Собьет ли российский лоукостер «Победа» цены на авиабилеты в РК?

21056

Ответ на этот вопрос Forbes.kz попытался найти вместе с экспертами

Фото: © jetphotos.net/Łukasz Stawiarz

Нам всем нужна «Победа»?

Как уже сообщал Forbes.kz, дочерняя авиакомпания российского «Аэрофлота» - «Победа» - открывает полёты в Алматы с 18 ноября 2016. Перевозчик будет выполнять прямые рейсы по маршруту Самара – Алматы – Самара пять раз в неделю. Также авиакомпания предлагает стыковки через Самару для пассажиров из Алматы в Москву (Внуково), а с двумя пересадками – в ряд других российских городов, а также в дальнее зарубежье – Братиславу, Милан и Мюнхен.

На сайте перевозчика указано, что стоимость билетов начинается от 999 рублей (около 5300 тенге). Автору этих строк хоть и с трудом, но удалось найти такую цену на билет на сайте перевозчика. Правда, это – стоимость перелета в один конец из Алматы до Самары с багажом весом максимум 10 кг и без возможности предварительного выбора места в салоне. Билет по такой цене реально купить фактически только за несколько недель, а то и месяцев до предполагаемой поездки. В другие города стоимость перелета, естественно, выходит значительно дороже.

В Казахстане приход российского лоукостера восприняли неоднозначно. Стали высказываться мнения о том, что «Победа» со своими низкими тарифами может негативно повлиять на казахстанских перевозчиков.

Правда, в Казахстан уже не первый год летают низкобюджетные авиакомпании других стран – Air Arabia, Fly Dubai (обе – из ОАЭ), Pegasus (Турция). Также на казахстанском рынке давно работает украинская МАУ, которая хоть и не является классическим лоукостером, однако своими тарифами очень напоминает такового.

Но выход на казахстанский рынок именно российских перевозчиков всегда вызывает неоднозначную реакцию. Ведь у нашей страны с российскими авиационными властями отношения особенные, точнее, очень сложные. Чего только стоит весенняя история этого года, когда Росавиация не разрешила «Эйр Астане» транзитный пролет над небольшим участком РФ, из-за чего у казахстанского перевозчика сорвалось открытие нового рейса в Монголию. В казахстанской авиакомпании тогда рассказали: взамен на разрешение россияне требовали от Казахстана добро на полеты по маршруту Москва – Алматы еще одной авиакомпании РФ (сейчас со стороны России по маршруту летает только «Аэрофлот»).

Подобные потуги соседей только подкрепляют подозрения некоторых экспертов о том, что россияне хотят откусить от казахстанского авиационного пирога гораздо больше, чем едят сейчас. И их аппетиты сдерживают только межгосударственные авиационные соглашения, которые строго регламентируют, какие авиакомпании могут летать в конкретные города и с какой частотой. Быть патриотом в такой ситуации непросто, ведь от прихода на рынок новых игроков и ужесточения конкуренции обычно снижается стоимость билетов. Однако, с другой стороны, под ударом могут оказаться казахстанские авиакомпании. И в первую очередь – «Эйр Астана», которую многие казахстанцы, конечно, ругают, но в глубине души любят и гордятся ею.

Вот и приход «Победы» вновь взбудоражил неравнодушных. Возможно, виной всему «родственные» связи перевозчика, который на 100% принадлежит «Аэрофлоту». Ведь материнская компания принадлежит государству и имеет хорошую «крышу» и лобби в лице российского правительства. Более того, в казахстанские города уже активно летают и другие российские перевозчики – сам «Аэрофлот», «Россия» (тоже дочка «Аэрофлота»), S7, RusLine и т.д.

Кстати, возможно, «Победа» как раз и была той второй авиакомпанией, которую россияне безуспешно пытались выдвинуть вторым перевозчиком на маршрут Москва – Алматы. Но поскольку у соседей не получилось это сделать, «Победе» пришлось довольствоваться прямым маршрутом Самара – Алматы, разрешение на который уже имелось – несколько лет назад с казахстанской стороны рейс обслуживала «Эйр Астана», но в 2015 прекратила полеты из-за нерентабельности. А в Москву пассажиров «Победе» придется возить уже с пересадкой.

Эксперты в сфере туризма и авиации рассуждают, чего казахстанцам ждать от прихода на рынок первого российского лоукостера.

Неконкурентное преимущество?

Эксперт Forbes.kz Жангир Рахжанов говорит, что выход на казахстанский рынок «Победы» у него вызывает единственный вопрос - каким образом это вообще произошло? Экономист искал ответ на него на сайте Комитета гражданской авиации Министерства по инвестициям и развитию РК, но ничего не нашел.

Дело в том, что, согласно не очень свежей информации, опубликованной на сайте КГА, между Казахстаном и Россией действует межправительственное соглашение о воздушном сообщении, подписанное еще в 1994. Последние изменения в соглашении вносили в 2011. Согласно этому документу, все наиболее рентабельные договорные авиалинии жестко поделены между российскими и казахстанскими авиакомпаниями с ограничениями по частоте полетов.

- На дату публикации информации рынок авиаперевозок на направлении Казахстан – Россия, согласно соглашения, составлял 48% и 52% соответственно – то есть, в пользу российской стороны, - говорит Жангир Рахжанов. - На то время в утверждённом списке российских авиакомпаний «Победы» не было. По всей видимости, данное соглашение недавно было изменено.

Впрочем, считает эксперт, изменения эти вряд ли были принципиальными - скорее всего, все рентабельные направления и количество рейсов до сих пор жестко поделены между авиакомпаниями в тех же пропорциях между странами.

- Таким образом, «Победа», не имея возможности самостоятельно увеличить количество направлений полетов и количество рейсов, будет оказывать ограниченное влияние на повышение конкуренции и снижение цен на направлении Казахстан – Россия, - объясняет Жангир Рахжанов. - Тем не менее, за счет низких цен на билеты авиакомпания сможет переманить часть клиентов у казахстанских и российских авиакомпаний, работающих на тех же направлениях, куда летает «Победа».

С этой точки зрения, цены авиабилетов этого лоукостера нужно проверить на демпинг. «Победа» по факту является госкомпанией и вполне может быть, что за счет субсидий от государства она использует неконкурентное преимущество. Согласно международной практике, если в стране отсутствует полноценный многосторонний режим «открытого неба», то лоукостерам нет коммерческого смысла начинать бизнес в такой стране.

Эксперт напоминает о том, что писал недавно: по его мнению, режим «открытого неба», когда страна допускает к перевозкам иностранные авиакомпании без ограничений, является важным элементом структурной реформы по либерализации рыночных отношений в стране.

Хабнем по полной

Куат Домбай.
Куат Домбай.

Редактор Airways.world Куат Домбай также высказал Forbes.kz свою точку зрения по поводу выхода «Победы» на рынок Казахстана.

F: Очевидно, что в краткосрочной перспективе пассажиры получат выгоду из-за низких цен «Победы». Но что, на ваш взгляд, может произойти в среднесрочной и долгосрочной перспективе с выходом на наш рынок российского лоукостера?

- Я считаю, что со стороны «Победы» идет ценовой демпинг для перехвата пассажиропотка у казахстанских авиакомпаний. Два года назад Армения открыла свое небо для российских авиакомпаний, но в результате демпинга армянский авиаперевозчик Armavia обанкротился. Россияне, став по сути новыми монополистами, вновь подняли цены аж на 60% чуть ли не на следующий же день после объявления банкротства Armavia. То есть, пассажиры, вначале обрадовавшиеся низким ценам, позже получили другого монополиста, но уже не имели своей авиакомпании.

Сейчас налицо значительное падение международных перевозок как у российских авиакомпаний, так и у «Эйр Астаны». Единственным путем к развитию или выживанию (а российская «Трансаэро», напомню, уже не выжила) является наращивание транзитных перевозок между Азией и Европой, и серьезным конкурентом «Аэрофлоту» (и «Победе» в том числе) является «Эйр Астана». По сути, казахстанская госпрограмма «Нурлы Жол» ставит задачу создания на базе «Эйр Астаны» серьезной международной авиакомпании с хабами в Астане и Алматы.

Однако необходимо учесть, что «Аэрофлот» получает финансирование от государства путем перечисления средств за перелет европейских авиакомпаний через Сибирь, и роялти составляет более $500 млн ежегодно! «Эйр Астана» же получает банковские кредиты на приобретение самолетов, и потом с этого же еще и налоги платит. То есть, очевидно, что говорить о справедливой конкуренции между «Эйр Астаной» и «Аэрофлотом» («Победой») не приходится.

F: А какое решение было бы, на ваш взгляд, справедливым?

- Мне кажется, перед Казахстаном сейчас стоит вопрос необходимости введения защитных мер против демпинга (как это сделано с введением утилизационного сбора в автомобильном секторе), если мы хотим сохранить отечественную авиацию и развить транзитный рынок в столицах. Ведь, с учетом потенциала одного только Китая, жители этой страны могут принести нам ежегодно $300 млн, которые они будут оставлять наличными у нас в стране за счет коротких остановок, гостиниц, шопинга и ресторанов.

Нам объявлена демпинговая война, и с этим надо что-то делать. Потому в среднесрочной перспективе я бы ожидал введение защитных мер со стороны КРЕМЗ в отношении российского лоукостера. Ведь дотировать «Эйр Астану» мы не можем, а длительный демпинг разорит казахстанский флагман, что поставит крест на планах развития Астаны как транзитного хаба. И, кстати, экономический рост Дубая и Сингапура начинался именно с аэропортов.

Елена Бекбоева.
Елена Бекбоева.

Более оптимистична Елена Бекбоева - директор одной из туристских компаний.

- К приходу «Победы» в Казахстан я отношусь сдержанно, так как довольно давно наблюдаю за этой авиакомпанией и знаю о ее проблемах по части сервиса, - говорит Елена. - Имея на одной чаше весов достаточно низкий ценник, нужно четко осознавать и ряд минусов: перелет через Самару, крайне низкая норма провоза включенного багажа, отсутствие ручной клади, жесткие условия аннуляции билета и прилёт в Москву в аэропорт Внуково.

По словам эксперта, если говорить о Москве как о международном хабе для отправления в туристические поездки в другие страны, то аэропорт Внуково для этого мало подходит – туристу, скорее всего, потребуется переезд в Домодедово и Шереметьево. На взгляд Елены Бекбоевой, авиаперелет из Казахстана «Победой» подойдет прежде всего для поездок к родственникам и для командировочных, чей бюджет ограничен.

- Как показывает опыт с другими лоукостерами, летающими к нам уже не первый год, серьезного повода для передела рынка «Победа» своим приходом в Казахстан не даст, - заключает глава туркомпании.

Николай Устинов.
Николай Устинов.

- Безусловно, появление любой новой авиакомпании на нашем рынке можно расценивать только положительно, - рассуждает соорганизатор Казахстанского клуба любителей авиации Николай Устинов. - Для пассажира это - дополнительная возможность выбора, а также стимул для существующих игроков рынка не расслабляться и всеми силами стараться не повышать цены, несмотря на девальвацию.

С другой стороны, излишняя радость некоторых по поводу появления на рынке низкотарифной авиакомпании преждевременна, полагает собеседник. «Победа» будет летать в тот же самый аэропорт Алматы, куда летают и другие авиакомпании, не получая от него никакой скидки; будет заправляться тем же самым топливом, что и остальные, по тем же расценкам. А на платном багаже и отсутствии бортового питания много не сэкономишь.

- Новый спрос среди тех, кто раньше не летал, «Победа» в Казахстане создать не сможет – просто потому, что у абсолютного большинства населения страны не принято путешествовать за границу, даже если цена на перелет будет очень низкой, - говорит Николай. - Для бизнес-поездок эта авиакомпания не подходит. Так что, думаю, «Победа» просто перетянет на себя нижний сегмент пассажиров «Аэрофлота» и «Эйр Астаны». Не исключаю, что средняя цена билета по маршруту Алматы – Москва немного снизится, ну и всё. Никакой революции не будет.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить