Трансформация бизнеса: почему табачные компании откажутся от производства сигарет

12704

Как продукт Philip Morris International может изменить табачную индустрию и трансформировать бизнес

Последнее десятилетие практически все сферы деятельности во всем мире стремительно меняются. В основе их зачастую стоят крупные компании, не желающие останавливаться на достигнутом. Находя более инновационные решения, они продвигают вперед развитие целых отраслей. Автомобильная промышленность мчится к электромобилям, сфера банковских услуг постепенно переходит в онлайн, а производители всевозможной техники и гаджетов ежегодно предлагают рынку свои новшества.

От мирового тренда перехода на инновационные решения не отстают и табачные компании.

Так, компания Philip Morris International (далее – PMI) трансформируется из традиционной табачной компании в производителя альтернативных продуктов без табачного дыма. Для подтверждения потенциала к снижению риска эти продукты проходят через обширные клинические и лабораторные исследования. Кроме того, свою научную оценку этим исследованиям дают независимые институты в разных странах.

Один из примеров бездымных продуктов PMI – система IQOS, в основе которой лежит процесс нагревания табака без горения, в результате чего образуется табачный пар. Технология, которая применяется в IQOS, создана в Центре исследований и разработок PMI в Швейцарии. Система IQOS является альтернативой для совершеннолетних курильщиков, которые смогут потреблять табак без дыма, без пепла и с меньшим неприятным запахом на руках, волосах и одежде по сравнению с обычными сигаретами.

Для того чтобы прийти к производству этого инновационного продукта, компания потратила более 20 лет. С 1998 года PMI несколько раз выпускала на рынок разные версии продукта, основанные на технологии нагревания табака, но они не имели коммерческого успеха.

Однако компания не сдалась и продолжила проводить научные исследования и разработку, инвестировав в свою идею с 2008 более $4,5 млрд. Сейчас у табачной компании со 170-летней историей функционирует два научно-исследовательских центра – в Швейцарии и Сингапуре, где около 430 ученых и экспертов занимаются разработкой и оценкой продукции с потенциалом пониженного риска.

Вместе с тем компания активно подает заявки на получение патентов, защищая свои разработки. На текущий момент у компании более 2350 полученных патентов и около 4000 патентов, которые находятся на этапе рассмотрения. В 2017 PMI вошла в список топ-100 европейских компаний по количеству подаваемых заявок на патент, заняв 63 место, и является единственной табачной компанией в этом списке.

Строительство первой фабрики PMI в Болонье (Италия), полностью посвящённой производству табачных стиков (нагреваемых табачных палочек для использования с системой IQOS), началось в 2014. Общий объём инвестиций в фабрику, включающую в себя производственную часть и тренинговый центр для сотрудников со всего мира, составил $1 млрд. Площадь всей территории фабрики составляет 310 тыс. кв. м, в том числе 10 тыс. кв. м – сооружения и здания, где трудятся порядка 1000 человек.

В тот же год состоялся пилотный запуск IQOS в нескольких городах Италии и Японии, что дало понимание готовности рынка к новым продуктам. В 2015 компания вышла с ним на рынки Швейцарии, Румынии, России и Португалии, после чего PMI стала заходить с революционным предложением и на другие рынки.

По итогам 2017 PMI занимает 28% мирового рынка по производству табачной продукции.

При этом доля PMI в сегменте альтернативных продуктов с нагреваемым табаком в общем объёме показывает положительную динамику. Если в первом квартале они занимали 0,5%, во втором – 0,7%, в третьем – 0,9%, то в четвёртом квартале 2017 их доля выросла до 1,2%.

По последним данным компании, пять миллионов совершеннолетних курильщиков по всему миру переключились с сигарет на устройство IQOS, которое представлено на 38 рынках. Самая большая доля по использованию табачных стиков наблюдается в Японии – доля табачного рынка PMI в 2017 составила 32,1%, из которых 10,8% приходились на табачные стики. По данным за январь 2018, в Японии доля рынка табачных стиков составляет 16,3%, в Корее - 7,6%, в Греции – 3,1%, в Румынии – 2,8%, а в Португалии – 2,2%.

В Казахстане первый магазин IQOS открылся в Алматы в январе 2017. Открытие магазина в Астане состоялось в феврале 2018.

PMI продолжает преобразовывать существующие производственные объекты и инвестировать в строительство новых объектов, чтобы удовлетворить мировой спрос совершеннолетних курильщиков на приемлемые альтернативы сигаретам. PMI строит новую фабрику в Германии, расширяет производственные мощности в Италии и Швейцарии, конвертирует четыре производственных предприятия – в России, Румынии, Греции и Корее.

В марте 2018 PMI объявила, что фабрика её представительства в Греции (Papastratos), в Аспропиргосе, прекратила производство сигарет и теперь производит исключительно табачные стики. Инвестиции в размере 300 млн евро включают в себя строительство трёх новых зданий и замену линий по производству сигарет высокотехнологичными установками, способными производить 10 000 табачных стиков в минуту. Трансформация завода началась в августе 2017. Ожидается, что объект будет полностью введен в эксплуатацию к концу 2018, с созданием 400 новых рабочих мест.

Таким образом, производственные мощности PMI в конце года должны выйти к показателю 100 млрд табачных стиков в год против прошлогодних 30 миллиардов, что связано с увеличивающимся спросом на продукт.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) прогнозирует, что к 2025 году в мире, несмотря на всю пропаганду здорового образа жизни, будет оставаться около 1,1 млрд курильщиков, из них приблизительно 150 млн – потребители сигарет торговых марок PMI. 40 млн совершеннолетних курильщиков из их числа компания планирует переключить на систему IQOS к 2025 году, тем самым увеличивая долю производства табачных стиков до 30% от всего объема. Если по итогам 2017 соотношение произведённых сигарет и табачных стиков составило 750 млрд штук к 30 млрд, то к 2025 планируется довести его до 550 млрд сигарет к 250 млрд табачных стиков.

Ранее, в 2017, PMI объявила о стремлении к будущему без табачного дыма.

- Наша компания стоит на пороге революционной трансформации – мы поставили себе цель создать будущее без табачного дыма и хотим, чтобы альтернативные бездымные продукты как можно скорее заменили сигареты. Я уверен, что это лучшее, что можно сделать для потребителей, которые иначе продолжили бы курить обычные сигареты, – отметил глава ТОО «Филип Моррис Казахстан» Айбат Ахметалимов.

Однако пока говорить о полной трансформации бизнеса ещё рано. Так как процесс поступательный и резкое прекращение производства традиционных сигарет чревато потерей доли рынка и тех пользователей, которые ещё не готовы к инновационным изменениям.

*Материал подготовлен при поддержке ТОО «Филип Моррис Казахстан»

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить