Железнодорожное машиностроение Казахстана: перспективы 2022

19475

Начало 2022 года для Казахстана и всего мира связано с острой геополитической проблематикой, неизбежно затрагивающей экономику

ФОТО: архив пресс-службы

Протестные акции, а также мировая повестка стали причиной непростой экономической ситуации. Однако промышленность Казахстана с достоинством приняла новые вызовы. Активно наращивается производство продукции, связанной с путевой инфраструктурой и подвижным составом.

Целью на ближайший год для казахстанских предприятий, в частности железнодорожного машиностроения, является обеспечение устойчивого и стабильного развития отрасли. Стоит отметить тенденцию к постоянному расширению железнодорожной сети и совершенствованию инфраструктуры. Например, в 2022 году в «Қазақстан темір жолы» планируют достроить и ввести в эксплуатацию новый участок в обход пограничного перехода «Достык-Алашанькоу».

Говоря о долгосрочных прогнозах, национальный оператор АО «НК «Қазақстан темір жолы» ожидает регулярный и значительный рост транзита грузов, который к 2050 году, по оценкам экспертов НК, увеличится в 10 раз по сравнению с уровнем 2015 года. Уже создан терминал на станции Достык, который планируют полностью завершить к 2023 году. Ремонтные и инфраструктурные работы АО «НК «Қазақстан темір жолы» проводятся регулярно, а это также потребует бесперебойных поставок продукции железнодорожного машиностроения.

Влияние роста транзитного грузооборота

Уже в ближайшее время значительно увеличится грузооборот через территорию страны, что связано с актуальной геополитической ситуацией. Как следствие, многие компании начнут активнее использовать казахстанское направление, которое станет торгово-экономическим мостом между Россией и Западом. Важным фактором являются и планы по интенсификации поставок продукции из Китая в страны ЕС. Согласно ежегодным отчетам АО «НК «Қазақстан темір жолы», постоянный рост железнодорожного грузооборота существенно увеличивает нагрузку на инфраструктуру АО «НК «Қазақстан темір жолы», а значит, и на долю амортизационных расходов и интенсификации проектов по развитию сетей внутри страны. Это приведет к росту объемов внутренней закупки рельс, стрелочных переводов и рельсовых скреплений. Для повышения транзитных возможностей «Қазақстан темір жолы» потребуется ускорение движения составов, что повлечет обновление путевой инфраструктуры на ряде участков, например замену рельсовых скреплений, рельс и шпал.

Для того чтобы обеспечить возросшие нужды отрасли, на предприятиях железнодорожной промышленности планируется расширить ассортимент продукции. Закупки у местных компаний позволят снизить амортизационные затраты за счет более дешевых и не уступающих в качестве продуктов. Например, на ТОО «R.W.S. Binding», входящее в состав ассоциации (железнодорожного кластера) Railways Systems KZ, расположенного в Экибастузе, ведутся работы по созданию новых видов рельсовых скреплений и полимерных прокладок. Они позволят увеличить скорость поездов и уменьшить затраты на обслуживание железных дорог.

Дефицит подвижного состава

С ростом грузооборота в Казахстане растет внутренний спрос и на подвижной состав. Ежегодно, по данным Forbes.kz, ремонта и замены требуют более тысячи грузовых вагонов. Однако непредвиденным фактором стали события в соседних странах. После их начала значительное количество российских и белорусских вагонов, по данным Regnum, были заблокированы для использования в логистических перевозках.

Потребность в дополнительном производстве, возникшая после блокировки, стала для компаний непредвиденной графой расходов, которые российские и белорусские производственные мощности не смогли бы покрыть вовремя и с сохранением приемлемой стоимости. В этот момент возможность дополнительных закупок на казахстанском рынке становится одним из наиболее выгодных и удобных с точки зрения логистики решений.

Важную роль будет играть автоматизация заводов и способность быстро увеличить производительность с сохранением демократичной цены. В Казахстане уже сформирована ассоциация таких предприятий, которые смогут стать надежными партнерами для зарубежных транспортных компаний.

Однако остается и базовая потребность в регулярном обновлении подвижного состава. Анализ перспективы развития железнодорожной транспортной системы государств, входящих в пространство «1520», демонстрирует неизменный рост объемов перевозок, который закономерно приводит к высокому износу подвижного состава, увеличению количества вагонов и локомотивов. От этого значительно возрастает нагрузка на железнодорожные оси и колесные пары. По оценкам экспертов Railways Systems KZ, годовое потребление осей для грузовых вагонов в странах пространства «1520» будет интенсивно расти, что обеспечит высокий спрос.

Ассоциация Railways Systems KZ полностью закрывает внутреннюю потребность Казахстана в осях за счет значительной производственной мощности ТОО «R.W.S. Wheelset», входящего в ее состав. Уже сегодня Railways Systems KZ является ведущим экспортером отраслевой продукции: в 2021-м году предприятие реализовало новые проекты для рынка соседних стран и намерено расширять географию продаж. Другое предприятие ассоциации – ТОО «ПРОММАШ.KZ» – полностью отвечает потребностям национального потребителя и также готово к выходу на зарубежные рынки.

Перспективы роста

Плановое переоснащение и внедрение технологий цифровой трансформации в ближайшие 10 лет сделает отрасль более конкурентоспособной на рынках стран Таможенного союза и Восточной Европы. Это шанс на лидерство Казахстана в отрасли среди стран ЕАЭС.

Перспективной для Казахстана представляется также ситуация на рынке железнодорожных колес, ведущим производителем которых является ТОО «Проммашкомплект». Предприятие ориентируется как на внутренний, так и на внешние рынки, которые в текущей обстановке могут испытывать дефицит колесной продукции.

«ТОО «Проммашкомплект» выпускает до 300 тыс. железнодорожных колес. В 2022 году мы стали получать запросы на производство колес для европейских железных дорог, а также Индии и Бангладеш. От обычных колес диаметром 957 мм экспортные заказы отличаются наличием технологических отверстий в ступице и диске, специальных элементов для крепления на колесную пару навесного оборудования», – отмечает Сергей Павлингер, основатель и директор по развитию ТОО «Проммашкомплект».

Другие предприятия ассоциации также стремятся развивать экспортные поставки. В настоящий момент руководство ТОО «R.W.S. Binding» обсуждает сотрудничество с деловыми партнерами из стран СНГ, а ТОО «R.W.S. Concrete» ведет активную работу с научными институтами, сертификационными органами и владельцами инфраструктур.

Соотношение рисков и возможностей

Регулярный рост грузооборота АО «НК «Қазақстан темір жолы», который в 2021 году достиг 239 млрд ткм, и необходимость в развитии инфраструктуры позволяют железнодорожному машиностроению Казахстана активно двигаться вперед, обеспечивая внутренние потребности. На это влияет и дефицит подвижного состава в Казахстане (ремонтируется не менее 4,5 тыс. грузовых вагонов в год) и за его пределами.

С другой стороны, изменения, происходящие в мире, открывают для казахстанских производителей ряд новых возможностей для реализации продуктов на внешних рынках. Это позволяет с оптимизмом смотреть на долгосрочную перспективу и, возможно, даже позволит получать прибыль в ближайшее время, объем которой будет сопоставим с потерями от существующих рисков и вызовов времени.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить