Можно провести аналогию со здоровьем человека – оно идеально, когда всё работает в комплексе: сон, правильное питание, физическая нагрузка, ментальное состояние. Так же и в аграрном бизнесе, результат даст только чётко работающая система – от производства качественных кормов, за счёт использования лучших семян и использования орошения до реализации готовой продукции.

Мясной дивизион

Ядро «мясного дивизиона» Kusto в Казахстане уже создано – его представляет вертикально интегрированная компания KazBeef, расположенная в Акмолинской области. Она была создана по американскому проекту и на сегодня включает племенной репродуктор на 5 тыс. голов маточного поголовья крупного рогатого скота «мраморных» пород - ангус и герефорд. Работают две откормочные площадки общей мощностью 15 тыс. голов единовременного содержания. В Щучинске действует мясокомбинат с полным циклом от убоя до упаковки. В 2018 KazBeef произвела более 1 тыс. тонн мяса, которое целиком ушло в торговую сеть «Метро». По итогам нынешнего года ожидается выход на 1,5 тыс. тонн. Достичь проектного объёма производства в 8 тыс. тонн планируется в ближайшие два-три года.

Однако и эти объёмы очень малы, учитывая потенциал Казахстана, а также возможности сбыта в Китай. Рынок соседа имеет практически неограниченную ёмкость.

- Согласно программе развития мясного животноводства Казахстана, предполагается увеличить производство мяса в два раза в ближайшие годы, - сказал Ернур Айдаркин. - С учётом того что Казахстан сейчас полностью обеспечивает внутреннее потребление, весь добавленный объём будет экспортирован, и мясной дивизион Kusto планирует быть существенным участником поставок за рубеж. Спрос однозначно есть - например, к нам недавно приезжал один из крупнейших дилеров Китая по говядине. Через него в год проходит более 500 тыс. тонн мяса. Это больше, чем весь годовой объём производства в Казахстане! Он посмотрел наше предприятие, попробовал наше мясо и сказал: готов забирать всё, что мы предложим. Условие – стабильные поставки. Конечно, важно и диверсифицировать сбыт. Ведь если настроить всю систему только с прицелом на тот же Китай, любые проблемы с выходом на его рынок обернутся огромными потерями для отрасли. Поэтому мы строим свои планы так, чтобы часть своего объёма продавать внутри Казахстана, а оставшуюся часть экспортировать. Это гарантирует нам стабильность. Также нам важно обеспечить казахстанцев качественным, полезным мясом.

База рентабельности

Экосистема Kusto Group будет включать и кормопроизводство: выращивание кукурузы на зерно и силос, ячменя и других культур. Собственная кормовая база – залог рентабельности.

- Около 80% прямых расходов по зерновому откорму КРС составляют корма, - отметил Ернур Айдаркин. – Поэтому только собственное производство позволит гарантировать качество, избежать проблем с волатильностью цен и логистикой. Мы планируем, что корма будем готовить не только для себя и своей экосистемы, но и обеспечивать ими наших партнёров-фермеров, а также сторонние небольшие откормочные площадки поменьше, которым будет финансово тяжело инвестировать в собственное кормовое направление.

Для того чтобы построить правильную и современную кормовую базу, Kusto привлекла в Казахстан десяток лучших специалистов из агропроекта группы на Украине, где урожайность кукурузы достигла 13,2 тонны с гектара, что на 40-50% превышает средние показатели по Украине.

Также критически важным является использование высокопродуктивных семян и правильное орошение почвы. В соответствии с американской моделью развития экосистемы было создано совместное предприятие KazSeeds с американской компаний BASS по производству семян кукурузы, сои, люцерны и пр. без ГМО.

А также в этом году был подписан меморандум с компанией Valmont, мировым лидером по производству систем орошения, о совместных планах по производству в Казахстане.

Доля прибыли

Хоть на первый взгляд планы и выглядят амбициозными, в Kusto Group уверены, что они реальны. Ведь все входные условия имеются: земля для кормопроизводства в стране есть, пастбищ сегодня задействовано только 30% площадей Казахстана. Рабочие руки тоже в наличии - 40% населения проживает в сельской местности. Для работы системы необходимо вовлечь во взаимодействие фермеров.

- В первую очередь должен зарабатывать фермер, - поделился уверенностью Ернур Айдаркин. - Только тогда вся эта отрасль закрутится. И сельчан достаточно, чтобы занять эту нишу. Наша цель - помочь им перейти от работы в рамках ЛПХ к созданию небольших товарных репродукторов. Как только фермер поймет, что у него есть стабильный, качественный, высокий спрос, он начнёт относиться к выращиванию скота как к своему бизнесу, а не как к подсобному хозяйству. Он начнёт считать, думать, искать возможности повысить продуктивность.

А повысить её Kusto Group предлагает также по обкатанной в США схеме. Она простая: имея маточное поголовье на 20–30 голов, фермер бесплатно ежегодно берёт в аренду на какой-то период породистого быка. Это дешевле, чем содержать собственного. Получив приплод, он выращивает молодняк до года. Затем тёлок оставляет себе – на увеличение поголовья, а бычков передаёт на доращивание (backgrounding), где бычки набирают до 300-400 кг. После этого бэкграундер сдаёт бычков на откормплощадку для зернового откорма. Таким образом, фермер встраивается в экосистему, уже включающую племенной репродуктор, откромплощадку, компанию по производству кормов и мясокомбинат. Суть в том, чтобы каждый занимался своим сегментом и вместе они составляли очень устойчивую систему.

Фермеру выгодно заниматься именно товарной фермой и доращиванием, поскольку он может начать работать практически без инвестиций. По сути, ему не нужно ничего, кроме пастбищ и скота – животноводство отгонное, так что даже в капитальном помещении нужды нет. Тогда как откормплощадка - это капиталоёмкий бизнес, который требует инвестиций до $300 на каждую голову. То есть для откромплощадки на 10 тыс. голов вложения составят $3 млн только на строительство базы.

При этом основная доля маржи приходится именно на первое звено: если цепочка стоимости выстроена правильно, то фермер получает от 30 до 40% конечной маржи.

Конкуренция успеха

Конечно, есть в этой стратегии и узкие места. В первую очередь, сами фермеры не понимают всех преимуществ работы по сегментам. Они привыкли тянуть на себе весь процесс – от получения молодняка и заготовки кормов до убоя уже взрослого быка и продажи мяса. Поэтому до них нужно донести правильную информацию.

Также важным является вопрос развития села и создания инфраструктуры, с которым переплетается кадровая проблема.

- Когда ты выбираешь, где ставить мясокомбинат или откормплощадку, ты в первую очередь думаешь о привлечении людей, - отметил Ернур Айдаркин. - И тут становится понятно, насколько важна инфраструктура. Да, мы дадим людям зарплату. Но если человек не сможет потратить на школу для своих детей, потому что школы там нет, на лечение, потому что нет больницы, на досуг, потому что пойти некуда – рано или поздно человек оттуда уедет. И мы с этим уже сталкивались не раз.

Вопрос трудовых ресурсов - больной для всех аграриев в Казахстане. Например, на Украине хорошие агрономы получают по $ 5–7 тыс. в месяц. Это те специалисты, которые могут обеспечить высокую рентабельность аграрному бизнесу. В Казахстане пока с такими специалистами не густо. Да и в принципе отрасль ещё не в том состоянии, чтобы шла «конкуренция успеха» - борьба между компаниями, работающими в одном секторе.

- В этих условиях понятно, что молодёжь предпочитает идти в нефтянку или в банки, а не в агроиндустрию, - сказал Ернур Айдаркин. – Но когда мы раскачаем отрасль, ситуация изменится. Когда агрономы, зоотехники смогут зарабатывать больше банкиров, тогда в отрасль и пойдут люди. Думаю, в ближайшем будущем это случится. Мы наблюдали это на нашем проекте на Украине. Около 10 лет назад на аграрные специальности тоже шли по остаточному принципу, как у нас сейчас. Но за недолгое время ситуация поменялась кардинально – профессия агронома востребована, почётна и высокооплачиваема. Сам я финансист, работал в big four, в нефтянке, но сейчас вижу перспективы в аграрном бизнесе. Нужно просто выстроить чётко работающую систему, и всё у нас получится.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить