Жертвы ради красоты. Как салоны красоты в Алматы пытаются начать работать

16621

Мастера маникюра, визажа и эпиляции столкнулись с трудновыполнимыми требованиями и постоянно меняющимися правилами

ФОТО: pixabay.com

Об открытии салонов красоты в регионах, где прирост зараженных COVID-19 составляет менее 7% в течение недели, было объявлено 11 мая. Президент Касым-Жомарт Токаев, выступая на заключительном заседании Госкомиссии по ЧП, так и сказал: «С сегодняшнего дня по всей стране будет возобновляться деятельность некоторых магазинов, салонов красоты, образовательных центров и других объектов».

Владельцы салонов, естественно, стали искать информацию об алгоритме открытия. Так, в постановлении главного санитарного врача «О мерах по обеспечению безопасности населения Республики Казахстан в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан «О введении чрезвычайного положения в РК» от 1 мая 2020, в части ІІ «Ограничительные мероприятия на территории республики» сказано: «Центральным государственным органам, правоохранительным и специальным органам, акимам областей, городов Алматы, Нур-Султан, Шымкент обеспечить введение и контроль исполнения: 9) усиленного санитарно-дезинфекционного режима (установка санитайзеров для обработки рук, обработка поверхностей не реже двух раз в день, влажная уборка с применением дезинфекционных средств, проветривание) на объектах массового пребывания и жизнеобеспечения (торгово-развлекательные центры, рынки, ЦОНы, бани, объекты религиозного назначения, коммунального хозяйства, пищевой промышленности, общественного питания, вокзалы, аэропорты, сферы услуг (салоны красоты, ателье и другие)».

Очевидно, что в самом постановлении приведен далеко не полный перечень условий для возобновления работы. Хозяева салонов обратились к приложению 5 к постановлению, содержащему множество пунктов, касающихся деятельности парикмахерских (которые открыли раньше салонов красоты). Среди правил в приложении 5 есть такие, как:

«2. Ответственным лицом проводить опрос и измерение температуры тела работников (в т.ч. мастеров, административного и технического персонала, охранников и др.) перед началом смены и в дальнейшем не менее 2-х раз в течение рабочего дня с записью результатов в специальном журнале.

7. Обеспечить персонал запасом одноразовых медицинских масок (исходя из продолжительности рабочей смены и смены масок не реже 1 раза в 3 часа), а также одноразовыми перчатками (подлежащих замене не реже 2 раз в смену и при нарушении целостности), дезинфицирующими салфетками или кожными антисептиками для обработки рук».

Однако далее в приложении почему-то после пункта 12 идет сразу пункт 14 и более странный пункт 15:

«14. При организации питания доставку блюд производить при использовании посуды однократного применения. Прием пищи осуществлять посменно с учетом соблюдения расстояния между посадочными местами не менее 2-х метров.

15. Сотрудники доставляются на рабочие места на служебном или личном автотранспорте при соблюдении санитарных мер. Транспорт заполняется так, чтобы было обеспечено расстояние не менее 1 метра между пассажирами, пассажиры в транспорте должны быть в масках. Обработку транспорта с применением моющих и дезинфицирующих средств проводить не менее 2-х раз в сутки. Водители автотранспорта проходят предсменный осмотр и термометрию и обеспечиваются СИЗ (маски, перчатки, санитайзер)».

Получается, руководители салонов должны организовать доставку работников служебным транспортом или же у всех работников должны быть личные автомобили. Условие вряд ли выполнимое, если учесть, что подавляющее большинство парикмахерских и салонов красоты — это, можно сказать, даже не малый, а микробизнес.

Надежду дало следующее постановление главного санврача РК от 10 мая 2020, где было дано указание «акимам областей, городов Алматы, Нур-Султан, Шымкент, Национальной палате предпринимателей «Атамекен» в регионах при достижении уровня прироста заболеваемости COVID-19 не более 7% в течение 7 дней обеспечить:

7) работу салонов красоты (по предварительной записи) с обеспечением допуска посетителей в медицинских масках и соблюдением усиленного санитарно-дезинфекционного режима».

Однако не тут-то было. Как заявил заместитель акима Алматы Сапарбек Туякбаев, в Алматы салоны красоты смогут начать работу только после аудита. «Заявки будут принимать через сайт infoalmaty.kz. После одобрения комиссии им будет разрешено начать свою работу и привлекать своих сотрудников, в том числе тех, кто проживает в области. Мы понимаем, что салонов красоты более двух тысяч в городе. Мы не будем торопиться, у нас достаточно сотрудников», – сказал он.

Владельцы салонов начали звонить по указанным на сайте телефонам.

- Во вторник, в 8:00 утра я позвонила, сказали, что салоны должны оставлять только по телефону заявку, потом заносят в базу, и велели перезвонить в 10:00 - сейчас комиссии нет. Больше дозвониться я не смогла, - рассказала владелец двух салонов ногтевого сервиса Lady May Оксана Абитова. - Чуть позже появилась информация, что можно отправлять письма на почту, видимо, в свободном форме, так как образца для письма не было. Отправила, ещё утром. Уведомление о прочтении до сих пор не пришло, дозвониться невозможно. Не знаю, сколько ждать. Салоны подготовила согласно требованиям для парикмахерских, других пока нет.

По словам Оксаны Абитовой, и раньше требования для маникюрных салонов включали в себя наличие ультрафиолетовых ламп в каждом помещении согласно кубатуре, санитайзеров для посетителей и сотрудников, сухожарового шкафа для дезинфекции инструментов, одноразовые салфетки и полотенца и т. д. Теперь к ним прибавились соблюдение двухметрового расстояния между посадочными местами, двукратная обработка всех поверхностей дезраствором, исключение очередей и т.д.

Больше всего владельцев салонов беспокоило требование иметь два бесконтактных термометра для посетителей на случай поломки одного.

- Я в декабре покупала такой, он стоил 19500 тенге, а потом взлетел до 85 тысяч, - сокрушалась Оксана.

Однако в приложении 8 к постановлению главного санврача от 10 мая было разрешено проводить «контроль температуры тела работников при входе в организацию, с применением аппаратов для измерения температуры тела бесконтактным или контактным способом (электронные, инфракрасные термометры, переносные тепловизоры)».

Но у владельцев салонов сейчас и так много дополнительных расходов.

- В марте, когда мы думали, что не будем закрываться, мне пришлось купить масок на 200 тыс. тенге. Антисептики тоже сразу взлетели до 10000 тенге, - рассказала наша собеседница.

Сейчас цены снижаются — дезинфицирующие жидкости уже можно найти и по 1,5 тыс. за литр, но зато явно подорожают многие расходные материалы: инструменты, лаки, краски, гели и прочая «косметическая» химия — ведь их стоимость привязана к доллару. Повышать цены на свои услуги салоны боятся — у клиентов и так упали доходы. Скорее всего, владельцы салонов будут рассматривать снижение зарплат для мастеров.

Однако самое главное — нет ясности, когда и как салоны смогут открыться. А каждый день простоя больно бьет по салонному бизнесу.

Ещё одна проблема — после окончания ЧП кончился и «форс-мажор» для арендаторов, то есть по идее они с 11 мая должны платить за аренду. А когда салоны на самом деле откроются, никто не знает.

Во время прямого эфира 12 мая на ФБ-странице Минздрава главному санитарному врачу Айжан Есмагамбетовой задали вопрос, почему в ее постановлении не конкретизировано, какие именно салоны красоты и при соблюдении каких требований могут открыться. В ответ она не сказала ничего утешительного:

- Это нормальная практика, потому что в постановлении главного санврача страны не могут быть описаны все тонкости. В каждом регионе каждый главный санитарный врач по согласовании с оперативными штабами при акиматах может ужесточать карантинные меры в зависимости от ситуации в регионах.

В общем, как шутят в «Фейсбуке», «алматинцам теперь работать и гулять не только можно, но и нельзя». И когда ситуация изменится, неизвестно.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить