Жизнь онлайн: как коронавирус влияет на сервисы по доставке еды и продуктов

   Коронавирус и Казахстан
28972

Не все отрасли экономики страдают от последствий ограничительных режимов

ФОТО: pixabay.com

Экономические потери от пандемии коронавируса пока нельзя даже спрогнозировать, при этом урон бизнеса в таких сферах, как перевозки, торговля, развлечения и т.д., уже измеряется десятками и сотнями миллионов тенге. Впрочем, есть и те, кто активно развивается, существенно расширяя клиентскую базу. Например, сервисы по доставке еды и продуктов. По всему миру наблюдается рост спроса на услуги по доставке еды из ресторанов и кафе либо продуктов и товаров из магазинов.

В Китае - первой стране, столкнувшейся с новым вирусом, власти настоятельно рекомендовали не выходить из дома ни под каким предлогом и пользоваться онлайн-сервисами. В Ухане, ставшем очагом распространения болезни, с момента введения комендантского часа общаться с внешним миром можно было только таким образом.

Более того, именно в Поднебесной был впервые массово опробован и бесконтактный способ доставки – курьеры оставляли заказанную продукцию у дверей и сообщением уведомляли о выполнении заказа, а покупатели использовали электронные платежи. В итоге к концу февраля свыше 90% доставок были оформлены как бесконтактные.

Вслед за Китаем бесконтактную доставку стали практиковать по всему миру, включая Казахстан, отмечает основатель и исполнительный директор Instashop.kz Олег Прокошев.

ФОТО: архив Олега Прокошева

- Мы понимаем обеспокоенность наших клиентов в связи с эпидемией коронавируса и, конечно же, только поддерживаем бесконтактный способ. Несмотря на то что мы ужесточили все возможные санитарные и гигиенические нормы, мы прекрасно понимаем, что новый способ доставки отвечает в первую очередь интересам самих клиентов. Наши курьеры сообщают клиенту о прибытии и оставляют заказ у двери, клиент забирает сумку с заказом и расплачивается онлайн-платежом. К слову, с каждым днем растет и количество электронных платежей, на сегодняшний день их более 75%, - рассказал глава Instashop.kz.

При этом, отмечает собеседник, покупатели не слишком поменяли свои предпочтения в ассортименте товаров. Правда, определенные позиции в сложившихся условиях стали пользоваться гораздо большим спросом.

- У алматинцев всегда были популярны питательные продукты, такие как курица и бананы. В условиях карантина также повышенным спросом пользуются макароны, крупы, консервы и бутилированная вода. Люди стараются заказать то, что имеет длительный срок хранения, - добавил Олег Прокошев.

Безусловно, увеличился и спрос на услуги компаний по онлайн-доставке. Например, в Instashop объем заказов увеличился в 3 раза. У компании Froot выручка увеличилась на 36%, а объем заказов растет на 25%-30% в день.

При этом, как подчеркивают опрошенные участники рынка, огромного ажиотажа уже не наблюдается. Когда пошли первые сообщения о введении ограничительных режимов, был большой наплыв заказов, но постепенно он снизился, и, как планируется, спрос в целом ожидается стабильно высоким, с периодическими всплесками активности.   

ФОТО: архив Рулы Райма

- Если смотреть в разрезе наших покупателей, то, конечно, динамика колеблется, люди закупились впрок и сейчас покупают меньше. Но запасы начнут заканчиваться, и через неделю мы ждем новой волны. А в общей картине снижения не видим, потому что к нам приходят много новых покупателей за быстрой доставкой и низкими ценами, - объяснил основатель Froot Рула Райм.

Конечно же, повышенный спрос и увеличение объема заказов сказались и на нагрузке на персонал. Так, в Instashop штат шопперов и курьеров увеличили пропорционально объему заказов.

Не в последнюю очередь на штатной численности сказалось и ограничение на въезд в Алматы иногородних жителей.

- Наша модель позволила достаточно быстро масштабироваться. Мы потеряли часть иногороднего персонала, но быстро восстановились и даже выросли кадрами с рынка – появилось много свободных рук после закрытия ТРЦ и HoReCa. Наша учебная программа на 80% проводилась онлайн и до ЧП, поэтому выпускать новые кадры на линию получается достаточно быстро. На удивление многие алматинцы откликнулись на просьбу помочь нам с доставкой бесплатно. В целом ситуация для нас показательная в плане всеобщей эмпатии, за что я говорю спасибо всем «фрутовцам» как клиентам так и команде, - поделился Рула Райм.

Несколько иная картина складывается у сервисов по доставке еды из заведений общественного питания. Часть ресторанов и кафе полностью закрылись в связи с введением карантина, часть осталась работать для онлайн-заказов и последующей доставки.

- Если брать медиану заказов в день в феврале и марте, то рост составил 23,5%, а если  сравнивать 1-15 марта и 16-26 марта, то зафиксировано небольшое падение – на 2,79%. Рост в марте у нас наблюдался всегда, поскольку на него выпадает много праздников и выходных, плюс были акции с бесплатной доставкой в 4 городах. Падение связано с тем, что мы вынуждены были остановить акции, сократилось рабочее время ресторанов, а некоторые заведения закрылись вообще, даже на доставку. Плюс, возможно, люди стали экономнить и, находясь дома, больше готовят еду самостоятельно, - рассказал CEO Chocofood Николай Щербак.

ФОТО: архив пресс-службы

Значительный рост отмечается и в других городах страны. Например, в Караганде рост заказов по сравнению с февралем вырос на 56%, в Актау - на 41%, в Шымкенте - на 35% и так далее.

На вопрос, поднялись ли цены на блюда в заведениях, Николай Щербак ответил, что «из 100% активных партнеров подняли цены максимум 10% заведений на 10-15%. При этом средний чек заказа не изменился и остался на уровне около 4700 тенге».

Что касается набора нового персонала, то потребность в этом возникла лишь из-за того, что часть курьеров живет за пределами Алматы и им потребовалась замена, но набрать нужное количество райдеров не составило труда и через день-два они уже работали на линии. К слову, вся команда Chocofood работает дистанционно, и только курьеры осуществляют деятельность в «поле», прибегая к строгим правилами личной гигиены.

- У каждого райдера есть маска и санитайзер для рук и обработки сумки. Каждый день менеджеры по доставке напоминают райдерам о соблюдении норм. Сейчас все заказы, оплаченные онлайн, по умолчанию доставляются бесконтактно - райдер ставит заказ на сумку, звонит в дверь и отходит на расстояние больше 1 метра, клиент забирает заказ, и только после этого райдер забирает сумку. Просим всех пользователей переходить на онлайн-оплату, чтобы сократить любые контакты, особенно с купюрами, - заключил Николай Щербак.

У еще одного сервиса по доставке продукции из заведений общественного питания Яндекс.Еда также зафиксирован рост спроса на доставку в обоих городах присутствия: Алматы и Нур-Султане. По словам представителей компании, число заказов увеличивается постепенно, без резких скачков. Однако предоставить более конкретные данные и цифры в пресс-службе Яндекс.Еда не смогли.

В компании отдельно подчеркивают, что сервис готов к увеличению спроса в случае необходимости - партнерские службы доставки могут выводить на линию больше курьеров.

ФОТО: forbes.kz

- Партнеры сервиса отмечают существенное увеличение потока кандидатов на работу, поэтому они оптимизировали процесс отбора. Например, у всех, кто хочет подключиться к доставке еды из ресторанов, есть возможность пройти дистанционное онлайн-обучение и тестирование. Затем кандидаты получают приглашение на собеседование на определённое время, чтобы финально пройти активацию и начать выполнять заказы. Поступающие от кандидатов заявки партнеры обрабатывают исходя из потребностей сервиса, - рассказали в пресс-службе.

Отличительной чертой Яндекс.Еда является то, что в сложившихся карантинных условиях доставка еды во всех городах, где работает сервис (в том числе в Казахстане), по умолчанию является бесконтактной.

- Наш курьер кладет заказ на термосумку и отходит на расстояние нескольких метров, пока клиент забирает заказ. Для заказов еды в приложении Яндекс.Такси нет наличного расчета, они заранее оплачены картой, поэтому курьерам и пользователям не обязательно встречаться лично. Все курьеры, которые доставляют заказы, работают в строгом соответствии с нашими рекомендациями по профилактике вирусных заболеваний, - добавили представители компании.

Все материалы по теме «Коронавирус и Казахстан» вы можете посмотреть по этой ссылке.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить