Инвестиции на розлив
Чтобы деньги к вам текли, ищите новые возможности
Подводя итоги, можно выделить самые интересные тренды и события 2020 года. Это то самое наступившее апокалиптическое будущее, о котором мы даже не думали, но тем не менее теперь живем в совершенно другой реальности. В частности, в этой реальности был момент, когда баррель нефти оказался фактически дешевле стакана питьевой воды. Временное ли это явление или долгосрочный тренд? Углубляясь в видение будущего и запуск обратного отсчета до необратимой экологической катастрофы на часах в Нью-Йоркском Юнион-сквер со слоганом «У планеты есть дедлайн», с точки зрения ведения бизнеса в сфере недропользования остается вопрос: выгодно ли делать деньги на воде?
В целом чистой доступной воды в мире становится меньше и добывать ее для населения становится сложнее. Причиной тому являются последствия деятельности человека, рост численности населения, изменения климата и т.п. В Казахстане к тому же существует напряженность с изношенной водопроводной сетью. Население начинает осознавать важность проблемы, использовать различные фильтры и, как следствие, растет рынок бутилированной воды.
Стоит ли инвестировать в сельское хозяйство Казахстана
Что представляет собой рынок животноводства и каково его развитие →
Рынок местной питьевой бутилированной воды представлен более чем 20 брендами, не считая локальных игроков в каждом отдельном регионе. Такая конкурентная среда подстегивает развитие качества предлагаемых продуктов, но, учитывая высокий спрос, мы наблюдаем появление новых игроков почти каждый год. Битва за сегмент и долю рынка, в свою очередь, увеличивает расходы на маркетинг - вспомним все яркие баннеры и рекламные лозунги производителей бутилированной воды. Естественно, для потребителя эти расходы найдут свое отражение в цене. Можно заметить, что известные бренды имеют и более высокий ценник, но важно, конечно, не упускать из виду технологии производства и качество продукта.
В 2020 году в Казахстане с населением в 18,8 млн человек оборот рынка бутилированной воды составляет около 70 млрд тенге, а объем продаж превышает 600 млн литров в год c ежегодным приростом 6%. Это примерно 32 литра на человека в год, что составляет 11,6% от нормы потребления питьевой воды по данным ВОЗ.
Средняя цена по состоянию за 3 квартал 2020 года сложилась около 100 тенге за литр, что выше на 12% цен предыдущего года аналогичного периода. Если смотреть на региональную разбивку, более высокая цена сложилась в регионах с нехваткой такого ресурса, как питьевая вода.
Внутреннее производство составляет около 500 млн литров со среднегодовым приростом свыше 10% и охватывает 90% спроса с учетом экспорта. Заметим, пить казахстанцы стали меньше: потребление воды на внутреннем рынке страны за январь – сентябрь упало в сравнении с прошлым годом сразу на 18%.
За январь - октябрь 2020 импорт бутилированной воды составил 2,6 млн литров и снизился на 24,8% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Большая часть импорта поставляется из Грузии и Росии. Также основная часть импорта в денежном эквиваленте - это бутилированная вода в дорогом ценовом сегменте. Ведущими поставщиками фасованной воды являются европейские производители.
Доля экспорта в структуре рынка незначительна и составляет не более 3%. За 10 месяцев 2020 было экспортировано 2,7 млн литров, что на 24,4% ниже показателя 10 месяцев прошлого года. Основные торговые партнеры по экспорту – Россия, Кыргызстан и Китай.
Важно отметить, что в последние годы во всем мире бутилированная вода становится самым быстрорастущим сегментом в структуре напитков. По оценкам Beverage Marketing Corporation, сейчас в мире ежегодно продается более 460 млрд литров воды в бутылках. Рынок потребления бутилированной воды Азии и Океании является главным в мире, и объемы рынка крупнейшего мирового потребительского рынка – Европы уступают ему более чем в 4 раза.
А ведь бутилированная вода в мире в среднем в 2000 раз дороже водопроводной. Более того, во многих странах молоко, пиво и даже бензин оказываются дешевле минералки. Питьевая вода — своеобразное «горючее» в руках поставщиков, обеспечивающих корпоративных и частных клиентов. Для сравнения: литр 95-го бензина на алматинских заправках стоит сейчас приблизительно 40 центов, литр местной бутилированной воды — от 29 до 60 центов. А ведь наладить выпуск и доставку питьевой воды неизмеримо легче, чем производство и продажу бензина.
Что, если вы решились делать деньги «из воды»? Прежде всего необходимо определиться, будет ли ваша компания заниматься полным циклом: от добычи воды из скважины до ее поставки клиентам, или же вы ограничитесь лишь доставкой «чужой» воды конечным потребителям. Первый вариант по понятным причинам потребует более серьезных капиталовложений в оборудование для водоподготовки и розлива. А значит, быстрая окупаемость будет зависеть от емкости рынка потенциальных клиентов. Этим пока что могут похвастать только крупные города республики. В других казахстанских городах инвесторам на первых порах стоит ориентироваться на розничные продажи, и только спустя какое-то время, необходимое для массового узнавания товарного знака, можно попробовать начать бизнес по доставке бутилированной воды в офисы и квартиры.
В свою очередь, обладая значительным опытом в сфере консультационных и оценочных услуг и располагая всеми возможностями выступать в роли внешнего консультанта, команда Baker Tilly рада предоставить свежий взгляд на ваш бизнес. Мы обладаем значительным опытом по стоимостному консультированию и оценке активов и пакета акций предприятий производственного сектора и крупных продовольственных компаний.
Baker Tilly входит в топ-10 международных сетей и компаний по оказанию услуг в области аудита, консалтинга, финансового консультирования, управления рисками и налогообложения, а также сопутствующих услуг. Baker Tilly ведет свою деятельность в 146 странах, в число клиентов входят компании, оперирующие в различных отраслях, преимущественно в финансовой, страховой, профессиональной научно-технической, производстве, девелоперском бизнесе, а также оптовой и розничной торговле.