Игрок номер два: как SCAT растёт и выходит на международные рынки

16330

На вопросы Forbes.kz ответил директор коммерческого комплекса авиакомпании Николай Буряков

ФОТО: архив SCAT

F: Николай Анатольевич, в 2017 году SCAT смог значительно улучшить финансовые показатели: выручка выросла сразу на 85% и составила 73,12 млрд тенге, чистая прибыль составила 5,32 млрд тенге. По количеству перевезённых пассажиров вы занимаете второе место на рынке, но уверенно догоняете лидера. Как вам удается расти такими быстрыми темпами на достаточно кризисном рынке?

- Одним из основных показателей развития любой авиакомпании является ежегодное увеличение числа перевезённых пассажиров. У нас этот показатель ежегодно растёт. В прошлом году мы перевезли более 2 млн пассажиров, в этом году мы также планируем увеличить эту цифру. Прирост пассажиропотока обусловлен непрерывной работой по расширению маршрутных сетей авиакомпании, а также гибкой тарифной сетью. С начала 2019, в рамках программы развития авиационного хаба на базе аэропорта Нурсултан Назарбаев мы запустили регулярные рейсы по 6 новым международным направлениям: из Нур-Султана в Душанбе (Таджикистан), Улан-Батор (Монголия), Прагу (Чехия), Батуми (Грузия), Москву – Внуково (Россия) и Токио (Япония). Показатели загрузки на всех новых направлениях показывают стабильный прирост. Глубина продаж на зимний период уже сейчас показывает хорошие загрузки. На всех рейсах предусмотрены удобные стыковки со всеми городами Казахстана. Кроме того, новые рейсы стыкуются друг с другом, обеспечивая поток транзитных пассажиров.

В целом авиакомпания SCAT ежегодно открывает до 10 новых направлений, а также увеличивает частоты на уже существующие. Не менее важным фактором для увеличения числа пассажиров являются гибкая тарифная сеть авиакомпании и ежегодные сезонные акционные предложения.

Николай Буряков
ФОТО: архив SCAT
Николай Буряков

F: Насколько сильно повлиял на финансовые показатели 2018 года контракт на покупку новейших Boeing 737 MAX? Как вообще вам удалось так быстро получить первую машину, когда за ней очередь стоит на годы вперед?

- Несомненно, пополнение парка воздушных судов новым типом воздушного судна также внесло серьёзный вклад в расширение маршрутных сетей и увеличение показателей пассажиропотока авиакомпании. К сожалению, сегодня этот тип временно нельзя эксплуатировать, и это, несомненно, несёт дополнительный ежедневный расход для авиакомпании. Как вы верно указали, на авиастроительных заводах существует очередь на производство новых воздушных судов, но, как и в любой очереди, любой заказчик может, к примеру, перенести получение своего заказа на другое время, освобождая место в очереди для других. Благодаря такой возможности нам удалось получить первое воздушное судно с завода-изготовителя спустя всего несколько месяцев после заключения контракта на поставку судов.

F: Boeing обещает скоро исправить лайнер. Планируется, что власти разрешат его эксплуатацию в 2020 году. В целом удачным ли было это приобретение? Вписался ли MAX в концепцию авиакомпании? Удаётся ли вам хорошо экономить благодаря новинке?

- Новый тип воздушных судов - дорогой продукт, дающий небольшую рентабельность. Несмотря на это, компания строит дальнейшие планы по расширению и обновлению парка воздушных судов и наращиванию маршрутных сетей, действуя в интересах пассажиров.

F: В ваших лайнерах нет кресел бизнес-класса. Оправдана ли такая концепция? Не будете ли вы от неё отходить?

- В каждом сегменте есть свой пассажир. На протяжении 22 лет авиакомпания работала в сегменте предоставления воздушных перевозок эконом-класса. Сегодня компанией уже запущен ряд дальнемагистральных направлений, в которых планируется использовать воздушные суда в комплектации, включающей бизнес-класс. В планах по расширению парка воздушных судов также рассматриваются варианты судов, укомплектованных сидениями повышенной комфортности и предоставлением дополнительных сервисов на борту, обеспечивающих максимальный комфорт пассажиров.

F: Весной 2019 в Казахстане было принято законодательство, легитимизирующее деятельность низкобюджетных авиакомпаний. В этой связи не задумывались ли вы о переводе парка или его части в лоукост-сегмент? Вообще, насколько сильно подстегнул конкуренцию на рынке первый лоукостер Fly Arystan?

- Появление нового игрока на рынке всегда увеличивает конкуренцию, что положительно влияет на развитие существующих игроков, тарифы и, в конечном счёте, на пассажира. На сегодняшний день SCAT предоставляет пассажиру не просто комфортную стоимость перелёта, но и ряд необходимых сервисов, не требующих дополнительной оплаты. К примеру, бесплатная норма провоза багажа на всех рейсах авиакомпании - не менее 20 кг (на некоторых направлениях норма провоза бесплатного багажа - 30 кг). Дополнительно пассажир имеет право на бесплатный провоз ручной клади весом до 5 кг. Кроме того, на рейсах авиакомпании SCAT пассажирам предлагается горячее питание либо снек, в зависимости от дальности перелета. Даже на самых коротких рейсах предусмотрена раздача горячих и холодных напитков.

F: Ваша компания отдельно выделила чартерный сегмент под брендом Sunday Airlines. Окупает ли себя это подразделение?

- Развитием рейсов по туристическим направлениям авиакомпания занимается уже более 10 лет. Из-за ежегодного увеличения спроса на перелёты по туристическим направлениям мы приняли решение о выведении перелетов по этим маршрутам в отдельный туристический бренд. У брендов SCAT Airlines и Sunday Airlines разные подходы ввиду того, что они предлагают совершенно разный товар, но при этом весьма гармонично дополняют друг друга. При создании бренда Sunday Airlines мы ставили перед собой задачу создать для пассажира атмосферу отдыха уже на борту. Яркий и красочный Sunday Airlines дарит ощущение уже начавшегося долгожданного отпуска ещё до того, как пассажир прилетит к месту планируемого отдыха.

Показатели пассажиропотока 2018 года показывают значительный прирост, связанный в первую очередь с тем, что компания наращивает объёмы. Если раньше мы летали только из Алматы и Нур-Султана, то сейчас активно увеличиваем количество прямых рейсов из регионов. К тому же в последнее время со стороны казахстанцев заметно вырос интерес к Египту и Турции.

К примеру, совсем недавно компанией были открыты прямые рейсы из Костаная и Петропавловска в Шарм-эль-Шейх, что создаёт больше удобств для пассажиров. И, конечно, в этом случае стоимость значительно снизилась, поскольку не требуется пересадки в другом городе. Следуя этой политике, авиакомпания открывает прямые чартерные рейсы из многих городов Казахстана. В июле 2019 Sunday Airlines запустил новый прямой рейс за пределами Казахстана: Баку – Шарм-эль-Шейх, развивая программу выполнения туристических маршрутов из дружественных государств.

Открытие прямых вылетов, дополнительные рейсы, наращивание сетей — всё это в совокупности дает прирост пассажиропотока. В дальнейшем мы планируем придерживаться этой тенденции. И хотим открыть больше новых точек для перелётов.

Безусловно мы делаем ставку и на транзитных пассажиров. В целом транзитные маршруты позволяют авиакомпании «прокачать» направление и определить максимально комфортные тарифные условия для пассажира.

Изначально, если авиакомпания ставит новые прямые рейсы из регионов на какое-то направление и они не загружаются, то перевозчик несёт большие финансовые потери. И в этом случае ничего не остаётся, как закрывать этот маршрут. В этом плане транзитная система помогает понять, нужен ли прямой перелёт из определённого города или нет. Например, ситуация с Египтом в этом плане показательная. Изначально в Шарм-эль-Шейх у нас стояли рейсы из Алматы и Нур-Султана. И региональным пассажирам приходилось летать со стыковками. Когда египетское направление стало пользоваться повышенным спросом у казахстанцев из разных городов, мы расширили географию полётов, поставив прямые рейсы из регионов.

F: Можно сказать, что вы открываете новые рейсы в том числе благодаря транзитным пассажирам?

- Именно. Ведь под них мы всегда стараемся сделать наиболее комфортные стыковки и перевозку багажа. Работа по развитию туристических направлений ведётся авиакомпанией с 2009. За это время были открыты Анталья, Шарм-Эль-Шейх, Хургада, Гоа, Коломбо, Лангкави, Пхукет, Патайя, Камрань, Санья и Хайкоу. Перелёты осуществляются из Нур-Султана, Алматы, Шымкента, Актау, Атырау, Уральска, Актобе, Караганды, Усть-Каменогорска, Петропавловска, Костаная и Павлодара.

В летней программе 2019 выполняются рейсы в Анталью из 10 городов Казахстана, в Шарм-Эль-Шейх - из 9 городов РК, а также на остров Хайнань (Хайкоу и Санья) из Нур-Султана и Алматы. На сегодняшний день авиакомпания Sunday Airlines - консолидатор выездного туризма в Казахстане.

F: В Sunday Airlines достаточно возрастные самолеты. Когда вы планируете их заменять и на какие лайнеры?

- Парк Sunday Airlines состоит из Boeing 757-200 и Boeing 767-300. Авиакомпания SCAT, став в 2012 участником международного протокола по обеспечению безопасности полётов IOSA, прошла и неоднократно подтвердила полный международный аудит всех внутренних процедур и практик, связанных с обеспечением безопасности. Как было сказано выше, компания ведёт работу по расширению и обновлению парка воздушных судов, результаты которой вы сможете оценить в ближайшем будущем.

ФОТО: архив SCAT

F: Также вы работаете в секторе аэропортов: управляете воздушной гаванью в Таразе, строите новый терминал в Шымкенте. Оправдана ли такая стратегия? Хватает ли вам внимания на всё?

- Нам, действительно, как-то хватает времени на всё (смеется). Авиакомпания SCAT берёт свое начало из южноказахстанского региона, и потому мы готовы прилагать максимум усилий к развитию родного края. На протяжении многих лет успешно работает и развивается авиационный хаб на базе аэропорта Актау, созданный авиакомпанией. С 2017 авиакомпания приступила к построению авиационного хаба на базе международного аэропорта Нурсултан Назарбаев, новыми этапами развития компании и южноказахстанского региона станет создание новых мощнейших хабов на базе двух южных городов. Очередной пассажирский авиационный хаб будет создан на базе нового аэропорта города Шымкента, а на базе воздушной гавани в Таразе планируется выстроить первый в Казахстане грузовой авиационный хаб.

Это принесёт дополнительный прирост экономике региона и придаст новый импульс развитию авиационной отрасли РК. Старт программе развития уже положен. 8 августа аэропорт города Тараза впервые принял на базировку грузовое воздушное судно компании Mongolian Airways.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить