Как бум на рынке краткосрочной аренды жилья сказывается на гостиничном бизнесе в РК

10533

Райдшеринг уже фактически вытеснил традиционные таксопарки. Смогут ли онлайн-сервисы по аренде жилья от собственников сделать это с отелями?

ФОТО: © unsplash.com

Одним из основных трендов sharing economy, наряду с райдшерингом - платформенными решениями для переадресации заявок на услуги такси частным водителям (Uber, Яндекс.Такси и подобные), коворкингом – арендой рабочего пространства на ограниченное время и каршерингом – поминутной арендой автомобиля без водителя по договоренности, является краткосрочная аренда жилья.

Появившиеся в конце первого десятилетия нынешнего века онлайн-сервисы по аренде жилья от собственников - Airbnb, Homeaway и других - трансформировались не только в популярный тренд для независимых путешественников, но и в серьезный бизнес как для онлайн-агрегаторов, так и собственников недвижимости. По оценкам экспертов в 2019 году компания Airbnb занимала 20% рынка аренды жилья для отпуска и каникул (vacation rentals). С момента основания компании в 2008 году за первые десять лет более 150 млн путешественников забронировали жилье на платформе. Капитализация компании в 2020 году составила более $92 млрд. Для сравнения, капитализация самой крупной гостиничной сети – компании Marriott – составляет $52 млрд. Вместе с тем рынок краткосрочной аренды жилья приносит не только рекордные продажи онлайн-сервисам, но и составляет значительный доход собственников жилья по всему миру. Рынок Казахстана в этом отношении развивается аналогично существующему глобальному тренду.

Как это ни парадоксально может звучать, но пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 дала новый импульс развитию рынка краткосрочной аренды. По данным одной из самых авторитетных компаний в индустрии путешествий - STR (Smith Travel Research) не все виды объектов размещения туристов пострадали в эру COVID-19 одинаково. Наибольший урон кризис в travel-индустрии нанес хостелам – падение спроса на 65% и крупным отелям с номерным фондом более 100 комнат – падение спроса на 28%. Меньше всего из отелей пострадали брендовые гостиницы – падение спроса в среднем на 4%, очевидно благодаря введению улучшенных протоколов уборки и надёжной репутации бренда по соблюдению антиковидных мер. При этом лидером по спросу среди путешественников оказалась краткосрочная аренда апартаментов с собственной кухней. Спрос на этот вид размещения вырос по сравнению с допандемийным периодом на 13%.

Accommodation preferences
Accommodation preferences

Рынок краткосрочной аренды стремительно трансформируется и становится все более привлекательным как для индивидуальных путешественников, так и для путешественников с семьей. Бронирование жилья на короткий срок дает больше комфорта, свободы и приватности путешественникам. По сравнению с бронированием гостиничного номера гость получает сервисы отеля, но в отличие от отеля имеет в своем распоряжении номер большей площади и необходимую бытовую технику для комфортного долгосрочного пребывания.

Апартаменты позволяют путешественнику выбрать любую локацию на карте города в зависимости от цели поездки – через дорогу от офиса компании, в соседнем доме своих родственников, которых нужно навестить, либо рядом с госпиталем, где проходит лечение. Несмотря на то что первоначально «домашним рынком» онлайн-сервисов были частные поездки, в наши дни сервисы по бронированию жилья от собственников все агрессивнее вторгаются на рынок крупных гостиничных сетей и бизнес-отелей, предлагая бизнес-путешественникам набор услуг, удобств и amenities (условий для комфорта), идентичный гостиницам. Внедрение бонусных программ, корпоративных скидок и апгрейдов, а также унифицированное предоставление отчетной документации для командированных по аналогии с крупнейшими гостиничными сетями позволяет еще больше повысить лояльность бизнес-путешественников.

Революционная трансформация происходит и в среде хозяев апартаментов. Успех и популярность апартаментов на рынке гостиничных услуг в том числе базируется на профессиональном росте хозяев жилья. Это уже давно не сомнительные личности, сдающие грязные квартиры, в которых можно снимать хоррор-фильмы с минимальными вложениями в декорации. В среде хозяев арендного жилья наблюдается радикальный тренд на повышение профессиональности, клиентоориентированности и предоставления высокого сервиса как основного инструмента в борьбе за клиента на высококонкурентном рынке.

Многие практики лучших гостиничных сетей в борьбе за лояльность гостей находят свое применение среди хозяев апартаментов – отельеров новой формации. Онлайн-платформы бронирования жилья не только поощряют тренд на профессиональность, внедряя различные рейтинги (Super Host) и награды для лучших хозяев, но и проводят обучение, а также делятся рыночной аналитикой для более эффективных бизнес-стратегий. Airbnb дает четкие инструкции хозяевам жилья, помогая им совершенствовать свой продукт и сделать свои апартаменты подходящими для деловых поездок. Высокие рейтинги удовлетворенности клиентов многих апартаментов красноречиво свидетельствуют о том, что мини-отельеры делают все правильно.

Эти усилия и тренды заставляют волноваться провайдеров традиционных гостиничных услуг. Уже сейчас доля предложений объектов размещения в краткосрочную аренду только на рынке Алматы от хозяев и управляющих компаний фактически составляет половину номерного фонда гостиниц города - более 3500 объектов (по данным сайтов booking.com, airbnb.com и krysha.kz). Так как основным сегментом в отельном бизнесе в 2020 и 2021 годах в Казахстане является внутренний туризм, то можно с уверенностью прогнозировать дальнейшее увеличение спроса на краткосрочную аренду, что будет в свою очередь стимулировать дополнительный спрос со стороны инвесторов на малоформатные квартиры в хорошей локации. Рост ставок на рынке арендного жилья в двух крупнейших городах Казахстана - Алматы и Нур-Султан также может быть вызван ростом предложения на рынке краткосрочной аренды, так как многие владельцы частных квартир, увидев перспективу получения большей прибыли, перестают сдавать вдолгую и начинают принимать гостей на короткий срок самостоятельно либо отдают свою недвижимость в управление уже работающим на рынке компаниям.

По оценкам экспертов средняя загрузка частных апартаментов в городе Алматы составляет порядка 80%, при этом в летний период загрузка доходила до 100% и наблюдался дефицит качественного жилья. Для сравнения, средняя загрузка гостиниц в городе составляет порядка 45%. Среднесуточный тариф (ADR) в апартаментах может значительно отличаться от объекта к объекту, составляя в среднем 12-17 тыс. тенге. Бизнес также характеризуется меньшей затратностью по сравнению с гостиницами. Все эти факторы позволяют экспертам уверенно говорить о наличии прямой конкуренции и вызовах традиционной индустрии гостеприимства. Судя по всему, борьба за путешественников между гостиницами и владельцами апартаментов будет только разгораться и перемирие пока не предвидится.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить